Понятие и признаки производства по делам, возникающим из публичных правоотношений

Во многих государствах для осуществления судебного контроля над органами исполнительной власти существует система судебных органов, осуществляющих административное судопроизводство (административная юстиция).

В настоящее время функции административного судопроизводства в РФ возложены на суды общей юрисдикции. Особенности производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений.

1. Предметом судебного рассмотрения являются публично-правовые, властные отношения, возникающие между государством в лице его различных органов, должностных лиц, с одной стороны, и физическими лицами - с другой.

2. Субъектом может быть только дееспособное лицо.

3. Лицо, возбуждающее процесс путем подачи жалобы, заявления на действия административного органа, - должностного лица, именуется заявителем, противоположная сторона - заинтересованным лицом.

4. Отсутствует возможность заключения мирового соглашения, предъявления встречного иска, замены ненадлежащего истца.

Согласно ст. 245 Гражданского процессуального кодекса к делам, возникающим из административно-правовых отношений, относятся:

1.Об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этого дела не отнесено законом к ведению иных судов;

2.Об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

3.О защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ.

4.Иные дела, возникающие из публично-правовых отношений и отнесенные законом к ведению суда.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений неприменимы некоторые категории искового производства, а именно: мировое соглашение, увеличение или уменьшение требований; исключается возможность предъявления в качестве способа защиты встречной жалобы, аналогичной встречному иску; усилена активность суда в собирании доказательств и его инициатива.

При рассмотрении и разрешении этих дел не применяются правила о заочном производстве. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан доводами и основаниями заявленных требований.

При рассмотрении и разрешении публично-правовых требований суд может истребовать доказательства по своей инициативе, а обязанность по доказыванию возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт или лиц, которые приняли оспариваемое решение или совершили действие (допустили бездействие).

Специфичны субъективные пределы законной силы судебного решения после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений. Лица, участвующие в деле, и иные лица не могут заявлять в суде идентичные требования (ст. 250 ГПК РФ).

Особенностью также является презумпция доказывания законности нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органами публичной власти или должностным лицом. Это обусловлено тем, что более слабой и незащищенной стороной в правоотношениях выступает лицо, чьи права нарушены. Властвующий субъект имеет большие возможности для подтверждения правомерности своих действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: