Развитие образования и науки БССР во второй половине 1940-х-первой половине 1950-х гг. как составная часть процесса послевоенного восстановления

В ходе Великой Отечественной войны образование и наука Беларуси понесли большие потери. В результате военных действий была разрушена материальная база науки, разрушены тысячи учебных заведений.

В ходе восстановления системы образования и науки был сделан упор на подготовку технических кадров, что требовало развитие индустриального общества и восстановление народного хозяйства.

В восстановлении системы образования за основу была взята среднеобразовательная школа. В ее восстановлении принимали участие педагоги, родители учащихся, ученики и военнослужащие. Для того чтобы снизить уровень неграмотности среди населения, в 1-ые классы принимали детей 11 лет, а в начальную школу-до 15 лет. Нехватка учительских кадров компенсировалась демобилизацией (увольнением из армии) бывших учителей и направлением учительских кадров из других республик СССР. Создавались школы рабочей и сельской молодежи. Активно шла борьба с неграмотностью в Западной Беларуси. В результате в 1949-1952 гг. было введено обязательное 7-летнее обучение.

Развивалось среднее специальное и высшее образование. Подготовка специалистов для народного хозяйства проводилась в Гродненском СХ институте, институте инженеров ж/д транспорта в Гомеле. Возобновили свою деятельность пединституты в Бресте, Мозыре, Полоцке.

Восстановление и развитие системы образования осложнялись нехваткой помещений, кадров, оборудования, идеологическим воздействием, сокращением изучения национальной истории и культуры, свертыванием преподаванием на белорусском языке.

В науке в первую очередь развивались прикладные направления (физика, математика, энергетика, химия), что было связано с послевоенным восстановлением народного хозяйства и развитием индустриального общества. Значительный вклад в развитие науки внесли Альсмик (занимался селекцией картофеля), Богомолов (открыл Старобинское калийное месторождение), Купревич (занимался генетикой). Однако на развитие науки отрицательно повлияли как огромные разрушения материальной базы в годы войны, так и идеология, особенно на развитие кибернетики (развитие информационных технологий), генетики (наука о наследственности), а также изучение истории Беларуси.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: