Морфологический анализ. Метод был предложен швейцарским астрономом Ф. Цвики в 1942 г. Сущность метода состоит в том, что проводится структурный (морфологический) анализ объекта: выбираются несколько его составных частей (элементов) и для каждого из элементов находятся альтернативные решения. Далее проводится синтез: анализируются все возможные сочетания признаков, так как каждая комбинация представляет собой потенциальное решение.
Метод контрольных вопросов. Процесс выработки новых идей основывается на использовании списка вопросов или предложений, имеющих отношение к анализируемой проблеме. Вопросник составляется в произвольной форме. Например:
- Можно ли найти для этого какой-то иной способ применения?
- Можно ли это адаптировать?
- Есть ли где-то или было в прошлом что-то похожее?
- Не наводит ли это на какие-то другие идеи?
- Что можно скопировать? В чем можно превзойти?
- Можно ли это как-то модифицировать: изменить цвет, вид движения, запах, форму, силуэт?
- Что еще можно изменить?
|
|
- Можно ли это увеличить?
- Если «да», то что именно: частоту, мощность, размер?
- Можно ли придать этому новую ценность, добавив новое свойство или включив в состав дополнительные компоненты?
- Можно ли это уменьшить?
- Если «да», то как это сделать: уменьшить размеры?
- Повысить концентрацию?
- Сделать миниатюрный вариант?
- Сделать ниже?
- Сделать короче?
- Сделать легче?
- Убрать какой-то компонент?
- Можно ли вообще все поменять местами?
- Заменить плюс на минус?
- Можно ли это скомбинировать?
- Что если сделать смесь, сплав, набор, комплект?
Синектический метод. Техника синектики основана на аналогиях, помогающих взглянуть на проблему по-новому. Этот подход был разработан американским исследователем У. Гордоном в середине 50-х годов XX века. Проанализировав записи групповой работы изобретателей, он заметил, что новые важные идеи обычно появляются на основе аналогий с природными явлениями или другими аспектами жизни.
Используются четыре вида аналогий:
1. Прямые.
2. Личные (метод ассоциаций).
3. Символические.
4. Фантастические.
Метод фокальных объектов. Данный методбыл впервые предложен в 1926 г. и впоследствии значительно усовершенствован Ч. Вайтингом в середине 50-х годов ХХ века. Метод состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса, и поэтому называется фокальным. В результате возникает ряд неожиданных вариантов решения. Метод дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных систем.
Метод свободных ассоциаций. Метод свободных ассоциаций является одним из самых простых и в то же время самых действенных методов выработки новых идей. Он весьма полезен при необходимости выработать совершенно новый взгляд на проблему. На листе бумаги пишется слово или фраза, имеющая отношение к обдумываемой проблеме, затем последовательно добавляются другие слова или фразы, обозначающие новые грани мыслительного процесса, благодаря чему возникает цепочка идей.
|
|
Метод коллективного блокнота. Метод позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым членом рабочей группы (фиксирование идей в блокнот по рассматриваемой проблеме) с их коллективной оценкой и процессом выработки решения.
Метод мозгового штурма. Метод мозгового штурма (брейнсторминг), созданный американским психологом А. Осборном, представляет собой неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей, спонтанно предлагаемых участниками.
Подготовка к мозговому штурму начинается с формулирования проблемы. Затем подбираются участники (6—12 человек) желательно различных профессий, но среди них не должно быть признанных авторитетов по обсуждаемой теме. Любые, даже самые абсурдные, идеи фиксируются; не допускаются критические замечания или оценки высказанных идей; поощряется комбинирование идей и развитие их в разных направлениях.
Мозговой штурм может совмещаться с другими методами, например методом синектики.
Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) [2]. АРИЗ, разработанный Г. Альтшуллером, — эвристическая программа, позволяющая путем последовательных операций шаг за шагом приходить к наиболее эффективному решению задачи без перебора всех возможных вариантов. Цель — выявление в технической системе недостатка, порождающего противоречие, и поиск решения через устранение этого противоречия. При этом реализуется стратегия логического направленного поиска (табл. 3.1).
Таблица 3.1. Основные этапы АРИЗ
Этап | Содержание этапа |
1. Выбор задачи | Определить конечную цель решения задачи. Проверить, есть ли «обходной путь». Определить, решение какой задачи целесообразнее — первоначальной или обходной. Определить требуемые количественные показатели с учетом фактора времени. Уточнить требования, вызванные конкретными условиями, в которых предполагается реализация изобретения |
2. Уточнение условий задачи | Уточнить задачу с использованием патентной литературы. Изложить условия задачи с выделением элементов объекта. Выбрать те элементы, которые в наибольшей степени поддаются изменениям |
3. Аналитическая стадия | Составить формулировку идеального конечного варианта. Сделать два рисунка «Было» — «Стало». Выделить элемент, который не может совершать требуемого действия при требуемых условиях, и выяснить причины, а также определить, что нужно сделать, чтобы элемент «работал». Сформулировать способы, которые могут быть практически осуществлены |
4. Предварительная оценка найденной идеи | Определить, что улучшается, а что ухудшается при использовании предлагаемого новшества. Что можно сделать для предотвращения ухудшения и к каким ухудшениям это приведет? |
5. Синтетическая стадия | Определить, как должна быть изменена надсистема, в которую входит измененная система. Проверить, может ли измененная система применяться по-новому. Использовать найденную техническую идею при решении других технических задач |
Автоматизированный метод генерации идей. В основу метода положены следующие процессы:
- диалог с банками данных, содержащими несколько миллионов единиц информации;
- изучение всех публикаций и поиск по ключевым словам «идея», «инновации», «новинки» и др. с их фильтрацией в ЭВМ по определенным правилам.
ЭВМ выдает заголовки этих материалов, а затем исследователь выбирает весь материал для детального ознакомления. Поиск может быть ограничен видом информации: патенты, научные конференции, реклама и торговые журналы и т.д.