Переход страны к рыночному хозяйству - процесс сложный и уникальный. Предстоит найти самобытные пути способы решения беспрецедентных по своим масштабам задач. Политика должна быть направлена, в первую очередь, на то, чтобы изменить характер рынка труда путем перехода от избыточной занятости с низкой производительностью труда к созданию низкого уровня безработных с высокопроизводительной занятостью. Это особенно актуально, когда постоянно меняются технологии и виды продукции, развиваются одни и становятся банкротами другие предприятия и отрасли экономики.
Возникает необходимость трансформации ряда узких западных моделей политики занятости в более специфичную для России модель, обеспечивающую повышение качества рабочей силы на рынке труда как средства социальной защиты людей от безработицы и важнейшего фактора экономического благосостояния общества. Такая модель требует всестороннего учета социально-экономических и демографических особенностей нашей страны.
В настоящее время можно говорить о трех основных вариантах набора средств политики занятости:
· пассивном;
· умеренно пассивном;
· активном.
Пассивная политика включает выплату пособия безработным и предоставление им простейших услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.
Умеренно пассивная политика также предусматривает материальную поддержку безработных и предоставление услуг по подбору рабочего места. Внешне эти два варианта более экономичны с точки зрения временных государственных расходов.
Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема могла бы оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, расширяющих возможности самостоятельного поиска и подбора рабочих мест. В противном случае сдерживающие усилия пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми, обострится проблема безработицы, расширится безработица и сопряженные с ней социальная изоляция, потеря трудовой мотивации у незанятого населения.
Наиболее оптимальный и приемлемый вариант политики занятости для Российской Федерации – активный. Именно такой подход, предусматривающий активные действия на рынке труда, повышение качества рабочей силы для последующего трудоустройства безработных, может обеспечить максимально возможную занятость населения, выпуск конкурентоспособной продукции и экономическое процветание общества (См. таблицу 6).
Исходя из вышесказанного, представляется целесообразным осуществлять следующие приоритетные направления активной политики занятости:
Ö уделять особое внимание повышению качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего, высшего и дополнительного образования, ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложений на рынке труда;
Ö постоянно корректировать объемы и профили подготовки кадров в образовательных учреждениях, снижать риск безработицы среди выпускников учебных заведений;
Ö содействовать предприятиям в подготовке и повышении квалификации персонала на производстве;
Ö обеспечивать выделение работодателями необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую переподготовку высвобождающихся работников для новых сфер приложения труда;
Ö обеспечивать развитие и совершенствование гибкой, ориентированной на трудоустройство, системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватную потребностям рыночной экономики;
Ö развивать систему непрерывного образования, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения;
Ö развивать систему профориентации и психологической поддержки населению;
Ö уделять особое внимание сохранению эффективно работающих и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, осуществлять поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование предпринимательской деятельности населения;
Ö в соответствии с программой структурной перестройки экономики предусматривать меры по переподготовке и трудоустройству высвобождаемых работников;
Ö содействовать трудоустройству слабо защищенных слоев населения (инвалиды, женщины, молодежь, беженцы, вынужденные переселенцы и др.), развивать общественные работы, разрабатывать и реализовывать целевые программы для молодежи, стимулировать работодателей, принимающих на работу выпускников школ и профессиональных учебных заведений;
Ö расширять масштабы помощи людям, оказавшимся 6eз работы, применять меры по быстрейшему вовлечению их в активную трудовую деятельность.
Таблица 6
ТРУДОУСТРОЙСТВО ГРАЖДАН ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ1)
Обратились по вопросу трудоустройства | Трудоустроены | |||||||
Тысяч человек | ||||||||
Всего | 5122,4 | 4745,9 | 6033,9 | 6603,6 | 2217,9 | 3199,4 | 4026,9 | 4154,4 |
в том числе: | ||||||||
занятые трудовой деятельностью | 169,9 | 177,7 | 183,7 | 174,2 | 17,9 | 96,7 | 122,6 | 115,0 |
учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время | 849,1 | 1285,2 | 1465,1 | 1481,3 | 806,1 | 1242,6 | 1421,8 | 1444,7 |
незанятые трудовой деятельностью2) | 3937,3 | 3283,0 | 4385,1 | 4948,1 | 1362,5 | 1860,2 | 2482,5 | 2594,7 |
из них ищущие первую работу (ранее не приступавшие к трудовой деятельности) | 619,3 | 2049,1 | 2488,0 | 2706,6 | 194,5 | 1622,5 | 1916,7 | 2021,4 |
В процентах к итогу | ||||||||
Всего | ||||||||
в том числе: | ||||||||
занятые трудовой деятельностью | 3,3 | 3,7 | 3,0 | 2,6 | 0,8 | 3,0 | 3,0 | 2,8 |
учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время | 16,6 | 27,1 | 24,3 | 22,4 | 36,3 | 38,8 | 35,3 | 34,8 |
незанятые трудовой деятельностью2) | 76,9 | 69,2 | 72,7 | 74,9 | 61,4 | 58,1 | 61,6 | 62,5 |
из них ищущие первую работу (ранее не приступавшие к трудовой деятельности) | 12,1 | 43,2 | 41,2 | 41,0 | 8,8 | 50,7 | 47,6 | 48,7 |
Заявленная в органы службы занятости потребность в работниках на конец 2004 г. составила 804,2 тыс. человек.
Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости,
в расчете на одну заявленную вакансию составила 2,3 человека.
__________
1) По данным Федеральной службы по труду и занятости.
Диаграмма 6
Массовую безработицу может допустить только слишком богатое или неразумное общество. При массовой безработице значительно сокращается бюджет государства, предприятия теряют квалифицированные кадры, сокращается количество налогоплательщиков и покупательная способность населения, требуются значительные расходы на поддержку безработных. Исходя из этого, представляется, что необходимо проводить обязательный мониторинг социально-политических и экономических процессов региона, позволяющий оказывать упреждающее воздействие принимаемых экономических и политических решений на динамику занятости населения (См. диаграмму 6).