Субъект деятельности — это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество) | Объект деятельности — это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека) | ||||
Мотив | Цель | Методы и средства | Процесс | Результат (продукт) | |
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность дея телъности. В качестве мотивов могут выступать: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции, идеалы.
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Вид действия | Его сущность |
Целенаправленное действие | Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий |
Ценностно-рациональное действие | Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д. |
Аффективное (лат.— душевное волнение) действие | Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д. |
Традиционное действие | Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки |
Основные классификации деятельности
|
|
По объектам и результатам (продуктам) деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей.
1) Материальная (практическая) – связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей, направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества:
· Материально-производственная – преобразование природы
· Социально-преобразовательная – преобразование общества
2) Духовная – связана с производством и воспроизводством духовных ценностей (идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей), а также с их сохранением, распределением, распространением и потреблением, с изменением сознания людей
Духовно-теоретическая – производство духовных ценностей
|
|
Духовно-практическая – сохранение, распределение, распространение и освоение созданных духовных ценностей
Основа классификации | Виды деятельности |
Субъект деятельности | — Индивидуальная — Коллективная |
Характер самой деятельности | — Репродуктивная (деятельность по образцу) — Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов) |
Соответствие правовым нормам | — Законная — Незаконная |
Соответствие моральным нормам | — Моральная — Аморальная |
Соотношение с общественным прогрессом | — Прогрессивная — Реакционная |
Зависимость от сфер общественной жизни | — Экономическая — Социальная — Политическая — Духовная |
Особенности проявления человеческой активности | — Внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) — Внутренняя (умственные действия) |
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны. Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд. В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.