ФАЗЫ | СТАДИИ | ЭТАПЫ |
Фаза проектирования | Концептуальная стадия | Выявление противоречия |
Формулирование проблемы | ||
Определение цели исследования | ||
Выбор критериев | ||
Стадия моделирования (построения гипотезы) | 1. Построение гипотезы. 2. Уточнение (конкретизация) гипотезы. | |
Стадия конструирования исследования | 1. Декомпозиция (определение задач исследования). 2. Исследование условий (ресурсных возможностей). 3. Построение программы исследований. | |
Стадия технологической подготовки исследования | ||
Технологическая фаза | Стадия проведения исследования | Теоретический этап |
Эмпирический этап | ||
Стадия оформления результатов | 1. Апробация результатов. 2. Оформление результатов. | |
Рефлексивная фаза |
В процессе проведения исследования постоянно приходится сопоставлять полученные промежуточные результаты с исходными позициями, с проектом исследования, и, соответственно, уточнять, корректировать и цели, и сам ход исследования. То есть, оценка и рефлексия пронизывают постоянно всю деятельность исследователя. И если мы их помещаем в конце указанной логической цепочки, то только потому, что по завершении одной какой-либо научной работы исследователь, как правило, начинает следующую - новый цикл исследования, но уже на качественно новом уровне - каждое очередное исследование накапливает опыт научного работника.
Первая фаза - проектирование исследования - от замысла до определения конечных задач исследования и его планирования - в значительной мере осуществляется по общей для всех исследований схеме: замысел - выявление противоречия, постановка проблемы - определение объекта и предмета исследования - формулирование его цели - построение научной гипотезы - определение задач исследования - планирование исследования (составление временного графика необходимых работ). Логическая структура этой фазы общепризнанна. Она выработана на основе многовекового опыта научных исследований по всем отраслям знания и является, очевидно, оптимальной. Хотя, конечно, в каждом конкретном случае могут быть определенные отклонения, вызванные спецификой предмета и направленности исследования. Так, например, в исторических исследованиях логика может быть иной.
Логика второй, собственно исследовательской, технологической фазы работы может быть построена только в самом общем виде - ведь она определяется практически целиком содержанием конкретного исследования, каждое из которых по сути своей уникально.
Более однозначна логика последней стадии второй фазы, поскольку она, в общем-то, едина для большинства исследований и апробирована многолетним опытом: апробация результатов, литературное оформление работы. Также более однозначна логика построения третьей фазы - рефлексии, оценки и самооценки результатов исследования.