Представительство Казахстана в ОБСЕ: итоги и значение

Казахстан вступил в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе 30 января 1992 года. 8 июля того же года республика подписала Хельсинский заключительный акт СБСЕ, а 23 сентября – Парижскую хартию для новой Европы.

Казахстан в первые годы независимости нуждался в поддержке мировых держав и авторитетных международных организаций, в том числе ОБСЕ. Одновременно, мировое сообщество также было заинтересовано в конструктивной внешнеполитической линии молодого государства, волею истории оказавшегося обладателем четвертого по мощи ядерного арсенала. Учитывая это, страна сделала осознанный выбор в пользу сбалансированных подходов во внешней и внутренней политике. Их стержнем стала стратегия многостороннего партнерства, либерализации экономики и общества.

Приглашение вступить в Организацию, сделанное ведущими западными странами, было воспринято в Казахстане как шаг, направленный на формирование новой архитектуры европейской безопасности, в условиях равноправия и отсутствия разделительных линий.

Став полноправным участником общеевропейского совещания, Казахстан принимал активное участие в процессах его дальнейшего развития, в том числе преобразования в международную организацию. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев участвовал в работе саммитов ОБСЕ, состоявшихся в Хельсинки (1992 г.), Будапеште (1994 г.), Лиссабоне (1996 г.) и Стамбуле (1999 г.). Ежегодно на заседаниях Совета Министров ОБСЕ Казахстан представлен главой внешнеполитического ведомства. Казахстанские парламентарии активно участвуют в работе Парламентской ассамблеи Организации.

В 1994 году по итогам Будапештского Саммита, в целях дальнейшей институционализации, Совещание было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В 1995 году было основано Постоянное Представительство Казахстана при международных организациях в Вене, которое обеспечивало непосредственное участие страны в ОБСЕ. А с 2008 года, в свете предстоящего председательства, функционирует самостоятельное Постпредство Казахстана при ОБСЕ, которое возглавляет Посол Кайрат Абдрахманов.

В 1995 году было открыто региональное Бюро ОБСЕ в Центральной Азии с офисом в Ташкенте. В 1999 году открыт Центр ОБСЕ в Алматы, который в 2007 году был переименован в Центр ОБСЕ в Астане. Ныне Центр возглавляет Посол Александр Кельчевски (Франция).

За последние несколько лет Казахстаном был проведен ряд крупных мероприятий ОБСЕ, среди них:

• Региональная Центрально-азиатская конференция «Борьба с торговлей людьми – региональный ответ» (Астана, 18-19 мая 2006 г.);

• Председательство Казахстана на III-ей Обзорной конференции по ДОВСЕ (Вена, 29 мая – 2 июня 2006 г.);

• Совещание ОБСЕ высокого уровня «Межкультурное, межрелигиозное и межэтническое понимание» – Совещание по толерантности (Алматы, 12-13 июня 2006 г.);

• Региональный семинар «Меры доверия и региональное сотрудничество в области разминирования» (Алматы, 26-27 марта 2007 г.);

• 17-ая ежегодная сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ (Астана, 29 июня - 3 июля 2008 г.).

В ноябре 2007 года на Мадридской встрече Совета министров иностранных дел ОБСЕ было принято решение о председательстве Казахстана в Организации в 2010 году.

151. Внешнеполитические ориентиры современного Казахстана.

Мы успешно решили задачу обеспечения благоприятного внешнего окружения реформам внутри страны путем налаживания стабильных и дружественных взаимоотношений, прежде всего с соседними государствами. Стратегическим достижением в данном направлении является юридическое оформление всей сухопутной границы Казахстана, которое завершилось в текущем году. Это - достижение огромной важности, которое открывает возможности развития сотрудничества нового качества с нашими соседями.

Российская Федерация была, есть и будет нашим ключевым партнером и союзником. Наши двусторонние отношения характеризуются масштабностью, динамичностью и высоким уровнем взаимопонимания. Между нами сложилась уникальная практика решения вопросов на паритетной основе, в интересах обоих государств. Сегодня мы уже ведем речь о достижении уровня товарооборота в 20 млрд. долларов.

По сути, казахстанско-российские отношения стали движущей силой процессов экономической интеграции и залогом стабильности на всем пространстве СНГ. Показательно и то, что Президент Казахстана является одним из 6 приглашенных российской стороной глав государств на предстоящий саммит «Большой восьмерки».

Нет никаких сомнений, что наш великий восточный сосед Китай становится одной из господствующих сил в мире. Поэтому я неустанно повторяю, что альтернативы развитию дружественных отношений с этим гигантским государством не существует. Более того, в обозримой перспективе динамично развивающийся Китай будет играть все более заметную роль в экономической программе Казахстана.

Безусловно, требуют решения серьезные вопросы, связанные, прежде всего, с рациональным использованием водных ресурсов трансграничных рек. Мы также стоим на позиции тщательного контроля за уровнем миграции между двумя странами.

Нам также важно развивать в казахстанском обществе понимание специфики этой страны, менталитета и культуры ее населения. Массовое направление в Китай казахстанских студентов, поощрение культурной инициативы – такие шаги, по моему глубокому убеждению, необходимо расширять.

Особое значение для Казахстана имеет развитие стратегического сотрудничества с США. Экономический и политический лидер мирового сообщества высоко оценивает роль Казахстана в обеспечение глобальной и региональной стабильности и безопасности, вклад нашей страны в решение проблем нераспространения ядерного оружия, противодействия терроризму и экстремизму, сохранение энергетического баланса.

Активные политические контакты на самом высоком уровне подтвердили растущее понимание Вашингтоном роли нашей страны в регионе, сути демократических преобразований в Казахстане. Соединенные Штаты воспринимают РК в качестве ключевого государства региона и связывают с нами большие надежды в контексте обеспечения стабильности в регионе и политико-экономического развития среднеазиатских государств.

Громадные экономические и растущие геополитические интересы европейских стран являются основой нашего сотрудничества с ЕС. Казахстан официально заявил о своей заинтересованности войти в число стран-партнеров Евросоюза в рамках программы «Европейской политики соседства». Фактически, мы ведем речь об инициировании тесного политического диалога и предоставлении Казахстану экономических выгод и преференций, которыми пользуются страны-члены ЕС.

Сегодня до наших южных рубежей доходят отголоски нестабильности в Центральной Азии, что, безусловно, вызывает наше беспокойство. Ни одна страна не может быть благополучной, пока имеет бедных и нестабильных соседей.

В качестве лидера центрально-азиатского региона мы не видим альтернативы политике полномасштабного сотрудничества с соседними государствами, что полностью отвечает нашим национальным интересам. Наша ключевая миссия заключается в поддержании процессов региональной экономической интеграции, устранении барьеров для торговли и инвестиций. С учетом перспектив объединенного рынка 50 млн. потребителей, эти меры станут основой экономического развития стран региона, повысят их способность преодолевать актуальные вызовы глобализации.

Мы предложили нашим партнером на рассмотрение концепцию создания Союза центрально-азиатских государств, выдвинутую Н.Назарбаевым. Заложенные в ней принципы взаимодействия, на наш взгляд, могут оказать решающее значение в стимулировании устойчивого развития всего региона без ущерба национальным интересам сторон.

Кроме того, мы ведем предметный диалог на предмет инвестирования Казахстаном крупных инфраструктурных объектов на территориях наших соседей.

Мы активно включились в международные усилия по содействию Афганистан, потому что считаем, что без нормализации жизни в этой стране будет трудно достичь стабильности и безопасности во всей Центральной Азии. Мы также продвигаем идею включения Афганистана в процессы региональной интеграции.

Казахстан стал заметным фактором в глобальной политике. Мы представляем интерес не только в качестве страны, обладающей богатыми углеводородными ресурсами и бурно прогрессирующей экономикой. Казахстан уважаем в мировом сообществе и ввиду ответственной политики, сохранившей мир и стабильность в сложный переходный период.

Поэтому мы с перспективой смотрим на развитие отношений с мусульманским миром, который демонстрирует устойчивую тенденцию к консолидации. Расположенный на стыке нескольких цивилизаций Казахстан может и должен прилагать усилия для налаживания многостороннего диалога по ключевым проблемам современного мироустройства, а также для защиты гуманистических принципов религий от влияния фанатизма и нетерпимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: