Организационно-правовые основы построения системы органов исполнительной государственной власти (государственного управления) и основные звенья ее структуры

Понятие «структура» чего-либо, т.е. структура той или иной системы множества, всегда означает и характеризует внутреннее строение этой системы. «Система» и «структура» – неразрывные парные понятия, которые не существуют одно без другого. Всякая система имеет свое внутреннее строение (структуру), а любая структура неразрывно взаимосвязана с определенной системой, принадлежит ей и характеризует ее. Многозначным понятием «структура органов исполнительной власти» охватываются:

1) структура системы органов исполнительной власти в России (всех без исключения органов исполнительной власти в центре и на местах);

2) структура системы федеральных органов исполнительной власти;

3) структура системы органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) структура системы местных органов исполнительной власти муниципальных образований;

5) организационная структура системы аппарата соответствующих органов исполнительной власти.

Единство и целостность всей системы органов исполнительной власти в стране обеспечиваются тремя факторами:

во-первых, всеобщими обязательными для всех принципами их организации и деятельности – принципами конституционности и верховенства Конституции РФ и федеральных законов; принципами народовластия, федерализма, разделения властей, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина; принципами равноправия субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий, недопустимости ущемления прав и интересов субъектов РФ, взаимного согласования их интересов и некоторыми другими принципами, отраженными и закрепленными в Конституции РФ (ст. 2, 5, 10, 71–73, 77 и др.);

во-вторых, всеобщим управленческим характером исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, а также различными формами административной соподчиненности (прямая подчиненность, подведомственность, подотчетность, подконтрольность и др.);

в-третьих, общими началами и едиными установленными в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Федерации правилами организации и деятельности различных видов исполнительных органов (единые наименования, общий порядок формирования, разработки, принятия и отмены правовых актов управления; единые общие правила государственной статистической отчетности, делопроизводства и т.д.).

Если единство и целостность всего аппарата исполнительной власти как системы основаны на общности рассмотренных организационно-правовых свойств составляющих его органов, то разделение последних на части (звенья его структуры) проводится на основе различий их компетенции (в объеме, территориальных масштабах деятельности и порядке формирования).

В качестве структурного звена системы органов исполнительной власти может рассматриваться группа органов исполнительной власти с единой по объему, характеру и территориальным масштабам компетенцией. На основе совокупности этих признаков в системе всего аппарата исполнительной власти можно выделить четыре фундаментальных укрупненных структурных звена:

1) федеральный центральный аппарат исполнительной власти (центральных органов государственного управления и их территориальных органов);

2) аппарат исполнительной власти (органов государственного управления) субъектов Федерации;

3) местный аппарат исполнительной власти муниципальных образований (местных органов исполнительной муниципальной власти) и

4) администрация предприятий, социально-культурных учреждений и их объединений, являющаяся органом исполнительной власти этих организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: