Сущность, закономерности и принципы воспитания

Важно осознать, в чем же заключается сущность воспитания в узком, профессионально-педагогическом смысле.

В некоторых педагогических пособиях воспитание определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых социумом в качестве необходимых для жизнедеятельности свойств. Иногда воспитание трактуется как руководство развитием и формированием личности. Действительно, воспитывая детей, педагоги на них воздействуют, осуществляют определенное руководство личностным развитием. Однако данные определения сущности воспитания отражают только внешнюю сторону данного сложного и многогранного процесса, только деятельность воспитателя, педагога (воздействие и руководство). Но мы уже знаем из предыдущих лекций о сущности источниках, движущих силах, факторах, возрастных и индивидуальных особенностях развития личности, что само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда результативно. Оно может вызвать у воспитанника разнообразные реакции: положительную и активную, отрицательную, нейтральную. Только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннее положительное отношение и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, над своим развитием, оно оказывает эффективное развивающее и формирующее влияние.

Закономерности и принципы воспитания. Закономерности выражают существенные, повторяющиеся, устойчивые связи между причиной и следствием. Из них вытекают принципы как основополагающие требования, которые определяют общее направление каких-либо процессов. В педагогическом процессе различают закономерности и принципы общие (для обучения и воспитания в единстве), присущие процессу обучения (дидактические принципы) и процессу воспитания. Сравнение их показывает, что они взаимосвязаны, хотя закономерности и принципы обучения и воспитания имеют свою специфику. Нам уже известны из лекций по теории обучения (дидактике) специфические дидактические принципы (научности, наглядности, доступности обучения и т.д.). Необходимо четко представить, изучить, осмыслить закономерности и принципы, отражающие специфику воспитательного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: