Содержание. «филологическое обеспечение профессиональной коммуникации»

Учебное пособие

По дисциплине

«Филологическое обеспечение профессиональной коммуникации»

Составители – проф. Колесникова Е. И.,

Проф. Шарафадина К. И

Санкт-Петербург


  Ш25 Учебное пособие
  ISBN
   

УДК
ББК

ISBN

Ó ФГБОУВПО «СПГУТД», 2014

СОДЕРЖАНИЕ

I. Цели и задачи изучения дисциплины. Принципы построения пособия…………………………………………………………...4

II. Темы курсовых работ, методические рекомендации и вспомогательные материалы по выполнению и оформлению курсовой работы………………………

III. Методические указания и примеры выполнения контрольных работ.

  1. Список экзаменационных вопросов…………………
  1. Список рекомендованной литературы по дисциплине
  2. Приложения………………………………………

I ВВЕДЕНИЕ

Цели и задачи дисциплины. Принципы построения пособия.

Дисциплина «Филологическое обеспечение профессиональной коммуникации» состоит их двух разделов, которые последовательно изучаются в 1 и 2 семестрах.

Данное пособие содержит материалы, относящиеся к разделу, посвященному коммуникативным аспектамхудожественной литературы итекстовстатей из газеты «Ленинградская правда» 1930-х годов. Предлагается вводная общетеоретическая часть и несколько методических разработок, способных дать разъяснения по ряду изучаемых тем и имеющих практический выход в профессиональную сферу обучающихся. Помимо этого в пособии даются методические указания по выполнению контрольной и курсовой работы, вопросы к экзамену и ряд приложений, необходимых для их написания и оформления.

В конце каждой из научно-практических глав присутствует задание, которое может служить подспорьем как для преподавателя, ведущего практические и семинарские занятия, так и для студентов при подготовке к ним. В ряде случаев предлагаются разработки практических занятий, где задания для студентов даются по ходу изложения материала. При их выполнении формируются такие навыки, как умение выявлять в художественных произведениях различные коммуникативные ситуации, анализировать позицию автора, речевые и поведенческие стратегии героев и отрабатывать на литературном материале необходимые в профессиональной сфере языковое употребление и речевое поведение.

Базовой методологической основой курса является интегративный подход, при котором текстпредставлен и как порождение системы языка, и как результат конкретного речевого акта. Методология опирается на лингвистические, историко-литературные, дискурсивные исследования текстового материала. Комплексное изучение литературного текста в данном проекте предполагает исследование лингвистических и экстралингвистических факторов общения, связанных с порождениемтекста, иегоинтерпретацией.

Среди экстралингвистических факторов общения актуальны личность автора и адресатав их сопряженности.

Обучение различным аспектам коммуникационных приемов на предлагаемых в данном пособии примерах может, как значительно повысить общий кругозор обучающихся, так и дать им образцы целенаправленного использования родного языка для достижения определенных целей в деловом общении. Аналитическое обращение к художественным и публицистическим образцам, изучаемым в предлагаемом курсе, помогут составить яркий рекламный текст или убедительное политическое выступление, провести квалифицированную лингвистическую экспертизу, выстроить диалог с бизнес-партнером или клиентом в желаемом русле. Полученные навыки помогут творчески работать над исследованием рекламы современного рынка, проведением рекламного маркетинга, профессионально формировать имиджи вырабатывать фирменный стиль предприятия или сотрудников.

Данный курс предполагает поэтапное изучение всех ступеней коммуникативных взаимодействий литературного творчества ― от автокоммуникации (автор ― автор-повествователь) до различных дискурсивных и интертекстуальных аспектов. Погружение в коммуникативную направленность литературного текста, его информационно-воздействующие, декларативно-перформативные аспекты поможет выявить цели и способы реализации авторского замысла.

Для наиболее успешного решения поставленной проблемы необходим комплексный междисциплинарный подход, опирающийся на достижения литературоведения, лингвистики, социологии, теории медиатекста.

При этом исследование структурно-смысловой организации художественного текста с точки зрения коммуникативного эффекта рассматривается как обусловленное рядом факторов, включая идиостиль автора.

Парадигмообразующим методологическим принципом данного научного проекта является антропоцентризм. Подобный подход к литературному произведению позволяет рассмотреть его как комплексную систему коммуникаций: автор-повествователь, автор-читатель, автор-повествователь-литературный герой. Все уровни художественного произведения анализируются с позиции их места и роли в жизни отдельного человека как главного адресата культуры. Актуальность темы исследования определяется необходимостью тематизации роли человеческого фактора в литературном процессе.

Литературный текст уже на этапе своего формирования вступает в сложные социальные коммуникации, поглощает знания, эмоции, навыки, ценностные ориентации не только непосредственного нарратора, но и социума, к которому он принадлежит. Замысел определяется как субъективно-личностными намерениями, так и объективными внешними условиями. Если рассматривать его как этап иллокуции речевого акта, выраженного художественным произведением, то его реализация (перлокуция) зависит от многих контекстных составляющих.

Лекциии практические занятия курса построены по принципу многоаспектного охвата различных уровней творческой коммуникации. Ниже приводятся лишь некоторые из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: