Услуги- это комплекс разнообразных видов деятельности, в том числе и предпринимательской, связанных с удовлетворением совокупности потребностей людей. Поскольку это очень общее определение, различают понятие «услуги» в широком и узком смысле слова. В широком смысле услуги - это комплекс многообразных видов деятельности и разнообразных коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.
Услуги составляют так называемый третичный сектор экономики, на который приходится 2/3 мирового ВВП. Их преобладание в экономике США и других промышленно развитых государств, а также в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой абсолютно. В 2000 г. удельный вес услуг в ВВП Российской Федерации составлял 47,2 %.
Большинство услуг продается и покупается, следовательно, услуга это товар. В то же время услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его вещественном виде:
|
|
• они, как правило, неосязаемы. Эта неосязаемость и «невидимость» большинства услуг является нередко основаниям для того, чтобы называть внешнюю торговлю услугами «невидимым» экспортом и импортом;
• услуги неотделимы от своего источника;
• их производство и потребление, как правило, происходят одновременно;
• для них характерно непостоянство качества, изменчивость, невозможность хранения.
Роль услуг в мировой и национальной экономиках и торговле быстро растет.
Это объясняется следующими причинами:
• научно-технический прогресс, включающий развитие технологий в целом и, в частности, бурный рост информационных технологий, что значительно расширяет предложение различного вида услуг;
• развитие международных экономических связей в процессе транснационализации и глобализации мировой экономики, расширяющее международный обмен услугами;
• повышение доходов и платежеспособности населения во многих странах мира. Это относится не только к индустриально развитым странам, но и многим развивающимся государствам.
Количество услуг очень велико. Например, в ходе международных переговоров в рамках ГАТТ/ВТО учитывается более 160 видов услуг, разбитых на 12 секторов. В классификатор услуг ООН включено более 500 позиций и субпозиций, объединенных в 6 отраслевых групп.
Услуги можно классифицировать не только по отраслям, но и по способу предоставления, связи с движением факторов производства и другим критериям.
Часть услуг производится и потребляется внутри той или иной страны. Это относится, в частности, к правительственным и обязательным социальным услугам, которые финансируются из национальных бюджетов.
|
|
Большинство видов услуг может быть объектами международной торговли. Торговля услугами это нетоварные коммерческие сделки. Если сделка заключена между фирмами или физическими лицами разных стран, она считается международной. В отличие от торговли товарами, экспорт или импорт услуг не обязательно означает перемещение через таможенную границу. Например, если иностранец снимает номер в гостинице или оплачивает проезд внутри другой страны, это считается международной нетоварной сделкой по покупке (продаже) услуги.
Преобладает трансграничная торговля услугами, когда производитель и потребитель услуги разделены территориально. В то же время широко распространено присутствие иностранных фирм поставщиков услуг в стране, где эти услуги предоставляются. Для этого организуются филиалы банков и страховых компаний, представительства торговых, строительных, консультационных фирм.
Возможны варианты, когда потребитель услуги отправляется в страну ее производства (туризм, лечение) или, наоборот, лицо, которое оказывает услугу, приезжает в страну ее потребителя.
Почти все виды услуг можно разделить на две большие категории:
1) персональные услуги, удовлетворяющие потребности физических лиц;
2) деловые услуги для обслуживания юридических лиц.
Международная финансовая статистика, публикуемая МВФ, группирует услуги по трем разделам:
- транспортные услуги;
- туризм;
- другие частные услуги.
В отраслевой структуре экспорта услуг до 80-х гг. преобладали транспортные услуги, однако в последующие десятилетия они уступили первенство другим частным услугам и туризму, которые развивались гораздо быстрее. В 90-е гг. другие частные услуги заняли первое место в экспорте услуг (около 45%), поскольку именно в их состав входят деловые услуги, включающие финансовые услуги (банковские, страховые и т.д.), информационные (программное обеспечение, базы данных и др.), консультационные, торгово-посреднические и ряд других.
Объем международного экспорта услуг растет быстрее международной торговли в целом. Экспорт услуг составлял в 1980 г. 402 млрд.долл., в 2003 г. уже превышал 1,5 трлн. долл., т.е. вырос более чем в 3,7 раза. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составляет около 20 %. Однако этот показатель растет и к 2015 г., по оценкам, может составить 25-30%.
Все новые виды услуг включаются в международную торговлю. В ней увеличивается роль услуг, которые прежде ограничивались национальными рамками (образование, здравоохранение). Однако очень часто трудно разграничить экспорт товаров и экспорт сопутствующих услуг в крупных и долгосрочных сделках.
Международный обмен услугами осуществляется прежде всего внутри группы развитых (индустриальных) стран. Их удельный вес в международном экспорте услуг достигает 70 %. Однако он имеет тенденцию к сокращению, поскольку новые индустриальные страны и другие развивающиеся государства проявляют большую активность в этом секторе мировой экономики.
По объемам торговли услугами со значительным отрывом от других государств лидируют США (около 19 % мирового экспорта и около 14% мирового импорта услуг), на которые приходится максимальный объем торговли услугами по каналам ТНК. В десятку ведущих экспортеров услуг в начале 2000-х гг. вошли (кроме США) Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Испания, Нидерланды, Бельгия-Люксембург и Гонконг, а в десятку импортеров США, Германия, Япония, Великобритания, Италия, Франция, Нидерланды, Канада, Бельгия, Люксембург. К ней примыкает Китай. При этом Германия, Япония, Канада и Китай больше ввозят услуги, чем вывозят, т. е. являются чистыми импортерами услуг.
|
|
Россия на международном рынке услуг в 2002 г. занимала 29-е место в мире по экспорту (0,8 %) и 20-е место по импорту (1,4 %). Россия - нетто-импортер коммерческих услуг. По данным Банка России и расчетам независимого российского Центра развития отрицательное сальдо страны по услугам составляло в 2000 г. 5,2 млрд. долл.
Можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе международного разделения труда. В развитых (индустриальных) странах такая специализация представлена прежде всего деловыми услугами (финансовыми, телекоммуникационными, информационными) и экспортом передовых технологий, а также услугами по образованию, здравоохранению и туризму. Некоторые развивающиеся страны также специализируются на производстве услуг. Так, Турция, Египет, Таиланд, Кипр специализируются на туристских услугах; Панама, Либерия, Сингапур, Гонконг - на услугах морского транспорта; оффшорные центры Карибского моря и Тихого океана- на финансовых услугах.
Возрастает роль в международной торговле услугами новых индустриальных государств, Китая и ряда других. Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет здесь преимущества в использовании своего евразийского положения для организации международного транзита. Перспективно для России также развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма. В структуре экспорта российских услуг 33 % приходится на транспорт, 42 % на туризм и 25 % на другие частные услуги.