Основные компоненты деятельности

 
Субъект деятельности — это тот, кто осуществля­ет деятельность (человек, коллектив, общество) Объект деятельности — это то, на что направле­на деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)
Мотив Цель Методы и средства Процесс Результат (продукт)
           

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность дея телъности. В качестве мотивов могут выступать: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции, идеалы.

Цель деятельности — это осознанный образ того результа­та, на достижение которого направлено действие человека.

Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Вид действия Его сущность
Целенаправленное действие Характеризуется рационально поставлен­ной и продуманной целью. Целенаправлен­но действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побоч­ные результаты его действий
Ценностно-рациональное действие Характеризуется осознанным определени­ем своей направленности и последователь­но планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.
Аффективное (лат.— душев­ное волнение) действие Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аф­фекта, если стремится немедленно удов­летворить свою потребность в мести, на­слаждении, преданности и т. д.
Традиционное действие Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда ус­военной установки

Основные классификации деятельности

По объектам и результатам (продуктам) деятельнос­ти — создание материальных благ или культурных ценностей.

1) Материальная (практическая) – связана с созданием необходи­мых для удовлетворения потреб­ностей людей вещей, материаль­ных ценностей, направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества:

· Материально-производственная – преобразование природы

· Социально-преобразовательная – преобразование общества

2) Духовная – связана с производством и воспроизводством духовных ценностей (идей, образов, научных, художественных и нрав­ственных ценностей), а также с их сохранением, распределением, распространением и потреблением, с изменением сознания людей

Духовно-теоретическая – производство духовных ценностей

Духовно-практическая – сохранение, распределение, распространение и освоение созданных духовных ценностей

    Основа классификации Виды деятельности
    Субъект деятельности — Индивидуальная — Коллективная
    Характер самой деятель­ности — Репродуктивная (деятель­ность по образцу) — Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов)
    Соответствие правовым нормам — Законная — Незаконная
    Соответствие моральным нормам — Моральная — Аморальная
    Соотношение с обществен­ным прогрессом — Прогрессивная — Реакционная
    Зависимость от сфер обще­ственной жизни — Экономическая — Социальная — Политическая — Духовная
    Особенности проявления человеческой активности — Внешняя (движения, мышеч­ные усилия, действия с реальны­ми предметами) — Внутренняя (умственные действия)

    Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны. Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального разви­тия: игра, общение, учение, труд. В каждом виде деятельности ставятся специфические це­ли, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодейст­вия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: