Технология подготовки ПА к консервации и их содержанию при хранении

Консервация пожарных автомобилей осуществляется для предотвращения коррозии механизмов и систем машин, которые не будут продолжительное время эксплуатироваться.

Под консервацией понимается содержание технически исправных, полностью укомплектованных, заправленных и специально подготовленных машин и оборудования в состоянии, обеспечивающем их длительную сохранность и приведение в боевую готовность в кратчайшие сроки.

На консервацию ставят все сверхштатные ПА или ПА, использование которых не предполагается на период более трех месяцев, а в особых климатических условиях – более одного месяца.

Консервация может быть кратковременной (до одного года) и длительной (более одного года).

Постановка ПА на консервацию осуществляется по решению
начальника Управления МТО. Он же определяет вид консервации, перечень машин, подлежащих консервации, и материально-ответственных лиц
за выполнение работ.

Организует работу по консервации заместитель начальника отряда (части). Он же составляет план выполнения работ, в котором определяется:

– подготовка персонала, который будет выполнять работу;

– распределение оборудования и помещений для постановки машин на хранение;

– обеспечение подразделений эксплуатационными материалами;

– порядок оформления документации.

О постановке и снятии ПА с консервации делается запись в формуляре.

Постановка и снятие с консервации другого оборудования осуществляется по решению руководителя подразделения ГПС.

Консервация ПА. На консервацию ставят только машины, имеющие запас хода до среднего и капитального ремонта не менее 12 000 км.
Новые машины ставят на консервацию после обкатки.

Подготовка машин к консервации включает очередное техническое обслуживание и специальные работы по защите их от коррозии. Перед началом специальных работ с машин снимают и хранят отдельно пожарные рукава, задержки рукавные, веревки спасательные, инструмент для резки электропроводов, фонари электрические переносные. Остальное пожарно-техническое вооружение после приведения его в исправное состояние при необходимости смазывают и хранят на машинах.

Дополнительные работы по защите механизмов от коррозии регламентированы Наставлением по технической службе. Их можно разделить на две группы. Первую группу составляют работы, выполняемые
до постановки машин на место стоянки для хранения. Вторую группу
составляют работы после установки машин на стоянки для хранения.

Порядок работ первой группы:

– промывают, очищают и высушивают все баки, а при необходимости и восстанавливают разрушенные слои краски;

– колеса снимают, шины демонтируют, детали очищают от коррозии, окрашивают шины, камеры талькируют[6], затем шины монтируют на диски, заполняют воздухом и устанавливают на место;

– удаляют из рабочей полости насоса воду и в эту полость заливают литр моторного масла; провернув вал насоса на 5–10 оборотов, сливают масло; пеносмеситель снимают, разбирают, после очистки смазывают моторным маслом и устанавливают на место;

– обрабатывают консистентной смазкой все шарниры приводов,
инструмента, листов рессор (графитной смазкой).

По окончании всех работ закрывают все задвижки и клапаны,
а на всасывающий патрубок ставится заглушка. После выполнения этих работ автомобиль устанавливают на место стоянки. Для хранения автомобилей отводятся специальные помещения. В них автомобили могут устанавливаться не более чем в два ряда передней частью к воротам с интервалом не менее 1 м.

Работы второй группы включают консервацию двигателя, слив воды и горючего из двигателя. Наиболее сложной является консервация двигателя.

Разогрев двигателя перед консервацией следует осуществлять
на эксплуатационных оборотах при температуре охлаждающей жидкости
70–80 оС. При этом образуется наименьшее количество SO2 и SO3 в отработавших газах.

Останавливать двигатель следует перекрыванием бензинового крана бензобака. Вывернув свечи (или форсунки у дизелей), следует провернуть (2–3 раза) стартером коленчатый вал в течение 5 с. После этого в каждый цилиндр заливают 30–50 г обезвоженного (предварительно подогреваемого до 110 оС) масла при 80 оС, затем коленчатый вал двигателя проворачивают заводной рукояткой на 10–15 оборотов. Свечи форсунки ввертывают на
место и из двигателя сливают все эксплуатационные материалы. Аккумуляторные батареи снимают с машин, подготавливают для хранения и сдают
на склад. Горловины всех механизмов и систем герметизируются и закрываются промасленной бумагой.

Рычаги управления должны быть поставлены в нейтральное положение, а тормоза отпущены.

Каждый автомобиль устанавливают на металлические или деревянные подставки. Колеса при этом должны быть подняты от земли на 8–10 см,
а давление воздуха в шинах понижено на 50 %.

После проверки комиссией качества консервации двери кабины
и кузова, а также капот двигателя пломбируются.

Ключи зажигания должны находиться на месте.

При конструировании и производстве машин уделяется большое внимание защите их механизмов и систем от коррозии. Для этого выбирают металлы с необходимыми свойствами, защищают изделия красками, лаками, указывают режимы работы и обслуживания механизмов и систем.

В технической документации на изделия (пожарные насосы, двигатели, машины) даются указания по особенностям консервации изделий
и организации их хранения.

Обслуживание автомобилей на консервации производится по планам осмотра. При обслуживании выполняется комплекс работ. Прежде всего проверяется наличие коррозии. При ее обнаружении она удаляется с последующим покрытием участков консистентной смазкой. Проверяется работа приводов управления. По окончании всех работ капот двигателя, двери кабины и кузова пломбируются.

Ежегодно снимаются с консервации 20 % машин. Они испытываются пробегом 20–25 км, а специальные агрегаты – в течение 1 ч. Если
обнаружены какие-либо неисправности, то могут быть испытаны другие
автомобили.

После испытаний проводится обслуживание машин в объеме второго технического обслуживания и постановка их на консервацию. О выполненных работах делается запись в формуляре.

Снятие машин с консервации. Перед постановкой машин
в пожарной части на дежурство они подвергаются первому техническому обслуживанию. Кроме того, на машины устанавливают снятое с них оборудование, все системы промывают, доливают и заменяют масло в агрегатах. Баки заполняют пенообразователем, цистерну – водой. Работу насоса проверяют, забирая воду из открытого водоема.

Контрольные вопросы

1. Особенности организации ТО и Р в ГПС.

2. Организация ЕТО. Содержание основных работ.

3. Сущность ТО ПА на пожарах. Содержание работ.

4. Организация ТО после пожара. Назначение и содержание работ.

5. Планирование и содержание основных работ ТО-1.

6. Планирование проведения ТО-2. Организация постановки на обслуживание и получение ПА псле обслуживания.

7. Классификация ремонтов ПА, Нормативы, организация.

8. Организация эксплуатации ПНР в ГПС.

9. Причины коррозии металлических изделий ПА.

10. Организация хранения и консервирования пожарных машин.


[1] При проведении всех видов ТО каждого типа и модели пожарного автомобиля следует руководствоваться инструкциями заводов-изготовителей данной техники.

[2] Проверки уровня жидкости в бачке рулевого управления, гидроприводе тормозов и механизме выключения сцепления, в системе охлаждения двигателя; уровня топлива в топливном баке; уровня воды в бачках омывателей ветрового стекла и фар
(при необходимости долить) осуществляются раз в 10 дней с записью в Журнале технического обслуживания шин, аккумуляторных батарей и колес.

[3] Смазку узлов, агрегатов и механизмов проводить в соответствии с картой смазки для всех типов пожарных автомобилей.

[4] Смазку узлов, агрегатов и механизмов проводить в соответствии с картой смазки для всех типов пожарных машин.

[5] Окраска поврежденных поверхностей пожарного автомобиля и ПТВ осуществляется при необходимости для всех типов машин.

[6] Тальк – минерал Mg3Si4O10, уд. масса 2,7–2,8, твердость 1 (по шкале Мооса,
по этой шкале твердость алмаза равна 10).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: