Определение учебной деятельности
Учебная деятельность — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.
УД направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.
Основные характеристики учебной деятельности
Можно говорить о пяти характеристиках учебной деятельности в сопоставлении с учением.
1. отвечая познавательной, ненасыщаемой потребности учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой.
2. она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
|
|
3. в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);
4. общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность). Добавим к этим трем еще две существенные характеристики учебной деятельности.,
5. Чешский теоретик процесса и структуры учения И. Лингарт рассматривает еще одну особенность учебной деятельности как активной формы учения, а именно изменения психических свойств и поведения обучающегося “в зависимости от результатов своих собственных действий”.
Предмет учебной деятельности (ЧТО)
Анализ предметного (психологического) содержания учебной деятельности, как и любой другой деятельности, начинается с определения ее предмета, т.е. того, на что направлена деятельность: в данном случае — на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и является ее предметом, ее содержанием.
Средства и способы учебной деятельности (ЧЕМ и КАК)
Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах.
1) лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности интеллектуальные действия (в терминах С.Л. Рубинштейна — мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна.
|
|
2) знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт.
3) фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося.
Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими
· репродуктивные,
· проблемно-творческие,
· исследовательско-познавательные действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов).
Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания.
Продукт учебной деятельности, ее результат (Что получили)
Продуктом учебной деятельности является
· структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе
· умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики.
· внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах.
Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения.
Результатом учебной деятельности является поведение субъекта — это
· либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность,
· либо нежелание, уклонение, избегание. Во всем мире второе проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы.
Внешняя структура учебной деятельности
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как
· мотивация;
· учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий;
· учебные действия;
· контроль, переходящий в самоконтроль;
· оценка, переходящая в самооценку.
(мотив – план – исполнение –контроль).
(К. Прибрам, Ю. Галантер, Дж. Миллер, Д.А. Леонтьев)
Компонентный состав структурной организации учебной деятельности | ||||
Учебная ситуация | ||||
Учебная мотивация как совокупность побудителей, включающая познавательную потребность субъекта на фоне его общей потребности достижения | Учебная задача, предлагаемая в форме учебного задания, которая принимается обучаемым | Решение учебной задачи посредством учебных действий предметных и вспомогательных | Контроль преподавателя, т.е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль | Оценка преподавателя, т.е. внешние оценочные действия, переходящие в самооценку |
Мотивация — первый компонент структуры учебной деятельности.