Правовое обеспечение социальной работы

Вопрос 1. Источники права социального обеспечения и

их классификация

Основные источники российского прав социального обеспечения. Классификация источников права социального обеспечения. Конституция РФ – как один из источников права социального обеспечения в Российской Федерации. Основные личные права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ.

Основные политические права и свободы человека. Конституционные обязанности. Конституционные гарантии. Международные договоры как источник права социального обеспечения. Нормативные акты РФ закрепляющие право граждан на социальное обеспечение, их краткая характеристика.

Это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

Под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В российском праве основными его источниками являются нормативные акты. Принято классифицировать по следующим признакам: по юридической силе; по сфере их действия; по органам, принявшим нормативный акт; по форме акта; по правовым институтам. По сфере действия законы могут быть: федеральными, отраслевыми, местными. Разновидностью классификации по сфере действия является объединение источников по кругу лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Источники могут быть классифицированы и по субъектам отношений по социальному обеспечению - например, акты, регулирующие социальное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, детей, безработных, малоимущих граждан, военнослужащих и их семей и т.д. По силе воздействия: ратифицированные в РФмеждународные ПА(договора со странами ООН, конвенции МОТ, декларации о правах человека, ребёнка и др.), Конституция, ФЗ (не должны противоречить Конституции, иначе считаются недействительными), указы президента, постановления правительства, распоряжения министерств и ведомств, законодательство субъектов (рег. властей), локальные нормативные акты (отдельно взятого предприятия). Нормы Конституции гарантируют: создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (статья 7); социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (статья 39); закрепляют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (статья 41); предусматривают, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства (статья 38);каждому гарантируют судебную защиту его прав и свобод (статья 46). Гарантом соц.прав выступает гос-во и Конституция. Нарушение соц. прав -> разбирательство в Конституционном суде. Основные личные права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ: Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят: Право на жизнь, Право на свободу и личную неприкосновенность, Право на достоинство личности, Право на неприкосновенность частной жизни, Право на неприкосновенность жилища, Право на самозащиту, в том числе право на эффективные средства самозащиты, такие как огнестрельное оружие, Право на национальную и культурную самоидентификацию, Свобода совести и свобода мысли, Свобода передвижения и выбора местожительства; Свобода выбора национальности и языка общения, Право на судебную защиту, Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную), Право на имя, Право на частную собственность (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции).

Политические права и свободы. Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются: Свобода слова (свобода информации), Свобода средств массовой информации (доступ к информации), Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления), Право на объединение (свобода союзов), Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия), Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе, Право на гражданство, Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным), Право на участие в отправлении правосудия. КОНСТИТУЦИОННЫЕ (ОСНОВНЫЕ) ОБЯЗАННОСТИ — совокупность закрепленных в Конституции РФ обязанностей, возлагаемых или на всех лиц, пребывающих на территории Федерации, или только на граждан РФ. К.о. являются элементом правового статуса человека и гражданина, носят всеобщий характер, их осуществление необходимо для поддержания конституционного правопорядка и надлежащего режима конституционной законности. Важнейшая К.о. — соблюдение Конституции и законов Российской Федерации (ч. 2 ст. 15). Она распространяется на всех граждан и лиц без гражданства, иностранных граждан, должностных лиц государства, на все органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституцией закреплены обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44). Конституция устанавливает обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании (ч. 2 ст. 38), получении ими основного общего образования (ч. 4 ст. 43) и обязанность трудоспособных совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38). Конституция РФ объявляет защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина РФ (ст. 59). Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп.) устанавливает, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы уголовно наказуемо (ст. 339 УК РФ). В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 59) гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Конституционные гарантии. Центральное место в системе юридических гарантий занимает право на судебную защиту. Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Объектом обжалования в суд могут быть: решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Конституция предоставляет каждому право обращаться за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Условиями, необходимыми для реализации данного права служат: наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и исчерпание всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты. К числу международных органов по защите прав человека относятся Комитет по правам человека ООН, Европейская комиссия по правам человека, Европейский Суд и многие другие. В Конституции РФ содержатся так называемые гарантии осуществления правосудия, направленные на исключение произвола в судебном разбирательстве. К ним, в частности, относятся гарантии подсудности (ст. 47), презумпция невиновности (ст. 49), недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48) и другие. К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получивший широкое распространение институт парламентского Уполномоченного по правам человека (омбудсман). Институт омбудсмана впервые появился в 1809 г. в Швеции и в настоящее время действует более чем в 40 странах. Конституция РФ 1993 года впервые предусмотрела введение в России должности Уполномоченного по правам человека. Его правовое положение определяется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» *.

Нормативные акты РФ закрепляющие право граждан на социальное обеспечение, их краткая характеристика. В силу статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы м/н права и м/н договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина 1966 года, Конвенция “О правах ребенка” 1989 года и т.д.). Среди национальных источников данной отрасли есть и такой кодифицированный акт как Основы законодательства РФ “Об охране здоровья граждан” от 22.07.1993, в которых закреплено право на охрану здоровья различных субъектов: семьи, беременных женщин и женщин-матерей, пожилых, инвалидов, несовершеннолетних. Основы устанавливают также и гарантии этого права. Особое место среди них занимают права граждан на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи, а инвалидов на бесплатную профессиональную переподготовку и трудоустройство.Следующий уровень источников - это законы. Отличительной чертой источников ПСО на современном этапе является то, что многие отношения в данной сфере регулируются сейчас нормами именно законов: ФЗ «О гос соц помощи» 2004, ФЗ «О беженцах» 1997, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998. и т.д.

[ТРАПЕЗНИКОВА] ФЗ РФ от 16 июля 1999 года 165-ФЗ “ ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ”. Настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

ФЗ РФ от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
(с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г.). Статья 1. Законодательство Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению 1. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пенсионное обеспечение не предусмотренных настоящим Федеральным законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами. Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Статья 4. Граждане, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению 1) федеральные государственные служащие; 2) военнослужащие; 3) участники Великой Отечественной войны; 4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; 5) нетрудоспособные граждане. 2. Члены семей граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют право на пенсию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Статья 5. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечении 1. В соответствии с настоящим Федеральным законом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

пенсия за выслугу лет;пенсия по старости;пенсия по инвалидности;социальная пенсия. Статьи 8-11 — об условиях назначения различным категориям граждан, глава 3— размер пенсий, глава 4 — виды стажа, его исчисление, глава 5 — назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой, индексация, выплата и доставка пенсий.

ФЗ О ЗАЩИТЕ ДЕТСТВА НЕ НАШЁЛ

Вопрос 2. Система социальных гарантий: структура, виды, субъекты

гарантий, механизмы реализации

Понятие социального обеспечения в РФ, социальной защиты, социального страхования. Формирование государственной системы социального обеспечения. Организационно-правовые виды социального обеспечения – обязательное пенсионное страхование, государственное социальное страхование, государственная социальная помощь, государственное пенсионное обеспечение, локальные формы социального обеспечения.

Виды социального обеспечения: пенсии, пособия, социальное обслуживание, льготы.

Механизм реализации социального обеспечения: Пенсионный Фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Фонд Обязательного медицинского страхования РФ.

В обществе рыночных отношений, главную функцию соц. защиты берет на себя гос., как главный субъект соц. политики и соц. работы. Основные соц. гарантии закреплены в Конституции РФ (охрана труда, здоровья, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечение поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, развивается система соц. служб, устанавливаются гос. пенсии, пособия). Система соц. защиты состоит из двух частей: соц. выплаты, система соц. обслуживания престарелых, инвалидов и др. категорий. Соц. защита распространяется на все категории граждан через систему соц. гарантий. Соц. гарантии – предусмотренные законом обязательства гос., направленные на реализацию конституционных прав и свобод граждан. Основой гос. гарантий должны стать минимальные соц. стандарты. Минимальные соц. стандарты – установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень соц. защиты. Систему гос. минимальных стандартов составляют: пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение, культура, соц. обслуживание, жилищно-коммунальное обслуживание. Минимальные пределы гос. гарантий закреплены в законе «О гос. минимальных стандартах», а также гражданскими и трудовыми кодексами, законами «О здравоохранении», «Об образовании», «О культуре» и др. В качестве гос. минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливается: МРОТ, единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы. Величина МРОТ определяется посредством исчисления прожиточного минимума, который рассчитан по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом цен и должно соответствовать ему. Прожиточный минимум характеризует минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности. Прожиточный минимум обозначает границу бедности, является ориентиром для заключения договора – это расчетный показатель. Методика определения бюджета прожиточного минимума, состав услуг и товаров, которые в него входят, утверждены Министерством труда РФ 10 ноября 1992 г. В субъектах РФ и ее регионах, бюджет прожиточного минимума рассчитывается по методике, основанием которой является трехстороннее соглашение между Правительством (Администрацией) субъекта Федерации (Региона), профсоюзами и предпринимателями. Бюджет прожиточного минимума рассчитывается для трудоспособных граждан, пенсионеров, подростков 7-16 лет, детей до 6 лет. По методике, продуктовые затраты составляют 60-80 % общего бюджета прожиточного минимума, на непродуктовые товары 10-20 %, на услуги 6-8 %. Такая структура прожиточного минимума ориентирована на физиологические потребности и не создает условий для развития личности. К средствам обеспечения соц. гарантий относится правовой механизм, при помощи которых граждане и гос. органы реализуют свои права и свободы, обеспечивает их защиту и порядок восстановления.

Социальное обеспечение – это регулируемая законодательством совокупность общественных отношений по материальному обеспечению граждан пенсиями, пособиями, услугами, предоставление мед. и соц. помощи, льгот при наступлении старости, болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, безработицы, бедности и других предусмотренных законом случаях за счет специально-предназначенных для этого средств фондов и бюджетных выплат (ассигнований). Организационно правовые формы СО: 1.органы обязательного соц страх-ия. 2.органы гос.власти. 3. органы муниц-ых образ-ий. 4. негос.органы. 5.общ-ые орг-ии.Финансовые источники СО:1.страх.взносы. 2.единый соц.налог. 3. ассигнования из гос.бюджета.

Система гос.СО пред-ет собой сис-му взаимозавмсимых форм и видов СО, фин-ых источников, НПА, органов СО.

Стр-ра гос.СО: 1.пенс.сис-ма. 2.сис-ма соц.пособий и компенс.выплат. 3.сис-ма соц.обслуж-ия и соц.услуг(+соц.обсл-ие пожилых и инвалидов, срочное соц.обсл-ие, соц-консульт.помощь, соц.реабил.инвалидов, соц.обсл-ие семей с детьми). 4.сис-ма соц. охраны здоровья граждан(соц-мед.помощь, лекарст-ая помощь и сан-кур.леч). 5.сис-ма гос.соц.помощи(субсидии, пособия и др.выпл). 6. сис-ма соц.льгот и примущ-в.

Классы органов СО:1. органы гос.власти и орг.муниц.образований, в т.ч. а)гос.дума, фед.собр. РФ пред-ет собой высш.орган.законод.власти и заним.принятием законов, направ.на соц.обеспеч.граждан. б) прав-во РФ пред-ет собой орган.исп.власти общей компетенции в)органы разл.фед.министерств и ведомств (МинЗд и соцРаз РФ). 2. органы обяз.соц.стах-ия, в т.ч. ПФРФ, Фонд соц.страх-ия РФ, фонды ОМС. 3. Негос.орг-ы (негос ПФ). 4.общ-ые орг-ии, в т.ч. профс.орг-ии, общ-ые орг-ии инвалидов. 5. Админист-ые орг-ии,предпр-ия, учреж-ия, кт.непоср-о произв.граж-ам выдачу отд.видов соц.обесп-ия.

Льготы —предоставление кому-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.

Конституция РФ в ст. 39 рассматривает социальные пособия
как составную часть системы социального обеспечения нетру­доспособных граждан.
Социальное пособие – это определенная денежная сумма, которая безвозмездно предоставляется малоимущему лицу за счет средств бюджетов.

Перечень пособий не является исчерпывающим и дополняется в связи с возникновением необходимости осуществления со­циальной поддержки какой-либо категории граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: