Эволюционная структура психики человека

Эволюция психики представляет собой постепенное, непрерывное, более или менее длительное ее изменение. Можно выделить три уровня эволюции психики: межвидовой, внутривидовой, онтогенетический.

Межвидовой уровень эволюции психики заключается в постепенном изменении ее от простых к более сложным формам по мере развития видов животных от первых рыб к земноводным, рептилиям, птицам, млекопитающим и человеку. Это эволюция психики как явления жизни на Земле.

Внутривидовой уровень эволюции психики состоит в постепенном изменении психики по мере развития человека или животного как вида. Человек как вид млекопитающих существует примерно 1,5 млн. лет. В течение этого периода психика непрерывно изменялась. Эти изменения составляют нашу внутривидовую эволюцию психики.

Онтогенетический уровень эволюции психики в процессе жизни человека (животного) от рождения до старости и смерти.

Кратко рассмотрим макроэволюцию психики – ее межвидовой уровень. Психика как явление жизни на земле возникла, по приближенной оценке, примерно 500 млн. лет назад. В.И.Вернадский отмечал:

Начиная с кембрия, т.е. в течение 500 млн. лет, - мы видим, что от времени до времени, с большими промежутками … идет увеличение сложности и совершенства строения центральной нервной системы, центрального мозга.

Первоначальный уровень психического отражения является бессознательным. Он представлен главным образом инстинктами. К основныминстинктам можно отнести инстинкты самосохранения,размножения, территориальный,иерархий, агрессии,стремление к обеспечению определенной избыточности жизненных ресурсов и др.

Психика низших животных, таких, как рыбы, земноводные и птицы представляет собой в основном бессознательный уровень психического отражения.

Затем, примерно 500 млн. лет назад, у высших животных появился новый, более совершенный уровень психического отражения – подсознание. Оно в основном представлено эмоциями. Эмоции характеризуются большим разнообразием. Их можно разделить на два больших класса: положительные и отрицательные. К положительным эмоциям относятся: радость, удовольствие, удовлетворение, эйфория и др. В числе отрицательных эмоций можно назвать: неприязнь, гнев, разочарования, неудовлетворенность, подавленность, обиду.

В качестве примера психики, представленной главным образом бессознательным, можно привести психику крокодила. Более сложной, включающей не только бессознательный, но и подсознательный уровни психического отражения, является психика собаки.

Сознание - свойственно человеку, возникло примерно 500 тыс. лет назад. Это высший уровень психического отражения, возникший естественным путем. Сознание присуще только человеку как общественно-историческому существу. Интеллект, такие высшие чувства, как любовь, вдохновение, альтруизм, отличают человека от животных и относятся к сфере сознания.

К надсознанию мы относим психические образования, который способен сформировать у себя человек в результате длительных специальных, целенаправленных тренировок. Возникло оно примерно 5 тыс. лет назад (см. рис1)

Есть люди, которые могут босиком ходить по раскаленным углям. Эта способность определяется возможностями психики таких людей, а не особенностями строения кожи на подошвах их ног. Следовательно, в психике людей, способных ходить босиком по раскаленным углям, есть образования, которых нет у других людей. Эти образования относятся к надсознанию. Путем целенаправленных тренировок каждый человек может сформировать у себя различные сверхспособности.

Один из важнейших выводов, вытекающих из сказанного выше, состоит в том, что бессознательное и подсознание играют в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем это кажется на обыденный взгляд.

В принятии человеком решения на выбор того или иного варианта поведения в конфликте участвуют все уровни его психики. Сам человек наиболее полно фиксирует те психические процессы, которые происходят на уровне сознания. Однако необходимо учесть, что сознание гораздо менее устойчиво к воздействию стрессовых факторов по сравнению с бессознательным и подсознанием.

В стрессовых, конфликтных ситуациях регулирующая роль бессознательного и подсознания в поведении и деятельности человека заметно возрастает по сравнению с обычными ситуациями.

Для конфликтолога крайне важно стремиться максимально учесть бессознательное и подсознательные элементы психической деятельности людей при исследовании различных конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: