Общение. Культура общения.
Общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.
Общение человека с человеком происходит только в процессе межличностных отношений. Через общение человек:
- получает знания об окружающем мире
- происходит передача опыта
- усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество
- усваивает правила и нормы поведения
- учится оценивать поступки других людей
- формирует личные качества: принципиальность, отзывчивость, честность, доброту и др.
Виды общения:
- между реальными субъектами (напр. между двумя людьми)
- реального субъекта с иллюзорным партнером, которому как бы присваиваются несвойственные ему
качества субъекта (напр. с животными)
- реального субъекта с воображаемым партнером (напр. «самообщение», диалог с образом др. человека)
- между воображаемыми партерами (напр. общение художественных персонажей)
|
|
Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.
Древние заповеди гласят:
«Тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо:
- доверие к тому, с кем общаешься
- вера в то, что он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться
- уважение к тому, с кем общаешься
- признание того, что он равен тебе и с ним надо общаться бережно и вежливо
Переговоры - обмен мнениями с деловой целью.
Позиция
Мягкая
Твердая
Принципиальная
Участники
Друзья
Соперники
Нейтральные
Цель
Соглашение
Победа
Мудрое решение
Способ
Делают уступки
Требуют уступок
Ищут соглашение
Манера
Мягкость к людям и проблемам
Твердость и к людям и к проблемам
Мягкость к людям, но твердость к проблемам
Прием
Доверяют друг другу
Подозревают друг друга
Действуют независимо от симпатий
Правила ведения спора, полемики, дискуссии.
- вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;
- в споре не допускать тона превосходства, уважать мнение коллег;
- не навязывать прямо и грубо свою точку зрения коллегам, надо уметь найти удачное сочетание
понимающей и атакующей интонаций;
- грамотно и четко ставить вопросы;
- точно формулировать главные доводы;
- не горячиться, проявлять выдержку и самообладание, сохранять спокойствие;
- глупо возражать против разумных и обоснованных доводов;
- разговор вести в дружеском спокойном тоне;
- не отвечай коллеге, не дослушав и не проанализировав ход его мыслей.