· Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах.
· Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем.
· Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.
· Четкая международная система прогнозирования.
· Развитие новых технологий (ресурсосберегающих, использующих вторсырье, природные источники энергии).
· Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень. Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации.
Примеры заданий:
1. К особенностям глобальных проблем человечества относится (-ятся)
|
|
1) | связаны только с наиболее развитыми странами |
2) | появились с переходом человечества к классовому обществу |
3) | имеют общемировой, планетарный характер |
4) | все перечисленные |
Уровень сложности вопроса: 1 (базовый). Стоимость задания: 1 балл.
2. Быстрее население увеличивается в менее развитых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и в первую очередь продовольствия. По подсчётам специалистов, в будущем именно в этих странах будет жить свыше 80% населения мира. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация свидетельствует о наличии глобальной проблемы.
1) | войны и мира |
2) | экономической |
3) | демографической |
4) | энергетической |
Уровень сложности вопроса: 1 (базовый). Стоимость задания: 1 балл.
3. К политическим глобальным проблемам современного мира относится
1) | распространение оружия массового поражения |
2) | угроза распространение ядерного оружия за пределы «ядерного клуба» |
3) | разрыв в уровнях развития бедных и богатых стран |
4) | кризис духовных ценностей современного человечества |
Уровень сложности вопроса: 1 (базовый). Стоимость задания: 1 балл.
4. Верны ли следующие суждения о международном терроризме?
А. Угроза международного терроризма заставляет правительства ряда стран мира ограничивать права своих граждан.
Б. Международный терроризм и экстремизм стали ответом на глобализацию и экспансию ценностей западного мира в развивающиеся страны.
|
|
1) | Верно только А |
2) | Верно только Б |
3) | Верны оба суждения |
4) | Оба суждения неверны |
Уровень сложности вопроса: 2 (повышенный). Стоимость задания: 1 балл.
5(С5). Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобальные проблемы человечества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о глобальных проблемах, и одно предложение, раскрывающее одну из проблем.
Уровень сложности вопроса: 3 (высокий). Стоимость задания: 3 балла.
6(С6). Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.
Уровень сложности вопроса: 3 (высокий). Стоимость задания: 3 балла.
7(С7). При характеристике глобальных проблем современности приходится слышать мнение о том, что человечество идёт к своему концу, у людей нет сил спасти самих себя, провозглашается обречённость мирового сообщества. Назовите три важнейших признака глобальных проблем. Согласны ли вы с приведённым мнением? Свою позицию аргументируйте.
Уровень сложности вопроса: 2 (высокий). Стоимость задания: 3 балла.
8. Задание С9. Примерные темы для эссе:
1) «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность». (М. Ганди)
2) «Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его создала - он её переделывает». (А. Франс)
3) «Человечество стоит на распутье между смертельным отчаянием и полным вымиранием. Господи, даруй нам мудрость сделать правильный выбор!» (В.Аллен)
4) «Цивилизованное общество напоминает ребенка, который ко дню своего рождения получил слишком много игрушек» (Д. Томсон)
5) «Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять». (О.Хаксли)