Развитие взглядов на общество. Люди издавна пытались объяснить причины возникновения общества, движущие силы его развития

Люди издавна пытались объяснить причины возникновения общества, движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались в форме мифов. Мифы – сказания древних народов о происхождении мира, о богах, героях и т.д. Совокупность мифов называется мифологией. Ответы на вопросы об общественных проблемах и сути бытия люди пытались найти также в религии и философии. Последняя на сегодня дальше других продвинулась в осмыслении проблем человечества. Сегодня весь комплекс проблем общественного развития изучает наука социология.

Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов. В средневековье объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Философы Аврелий Августин и Фома Аквинский понимали человеческое общество как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом.

В новое время ряд мыслителей выдвинули тезис о естественном характере возникновения и развития общества, разработав концепцию договорной организации общественной жизни. Ее родоначальником был древнегреческий философ Эпикур, считавший, что государство покоится на договоре, заключенном между людьми для обеспечения общей пользы. Позднее представители этой теории Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др., развивая взгляды Эпикура, выдвинули идею «естественных прав», т.е. прав, получаемых человеком от рождения. В этот же время было выработано понятие «гражданское общество». Оно рассматривалось как система всеобщей зависимости.

В XIX в. в философии выделилась социология как отдельная наука об обществе. Понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом Огюстом Контом.

Качественно новым этапом в разработке проблем развития общества стала теория марксизма. Определяя характер развития общества как естественноисторический, объективный, К. Маркс и Ф. Энгельс разработали учение об общественно-экономических формациях. Теоретики считали, что общественное развитие определяется его экономической сферой. В XX в. Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу и др. выдвинули ряд других материалистических теорий, в том числе теории индустриального и постиндустриального общества. Эти теории в отличие от концепции Маркса и Энгельса рассматривали общественный прогресс в рамках социального эволюционизма, без обязательных крупномасштабных социальных конфликтов и революций.

Основными подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный. Первый принадлежит марксистской школе обществознания с ключевым понятием «общественно-экономическая формация». Формация – исторически определенный тип общества во взаимосвязи всех его сфер. Она формируется на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре каждой формации выделяются экономический базис и надстройка. Базис – совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Надстройка – совокупность идеологических, политических, правовых, религиозных и иных взглядов, институтов и отношений. Производственные отношения и производительные силы составляли способ производства, синонимичный общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входили люди как производители материальных благ и средства производства: орудия, предметы и средства труда. Производительные силы, являясь динамичными, постоянно развивающимися, на определенном этапе вступали в противоречие с консервативными производственными отношениями. В ходе социальной революции происходил слом старого базиса и осуществлялся переход к новой общественно-экономической формации.

К. Маркса выделял только три большие формации – первичная (архаическая), вторичная (экономическая) и коммунистическая. К 1930 г. в советском обществознании сформировалось учение о пяти общественно-экономических формациях: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической с первой фазой – социализмом.

В настоящее время все большее распространение получает цивилизационный подход к анализу исторического процесса. Термин «цивилизация» происходит от латинского «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько системой ценностей, способом взаимосвязи с окружающим миром. В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции (цивилизация – определенная ступень мирового развития в противовес «нецивилизованным» обществам), так и концепции локальных цивилизаций (цивилизации разнообразны и множественны).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: