Типология социальных отношений

Социальные отношения Теннис попытался анализировать сразу в не­скольких плоскостях. Первой плоскостью выступает сквозная для всего учения дихотомия Gemeinschaft—Gesellschafl, вторую плоскость составля­ет различение между отношениями (Verhaltnisse), совокупностями (Samtschafien) и корпорациями (Korperschaften), третья плоскость научного анализа — дихотомия Genossenschaft— Herrschaft. (товарищество—господ­ство). Таким образом, отношения могут быть типа Gemeinschaft и при этом либо товарищескими (например, отношения братьев или друзей), либо господскими (отношение отца к детям), либо смешанными. Отношения

5 Цит. по: Филиппов А.Ф. Указ. соч. С. 321.

типа Gesellschaft изначально предполагают равенство и в этом смысле бли-> ки товариществу16.

Итак, общностные и общественные отношения делятся на товарищески по типу господства (отношение отца к сыну) и смешанные (рис. 15).

Простейшим представителем товарищества выступает пара, живущая братских, приятельских, дружеских отношениях, которые легче складывя ются, если людей сближают возраст, пол, деятельность, образ мыслей, уСт ре мления и особенно если их объединяет общая идея.

Примером господства является охранительно-защитное отношение отит к ребенку. Защита в качестве условия своего существования предполагает господство, ибо защищать можно лишь на регулярной основе. Отцовское достоинство — прототип всякого, в том числе имеющего иные основания общностного авторитета, особенно авторитета священника.

Отношения смешанного типа формируются в общностях в тех ситуаци­ях, когда сливаются господство и товарищество, например в половой потреб­ности и в продолжении рода.

Разветвленная схема позволяет Теннису анализировать самые разные комбинации социальных связей, исторически непохожие типы социальной организации, выявляя скрытые тенденции и закономерности социальной динамики.

Gemeinschaft подразделяется Теннисом на «естественные», «душевные» и «социальные». Чем они различаются, немецкий социолог толком так и не прояснил, и о многом приходится догадываться. Но очевидно, что к соци­альным разновидностям Gemeinschaft on относил индийские касты, сословия и народ. Все они в каком-то роде общности. Выражаясь точным социологи­ческим языком, касты, сословия и этносы — это реальные социальные груп­пы. Таковыми их делают по крайней мере два обстоятельства: наличие объек­тивного признака принадлежности к группе (биологический пол, место жительства, доход, национальность, родство и брак, профессия); субъектив­ное ощущение членом группы своей принадлежности к ней, а значит, иден­тификация с группой.

Рис. 15. Типология форм социальности Тенниса

16 Филиппов А. Ф. Указ. соч. С. 31

 

Среди совокупностей типа Gesellschaft Теннис называет классы и обще­ства в смысле страны, государства. Хотя общество или страна — это самая

большая из групп, проживающих на ее территории, именовать страну общ­ностью в строгом смысле было бы неправильно. По некоторым критериям страны нельзя относить также к реальным группам, хотя и к социальным ка­тегориям — статистическим совокупностям — классы и страны относить невозможно. Социальные категории — это искусственно сконструированные для целей статистического анализа группы населения, их называют также номинальными или условными, они необходимы в хозяйственной практи­ке. К примеру, чтобы правильно организовать пригородное движение элек­тричек, надо знать, какова численность пассажиров, общая или посезонная.

Страна имеет признаки реальной группы, поскольку ее можно выделить по объективному показателю (гражданство) и субъективному (идентифика­ция себя с определенной страной). То же относится к социальным классам. Но класс в одном обществе может выступать реальной группой, а в другом — статистической категорией. Так, американцы считают, что для них класс — всего лишь формальный признак, а в Англии сословное и классовое деление общества закреплено институтами (разделение парламента на две палаты по признаку сословия — палату лордов и палату общин) и обычаями (обраще­ние с учетом титула, привилегированные клубы и т.д.). Со статистическими категориями страну и класс сближает их многочисленность. Деревня, клан или семья, которые Теннис приводит в качестве образцов Gemeinschaft, ма­лочисленны и состоят из знакомых между собой людей. Напротив, Gesellschaft, как и статистическая категория, многочисленно и анонимно.

По отношению к совокупностям типа Gesellschaft применимо также на­звание агрегатов, а Теннис употребляет близкий ему термин «ассоциация». Агрегатами называют совокупности людей, выделенные на основе поведен­ческих признаков. К ним относят аудиторию (радио, телевидения), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (толпа зевак, про­хожие). Они сочетают черты реальных и номинальных групп, поэтому раз­мещаются на границе между ними. Термин «агрегат» обозначает случайное скопление людей. Упоминая городскую толпу как признак Gesellschaft, Тен­нис тем самым, пусть и косвенно, зачисляет общества (не вообще, а конк­ретные общества в значении страны Или государства) в разряд агрегатов-ас­социаций.

Классификация социальных объединений Тенниса признается всеми как надуманная, чрезмерно абстрактная и тем не менее используется все новы­ми и новыми поколениями ученых в качестве основы для каких-то собствен­ных построений, новых схем и типологий. Так, по мнению М. Дюверже17, она позволяет пролить свет на природу связей солидарности внутри партий. В 1922 г. Шмаленбах {Schmallenbach) пошел еще дальше, дополнив тённисов-скую типологию новой категорией — Bund, которую можно перевести как «орден» (в значении религиозного ордена или закрытой организации). Ор­ден занимает промежуточную позицию между общностью и обществом. Он основан на волевой, сознательной принадлежности. Монашеский орден в от­личие от сообщества и по сходству с общностью основан не на интересе. Этот тип организации требует жертвоприношения, самоотречения, вхождения на всю жизнь. Монашеские ордены, как и тоталитарные секты, являют нам при­мер ордена-сообщества. Абстрактность тённисовской классификации оказа-

Дюверже М. Указ. соч.

лась чуть ли не самым полезным ее качеством, поощряя других к ее конкре­тизации, а стало быть, к дальнейшему развитию.

С течением времени Теннис включил в свою типологию дополнительные признаки: плотность социальной связи, число участников, сотрудничающий или соперничающий характер связи. В результате получилась очень подроб­ная схема, которая в полном виде нашла отражение в одной из его последних работ «Введение в социологию» (1931).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: