Задание к работе:
- Выберите задание согласно предложенному преподавателем варианту.
- Для задания 1: составить математическую модель решения задачи, написать программу на языке Паскаль.
- Для задания 2_1: составить математическую модель решения задачи, разработать блок-схему алгоритма, написать программу на языке Паскаль
- Для задания 2_2: составить математическую модель решения задачи на тему «Целочисленное деление», нарисовать блок-схему алгоритма, написать программу на языке Паскаль. Все входные и выходные данные в заданиях этой группы являются целыми числами. Все числа, для которых указано количество цифр (двузначное число, трехзначное число и т. д.), считаются положительными.
- Оформить в виде отчета согласно образцу на с.5-8.
- Ответить на контрольные вопросы (с.9).
- Отчет представить преподавателю в распечатанном виде.
Задание 1 | Задание 2 |
Вариант 1 | |
1. Автомобиль в первый день проехал 24% намеченного пути, во второй день – 46% пути, а в третий – остальные 450 км. Сколько километров проехал автомобиль? 2. Дано расстояние L в сантиметрах. Используя операцию деления нацело, найти количество полных метров в нем (1 метр = 100 см) | |
Вариант 2 | |
1. Найти площадь треугольника по формуле Герона по заданным сторонам a, b, c. 2. Дана масса M в килограммах. Используя операцию деления нацело, найти количество полных тонн в ней (1 тонна = 1000 кг) | |
Вариант 3 | |
1. Три пассажира одновременно сели в такси. После того, как вышел первый пассажир, счетчик показывал р1 рублей; после выхода второго – р2 рублей. Сколько должен был заплатить каждый пассажир (s1, s2, s3), если в конце поездки счетчик показывал р3 рублей? При этом плата за посадку составляет р0 рублей. Сделать проверку правильности расчета: (s1+s2+s3)-3*p0=p3 2. Дан размер файла в байтах. Используя операцию деления нацело, найти количество полных килобайтов, которые занимает данный файл (1 килобайт = 1024 байта). | |
Вариант 4 | |
1. Даны три стороны треугольника a,b,c. Вычислить: a. его площадь S (по формуле Герона); b. радиус вписанной окружности r; c. радиус описанной окружности R. 2. Даны целые положительные числа A и B (A > B). На отрезке длины A размещено максимально возможное количество отрезков длины B (без наложений). Используя операцию деления нацело, найти количество отрезков B, размещенных на отрезке A. | |
Вариант 5 | |
1. Вычислить объемы и площади поверхностей (основания, боковой и полной) цилиндра и конуса по заданным радиусу основания и высоте. 2. Даны целые положительные числа A и B (A > B). На отрезке длины A размещено максимально возможное количество отрезков длины B (без наложений). Используя операцию взятия остатка от деления нацело, найти длину незанятой части отрезка A | |
Вариант 6 | |
1. Дан прямоугольный параллелепипед со сторонами a,b,c. Вычислить: a. объем V; b. площадь поверхности S; c. длину диагонали d; d. объем шара Vш, диаметром которого является диагональ d. 2. Дано двузначное число. Вывести вначале его левую цифру (десятки), а затем — его правую цифру (единицы) | |
Вариант 7 | |
1.В правильной треугольной пирамиде заданы: длина стороны основания a и высота h. Вычислить: a. объем V; b. длину бокового ребра b; c. площадь полной поверхности пирамиды S. 2. Дано двузначное число. Найти сумму и произведение его цифр | |
Вариант 8 | |
1.В правильной четырехугольной пирамиде заданы: длина стороны основания a и высота h. Вычислить: a. объем V; b. длину бокового ребра b; c. площадь полной поверхности пирамиды S. 2. Дано двузначное число. Вывести число, полученное при перестановке цифр исходного числа | |
Вариант 9 | |
1. Определить площадь равнобедренной трапеции, если заданы основание b, высота h и угол при основании b 2. Дано трехзначное число. Используя одну операцию деления нацело, вывести первую цифру данного числа (сотни) | |
Вариант 10 | |
1. Пол комнаты, имеющий форму прямоугольника со сторонами 5,5 м и 6 м, нужно покрыть паркетом прямоугольной формы. Длина каждой дощечки паркета равна 30 см, а ширина – 5 см. Сколько потребуется таких дощечек для покрытия пола? 2. Дано трехзначное число. Вывести вначале его последнюю цифру (единицы), а затем — его среднюю цифру (десятки) | |
Вариант 11 | |
1. Дана сумма начисленной заработной платы. Из этой суммы необходимо удержать 12 % на подоходный налог, 1 % на профсоюзный налог, 1 % на пенсионный налог и добавить 45 %. Полученную сумму вывести на экран. 2. Дано трехзначное число. Найти сумму и произведение его цифр | |
Вариант 12 | |
1. Мотоциклист и велосипедист едут навстречу друг другу. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между ними 272 км, скорость велосипедиста 12 км/ч, а скорость мотоциклиста 56 км/ч? 2. Дано трехзначное число. Вывести число, полученное при прочтении исходного числа справа налево | |
Вариант 13 | |
1. Длина ребра куба равна а. Вычислить площадь полной поверхности куба. 2 2. Дано трехзначное число. В нем зачеркнули первую слева цифру и приписали ее справа. Вывести полученное число | |
Вариант 14 | |
1. Бетонный блок имеет длину 12 дм, ширину 8 дм и высоту 5 дм. Из таких блоков сложили стену длиной 240 дм, шириной 24 дм и высотой 30 дм. Сколько блоков потребовалось для этого? 2. Дано трехзначное число. В нем зачеркнули первую справа цифру и приписали ее слева. Вывести полученное число | |
Вариант 15 | |
1. Иван Иванович отправился из дому на рыбную ловлю. Три часа он ехал со скоростью 75 км/ч. Потом а ч он шёл пешком со скоростью 5 км/ч, наконец, 2 ч плыл на лодке по озеру со скоростью υ км/ч. Какой путь проделал Иван Иванович до места рыбалки? Найдите значение получившегося выражения, если: а) а =3, υ =6; б) а =4, υ =10. 2. Дано трехзначное число. Вывести число, полученное при перестановке цифр сотен и десятков исходного числа (например, 123 перейдет в 213) | |
Вариант 16 | |
1. Автобус в первый час прошел 30 км, во второй 24 км, а в третий 42 км. Какую часть всего пути прошел автобус в каждый час? Какую часть пути, оставшуюся после первого часа движения, прошел автобус во второй час и какую в третий? 2. Дано трехзначное число. Вывести число, полученное при перестановке цифр десятков и единиц исходного числа (например, 123 перейдет в 132) | |
Вариант 17 | |
1. Длина первого прямоугольника а см, ширина b см. Длина другого прямоугольника m см, а ширина n см. найдите отношение площади первого прямоугольника к площади второго, если: a=9, b=2, m=8, n=3; 2. Дано целое число, большее 999. Используя одну операцию деления нацело и одну операцию взятия остатка от деления, найти цифру, соответствующую разряду сотен в записи этого числа | |
Вариант 18 | |
1. Два участка земли огорожены заборами одинаковой длины. Первый участок имеет форму прямоугольника со сторонами 220 м и 160 м, а второй имеет форму квадрата. Площадь какого участка больше и на сколько? 2. Дано целое число, большее 999. Используя одну операцию деления нацело и одну операцию взятия остатка от деления, найти цифру, соответствующую разряду тысяч в записи этого числа | |
Вариант 19 | |
1. Найти длину стороны равностороннего треугольника, если известна его площадь. 2.С начала суток прошло N секунд (N — целое). Найти количество полных минут, прошедших с начала суток | |
Вариант 20 | |
1. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если: а) его ширина 2,5 см и составляет 5/8 высоты, а длина в 3,4 раза больше высоты; б) его высота 3,5 см и составляет 0,7 ширины, а длина в 2,4 раза больше ширины. 2. С начала суток прошло N секунд (N — целое). Найти количество полных часов, прошедших с начала суток | |
Вариант 21 | |
1. Длина первого прямоугольника а см, ширина b см. Длина другого прямоугольника m см, а ширина n см. найдите отношение площади первого прямоугольника к площади второго, если a=6,4, b=0,2, m=3,2, n=0,5. 2. С начала суток прошло N секунд (N — целое). Найти количество секунд, прошедших с начала последней минуты 3. | |
Вариант 22 | |
1. Найдите площадь ¾ круга, у которого радиус 8 см. Найдите площадь второго круга, у которого радиус составляет ¾ радиуса первого круга. 2. Найти разность между первой и последней цифрами заданного трехзначного числа. Вывести введённые числа и результат | |
Вариант 23 | |
1. Длина окружности 3,5 дм. Чему равна длина второй окружности, у которой диаметр составляет 5/7 диаметра первой окружности? 2. Найти разность между первыми двумя и последними двумя цифрами заданного четырехзначного числа. Вывести введённые числа и результат | |
Вариант 24 | |
1.Составить программу для вычисления площади трапеции. 2. Дана масса M в граммах. Используя операцию деления нацело, найти количество полных килограмм в ней (1 килограмм = 1000 г) | |
Вариант 25 | |
1.Найти площадь заштрихованной фигуры, если известны радиусы внутренней и внешней окружностей (значения задать самостоятельно). 2.Дано расстояние S в миллиметрах. Используя операцию деления нацело, найти количество полных метров в нем (1 метр = 1000 мм) | |
Вариант 26 | |
1. Найти площадь заштрихованной фигуры, если известны радиус окружности и длина стороны квадрата (значения задать самостоятельно). 2. Найти разность между первыми двумя и последней цифрой заданного трехзначного числа. Вывести введённые числа и результат | |
Вариант 27 | |
1. Найти площадь заштрихованной фигуры, если известны радиус окружности и длина стороны квадрата (значения задать самостоятельно). 2. Найти сумму квадратов цифр заданного двухзначного числа. Вывести введённые числа и результат. | |
Вариант 28 | |
1. Диаметр колеса тепловоза равен 180 см. за 2,5 мин колесо сделало 500 оборотов. С какой скоростью идет тепловоз? (Ответ: ≈68 км/ч) 2. Найти разность квадратов цифр заданного двухзначного числа. Вывести введённые числа и результат. |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
|
|
|
|
|
|
|
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Иркутский государственный университет путей сообщения»
Кафедра «Информатика»
Тема: «Линейный вычислительный процесс»
Вариант №_
Выполнила: студентка группы БП-08-1
Жданова Алёна
Проверила: канд. пед. н., доцент кафедры «Информатика» С.И. Михаэлис
Иркутск
Задание 1
1.Словесная постановка задачи.
Найти значение выражения
Дано: x – значение переменной.
Определить: z – значение выражения.
Промежуточные величины: z1, z2.
2. Математическая постановка задачи.
3. Разработка программы на языке Pascal
4. Ответ
Задание 2
1. Словесная постановка задачи.
Найти длину ломаной, состоящей из двух звеньев, если известны координаты ее вершин.
Дано: x1, y1, x2,y2, x3,y3 – координаты вершин ломаной.
Определить: L - длину ломаной.
Промежуточные величины: L1, L2 – отрезки ломаной.
2. Математическая постановка задачи.
Длины отрезков рассчитываются по формуле:
3. Разработка схемы алгоритма.
4. Разработка программы на языке Pascal
5. Ответ
Контрольные вопросы
- Что называется алгоритмом?
- Перечислите способы описания алгоритмов.
- Чем характеризуется линейный вычислительный процесс?
- Какова структура программы на языке Паскаль?
- Какими служебными словами начинается и заканчивается программа на языке Паскаль?
- В каком разделе происходит описание переменных?
- Какие типы данных вы знаете?
- Чем характеризуется переменная?
- Как записывается оператор вывода?
- Как записывается оператор ввода?
- Как записывается оператор присвоения?
- Какие операции можно применять к переменным целого типа?
- Что такое бесформатный вывод данных?
- Расскажите про форматы вывода данных.
- Что означает запись оператора Writeln (‘k=’,k:5:2)?
- Как записать комментарии в программе?