Система, её виды, системный подход

Дом детского творчества

Невского района Санкт-Петербурга

«Левобережный»

МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ

«Системный подход в работе

Методического отдела»

Санкт-Петербург

Авторы-составители: Быстрова В.Е., Кондратьева М.Б.,

Платонова С.М., Попова О.О.

Материалы к семинару «Системный подход в работе методического отдела». - Санкт-Петербург, 2006 г.- 40с.

Редактор: Платонова С.М., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры философии образования ЛГУ им. А.С.Пушкина, научный консультант ДДТ «Левобережный».

Представленные материалы состоят из теоретического и практического блоков. В практической части использованы разработки из опыта работы методической службы Дома детского творчества «Левобережный». Материалы могут быть полезны специалистам учреждений дополнительного образования детей, стремящимся к реализации системного подхода в работе, к методическому совершенствованию образовательного процесса.

Содержание:

Теоретические основы системного подхода

1.1 Система, её виды, системный подход………………………4

1.2 Синергетика, синергетический подход

к развитию систем……………………………………………7

1.3 Системно-целевой подход к планированию …………...…..9

Практические материалы из опыта реализации

Системного подхода к педагогическим явлениям

2.1 Схема методической службы

Дома детского творчества «Левобережный»……….…......12

2.2 Структурные элементы методической службы

Дома детского творчества «Левобережный» -

методический отдел и методический кабинет……………13

2.3 Методический кабинет предлагает

(обзор материалов методического кабинета

Дома детского творчества «Левобережный»)……………17

2.4 Образец памятки для заведующих профильными

отделами «Возможности методического кабинета»……..20

2.5 Система фиксации пополнения методического

кабинета материалами отделов Дома детского

творчества «Левобережный»………………………………21

2.6 Анализ учебного занятия………………..………………….22

Творческие конкурсы как средство создания

Условий для личностной самореализации педагогов

в учреждении дополнительного образования…………….27

Материалы конкурса методических разработок

В области воспитания школьников

«Творческая изюминка»……………………………………35

Теоретические основы системного подхода.

Система, её виды, системный подход.

Системные представления о процессах и явлениях природы возникли ещё в Древней Греции. Однако признанным научным направлением системный подход стал в конце 40-х – начале 50-х годов XX века. Его основоположником считается австрийский биолог Людвиг фон Берталанфи, который впервые изложил основные положения общей теории систем на философском семинаре в Чикагском университете. К середине прошлого столетия большинство наук существенно трансформировало предметы своего изучения, в качестве которых стали выступать множества взаимосвязанных элементов, то есть системы. Система (греч. sistem – соединённое, составленное из частей) – это совокупность взаимодействующих элементов, простая сумма свойств которых не даёт суммы свойств системы. Существующий вокруг нас мир носит системный характер, состоит из систем и подсистем. Системы есть способ существования материи, формой существования систем является движение. Наиболее сложными, динамичными являются социальные системы, в том числе системы образования. Рассмотрение и анализ систем осуществляется через системный подход.

Системный подход – научный метод познания сложно организованных объектов через вычленение совокупности составляющих этот объект ключевых элементов и связей между ними.

Основные понятия системного подхода:

- системность – отличительная особенность сложно организованных объектов, выражающаяся в наличии у таких объектов интегральных свойств и качеств, отсутствующих у их элементов;

- компонент – это какая-либо часть системы, вступающая в определённые отношения с другими её частями;

- элемент – минимальная единица системы, которую в её рамках можно считать неделимой;

- связь – наличие взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь;

- структура – это совокупность элементов и способ установления устойчивых связей и отношений между ними в процессе их взаимодействия и интеграции;

- подсистема – совокупность части элементов системы и связей между ними, обладающих целостностью и решающих одну из задач её функционирования;

- системообразующий фактор – это существенное обстоятельство, создающее и поддерживающее целостность, устойчивость и неповторимость системы.

Для анализа состояния социальной системы необходимо выделить её элементы, показать их структуру, организацию, связи и среду, по отношению к которой система обладает целостностью. Для обеспечения функционирования выделенной системы необходимо выделить: процесс взаимодействия элементов, условия устойчивости, принципы и методы управления, особенности самоорганизации.

Принципы системного подхода, то есть основные правила деятельности по познанию и преобразованию системных объектов:

Принцип целостности – обоснованность, учёт объективно существующих связей и отношений при выделении совокупности элементов из окружающей среды.

Выделяют следующие компоненты(подсистемы) образовательной системы: идейно-целевой, отношенческий, содержательный, технологический, организационно-управлеческий, результативный;

или: индивидуально-групповой, ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, отношенческо-коммуникативный, диагностико-результативный.

Принцип коммуникативности – познание системы прежде всего через рассмотрение внутренних и внешних коммуникаций, связей. Виды связей:

1. связи взаимодействия объектов, их сторон и свойств;

2. связи порождения или генетические;

3. связи преобразования;

4. связи строения или структурные;

5. связи функционирования;

6. связи развития, которые вызывают существенные изменения в строении объекта и формах его жизни;

7. связи управления.

Принцип структурности – структура системы обладает устойчивостью, подвижностью и изменчивостью. Именно с этими свойствами связана возможность преобразования системы, появления у неё новых интеграционных свойств. Исследования показали, что степень структурированности школьных коллективов и их жизнедеятельности вносит значительный вклад в эффективность функционирования педагогической системы.

Принцип управляемости и целенаправленности – цель и управление следует рассматривать не только как важнейшие элементы социальных систем, но и как системообразующие факторы их функционирования и развития. Цель обусловливает состав компонентов системы, их свойства и взаимосвязи. Правильный выбор целевых ориентиров – одно из главных условий развития образовательного учреждения. Достижение целевых ориентиров в значительной степени зависит от форм и методов управления жизнедеятельностью системы.

Принцип развития – развитие системы определяется как процесс количественных и качественных изменений, обусловливающий формирования её нового интеграционного свойства и переход с одного уровня целостности на другой. Каждая система проходит в своём развитии 4 этапа: возникновение, становление, период зрелости и преобразование. Условием развития является правильное определение исходного уровня развития педагогического сообщества и осуществление соответствующего ему выбора целей, содержания, форм и способов работы.

Важнейшими характеристиками прогрессивных социальных систем являются: целостность, интегративность, гармония, дополнительность, функциональность, целенапрвленность, динамизм, управляемость, открытость, самоорганизуемость, саморегулируемость, самоуправляемость, самовоспроизводство.

Методы познания и преобразования педагогических систем: системный анализ, системный синтез, моделирование.

Основные компоненты системного анализа:

1. Морфологический анализ, позволяющий выяснить, из каких элементов состоит система, что они собой представляют, каков их набор.

2. Структурный анализ направлен на выявление внутренней организации системы, определение характера связей элементов, выявление системообразующих связей и отношений.

3. Функциональный анализ направлен на раскрытие функций системы в целом и её отдельных компонентов, на изучение механизма функционирования целостного организма системы и её основных систем.

4. Генетический анализ позволяет исследовать зарождение, становление, дальнейшее развитие и преобразование системы, её компонентов.

Только применение всех перечисленных компонентов системного анализа способствует формированию системного знания об изучаемой системе, что на практике почти не встречается. Принципы системного анализа: научности, объективности, взаимосвязи и взаимодействия, комплексности, главного звена. Условием системного анализаявляется структурное накопление информации, определение дерева целей анализа, плана анализа, участие в нём всего коллектива.

Сущность метода системного синтеза заключается в попытке осуществить интеграцию системных представлений об одном и том же объекте, полученном при различных срезах этого объекта.

Модель - уменьшенная копия, сохраняющая существенные свойства моделируемой системы. Под моделированием в образовании принято понимать метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты образовательного процесса, получить и использовать новую информацию о настоящем и будущем состоянии, закономерностях и тенденциях его функционирования и развития. В образовании создают модель выпускника, модель образовательной системы (система в статике), образовательного процесса (система в динамике) и т.д.

Современная педагогическая наука стремится осмыслить целостный педагогический процесс с позиции управленческой науки. Управление является объективно обусловленным явлением, вызванное закономерностями и взаимосвязями функционирования систем.

Существует два основных подхода к изучению действительности: элементарный и системный. Элементарный подход заключается в том, что выделяется в познавательном объекте его простейшие и неделимые структурные единицы. При этом утверждается, что свойства объекта как целого порождаются сложением свойств его частей. Системный подход подразумевает исследование или построение объекта как целостного образования, что предполагает представление объекта в виде системы.

Что же такое система? Чем она характеризуется? Какой предмет бы мы не рассматривали, машину или живой организм, общество или какую-нибудь его часть, все это является, представляет собой систему. В отечественной науке управления под системой подразумевается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющих новые свойства по отношению к ее элементам. Системы могут быть разнообразны. В исследованиях В.П.Симонова выделены следующие виды систем:

· естественные – искусственные (подчиняются законам и правилам, установленным человеком);

· открытые (взаимодействуют с окружающей средой) – закрытые;

· статистические (неизменность свойств) – динамические;

· без ведущего органа управления – централизованные;

· управляемые – самоуправляемые;

· простые (многоструктурные) – сложные (полиструктурные);

· технологические, биологические, социальные, духовные.

В.П.Симонов отмечает, что каждая система обладает основными свойствами и характеризуется:

· целостностью, т.е. внутренним единством всех компонентов;

· имеет структуру, выражающую способ связи, расположение и порядок ее элементов;

· совместимостью или не совместимостью с другими системами;

· адаптацией к окружающей среде, реакцией на окружающую среду и ее воздействие.

· способностью к самосовершенству, обучению.

В структуре системы выделяются: объекты (субъекты) – части или элементы; атрибуты (свойства составляющих объектов) – части или элементы; отношения или взаимодействия (объединяют систему в целое); наличие уровней иерархии и иерархия уровней.

Также существуют законы, по которым идет развитие, эволюция систем любой природы. В своих работах Сергеева В.П. выделила следующие законы:

1. Закон достижения цели. Это закон обеспечивает переход системы в иное состояние или преобразование в новую систему.

2. Закон отрицания революции, т.к. при его несоблюдении нарушается стабильность существования системы или она разрушается.

3. Закон доминирования асимметрии, который обеспечивает стабильность и выживание в неблагоприятных условиях до перехода в другую пространственно – временную направленность.

4. Закон эволюционного толчка, который является усилием эффективного и ускоренного развития системы.

5. Закон критической массы органа управления. Этот закон раскрывает механизм целесообразного и эффективного функционирования системы, которая существует до тех пор, пока масса органа управления на два порядка меньше массы управляемой системы.

Таким образом, если объект познания принимается за систему, то это предполагает: изучение особенностей строения целого – структуры и свойств; изучение механизмов интеграции целого (внутренних связей между подсистемами и элементами, внешних связей с системами более высокого порядка и внешней средой); рассмотрение целого в развитии.

Наиболее сложными, динамичными являются социальные системы, в том числе системы образования. Образование – это относительно самостоятельная сложная динамичная система, целевой функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными ценностями, знаниями и связанными с ними навыками, умениями, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем общества, его материально-технической базой, технологической, психологической и другими ее составляющими.

Можно ли образование считать системой? На этот вопрос ответил Б.С. Гершунский. Он писал, что существует целая система образовательных учреждений, различающихся по уровню и профилю, но это еще не может служить основанием для придания образованию статуса системы. Системные свойства образованию придает наличие общих, инвариативных качеств, характеризующих как систему в целом, так и все ее компоненты. К числу таких качеств можно отнести гибкость, динамичность, стабильность, вариативность, адаптивность, прогностичность, преемственность, целостность. Эти качества противоречивы и диалектичны, т.к., с одной стороны, система образования должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям в стране, с другой стороны – должна быть стабильной в психолого-педагогической основе, не подверженной перепадами из одной крайности в другую. Система образования, писал Б.С.Гершунский, впитывает в себя традиционно сменяющиеся друг друга исторические образовательные парадигмы и доктрины, при этом оставаясь естественно прогностической, работающей на будущее, поскольку настоящие в данный момент ученики будут жить и работать в другом времени, реально отличающимся от настоящего.

Дать характеристику образовательной системе намного сложнее, чем охарактеризовать более жестко детерминированные объекты другой природы – технические, экономические и т.п.

Система образования – открытая, централизованная и упорядоченная система, способная к самопознанию, количественному и качественному обогащению. Она живет теми изменениями, которые непрерывно происходят во внешней среде и в среде внутренней. Она не только изменяется внешними обстоятельствами, но и сама детерминирует эти обстоятельства. Также Б.С.Гершунский отмечает, что система образования характеризуется и тем, что в нее входят такие распространенные понятия как "учебно-воспитательная система" (или образовательная система), "педагогическая система" и т.п. Образовательная система, по его мнению, характеризует педагогический аспект ее функционирования, в соответствии с конкретным уровнем и профилем образования. Любая такая система состоит из взаимосвязанных компонентов:

· целей образовательно-воспитательной и развивающейся деятельности;

· содержания этой деятельности, которое фиксируется в планах, программах, учебных пособиях и т.д.;

· методов обучения, воспитания и развития обучающихся;

· средств, используемых в педагогическом процессе;

· организационных форм, в которых образовательная деятельность реализуется с наибольшим успехом.

Для того чтобы управление образовательной системой было эффективным, оно должно основываться на системном видении объекта управления. Дошкольное учреждение является одной из разновидностей искусственной, социальной системой, поскольку создана людьми, в основе которой лежат отношения между ними. В то же время дошкольное учреждение является и образовательной системой, которая представляет собой совокупность взаимодействующих между собой образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности. В период социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка отношений, существенные изменения претерпевает и система дошкольного образования. Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение может рассматриваться как социально-педагогическая система, т.к. его предназначение заключается в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения.

Являясь государственным институтом, дошкольное образовательное учреждение создается обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ. Государственный характер образования состоит в том, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, определяемая Законом РФ "Об образовании". Организационной основой политики образования является Федеральная программа развития образования, которая принимается высшим органом законодательной власти на конкретный промежуток времени. Ее содержание определяется как общими принципами государственной политики, так и объективными данными анализа состояния системы образования с учетом перспектив и тенденций ее развития.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования созданы государственные органы управления образованием: федеральные, республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные (схема №1).

 
 


схема № 1

Для совершенствования состояния управления системой образования характерен процесс децентрализации, т.к. федеральные органы разрабатывают стратегические направления в развитии, а региональные и местные – решают конкретные организационные, финансовые, кадровые и другие проблемы. Наряду с государственными органами управления создаются и общественные органы управления системой образования. Они состоят из представителей учительского, родительского коллективов и общественности (схема №2).

 
 
методическая служба


       
 
   
 


муниципальные органы
заведующая ДОУ
медицинская служба

       
   
 


схема № 2

Таким образом, по мнению О.А.Сафоновой, Л.В.Поздняк, образовательную систему можно рассматривать как совокупность взаимодействующих социальных инструментов, которые делятся на среду прямого и косвенного воздействия. (схема №3).

СРЕДА КОСВЕННОГО СРЕДА ПРЯМОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ

       
 
политика право экономика экология социокультурные факторы (установки, ценности, традиции)
 
органы управления образования учредители родители дети энергоснабжающие организации учреждения социально-педагогической среды


 
 
дошкольное образовательное учреждение


схема № 3

В своих исследованиях Л.Фишман делает вывод, что управление образовательной системой является взаимодействием ее руководителя с обучаемыми, обеспечивающее реализацию общественных образовательных потребностей, которые включают потребности обучающихся, конкретного общества, государства. Образовательная система является открытой – как институт социализации личности, но вместе с тем не является единственным фактором перевода обучаемого из одного состояния в другое. Внешняя среда формирует социальный заказ дошкольного образовательного учреждения. Об этом в своих работах говорят многие исследователи, например, Г.К.Кулакин (схема №4).

       
   
 
 


выходит "школьник"
входит "дошкольник"

схема № 4

Целевой ориентир социального заказа – это выбор и поддержка органами власти и большинством населения. Процесс управления играет доминирующую роль в функционировании дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное образовательное учреждение является сложной системой, имеющей трехуровневое строение, состоящей из шести подсистем.

На первом уровне находятся две подсистемы:

· коллектив: дети, сотрудники (педагоги, обслуживающий персонал, администрация), родители;

· базисные основания: ценности, миссия, цели, нормативно-правовые основы.

Коллектив является ведущей подсистемой. Именно коллектив определяет базисные основания жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения, которые в свою очередь, определяют характер организационно-педагогической структуры дошкольного образовательного учреждения, особенности его образовательного процесса, условия жизнеобеспечения и управления. Изменение в базисных оснований порождает изменения во всех подсистемах и элементах дошкольного образовательного учреждения.

На втором уровне находится подсистема:

· управление (администрация + педагоги + обслуживающий персонал): анализ информации, планирование, организация и руководство, контроль и регулирование.

Подсистема управления ДОУ – это стабилизирующая доминанта, способствующая усилению системообразующего эффекта подсистем первого уровня. Управление является стержнем ДОУ, обеспечивает целенаправленность деятельности и взаимодействие всех его подсистем.

На третьем уровне находятся оставшиеся три подсистемы:

· образовательный процесс (дети + педагоги): цели образования, содержание образования, организация образования, взаимодействие взрослых и детей в образовательном процессе;

· организационно-педагогическая структура: ступени образования, типы структурных образований, виды уровней образования.

· Условия жизнеобеспечения: финансово-экономические, материально-технические, программно-методические, гигиенические и методико-оздоровительные, организационно-педагогические (взаимодействие с семьей и учреждениями социально-педагогической среды)

Все подсистемы дошкольного образовательного учреждения связаны с 1-ой подсистемой (коллективом).

Управление - деятельная структура, состоящая из целенаправленных, взаимосвязанных действий, при помощи которых руководитель решает управленческие задачи. Основа управленческой деятельности – планирование, ядром которого является определение целей и задач. Основанием для формирования последних служат результаты анализа информации о работе учреждения. Следовательно, эффективность управления зависит от наиболее существенных свойств, которые можно выразить в следующей цепочке:

· какие свойства результатов жизнедеятельности дошкольного учреждения должны быть достигнуты?

· какими свойствами для этого должно обладать учреждение как целостная система?

· какой вклад в достижение этих свойств может и должно внести управление, и какими свойствами оно должно для этого обладать?

· как обеспечить наличие у системы этих желаемых свойств?

Вывод: 1.Системное видение объекта управления способствует переориентации руководителя со стратегии локальных воздействий на отдельные звенья дошкольного учреждения на стратегию системного управления. Стратегия системного управления предполагает объединение разрозненных действий в единую систему целеустремленной, постоянно осуществляемой управленческой деятельности, охватывающие все составные дошкольного учреждения как социальную и образовательную систему.

2. Необходимость системного подхода в образовании вызвана сменой парадигмы педагогики. Воспитание теперь рассматривается не как самостоятельный феномен, а как функция целостного социального организма, на которую влияет как косвенная, так и прямая среда воздействия.

3. Образовательное учреждение должно работать во взаимодействии с различными органами, службами, организациями и физическими лицами, т.е. придерживаться целевого ориентира на социальный заказ.

4. Руководитель должен подчинить цели образовательного учреждения содержание деятельности, методы обучения, воспитания и развития обучающихся, средства, которые используются в педагогическом процессе, выбрать необходимые организационные формы, в которых образовательная деятельность реализуется наиболее успешно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: