Кроме общих для всех видов гимнастики задач, целью занятий спортивными видами гимнастики является овладение комбинациями координационно-сложных двигательных навыков и демонстрация мастерства на соревнованиях.
Спортивная гимнастика, художественная гимнастика и спортивная акробатика объединяются в одну группу благодаря таким общим признакам, как:
1. Многолетняя спортивная деятельность состоит в постоянном овладении координационно-сложных двигательных навыков, которые оцениваются в условиях соревнований по таким критериям, как качество выполнения, трудность и композиция упражнений.
2. Правила соревнования предусматривают нормы идеальной техники каждого упражнения. Отклонение от этих норм является ошибкой.
3. Оценка мастерства спортсменов на соревнованиях выставляется в баллах.
4. Особая роль в спортивных видах гимнастики отводиться выразительности движений, артистичности.
Характерными особенностями для этих видов является:
· все спортивные виды гимнастики это многоборья;
|
|
· большой объем новых элементов и комбинаций, которыми необходимо овладеть, переходя от разряда к разряду;
· наличие риска и ситуаций, которые требуют волевых усилий, внимания, профессиональной готовности тренера предоставить помощь;
· отсутствие прямого контакта с соперником во время соревнований;
· творческая работа над составлением новых композиций и элементов, поиск индивидуального стиля выполнения.
К числу наиболее значащих тенденций развития спортивных видов гимнастики относятся:
· снижение среднего возраста спортсменов, достигших мастерства и высоких спортивных результатов;
· неуклонное возрастание трудности произвольных программ, за счет включения сложных, оригинальных и рискованных элементов;
· возрастание эффективности подготовки спортсменов за счет увеличения тренировочных нагрузок, применение новых методов и средств обучения, повышение уровня развития двигательных возможностей.
Вопросы и задания:
1. Место гимнастики в системе физического воспитания.
2. Гимнастика – научно-педагогическая дисциплина.
3. Назовите методические особенности гимнастики.
4. Перечислить и дать краткую характеристику средств гимнастики.
5. Назовите виды гимнастики.
6. Характеристика образовательно-развивающих видов гимнастики.
7. Характеристика оздоровительных видов гимнастики.
8. Характеристика спортивных видов гимнастики.
Литература:
1. Гимнастика. Под ред. М.Л.Украна и А.М. Шлемина. – М.: «Ф и С», 1977.
2. Гимнастика. Под ред. А.М. Шлемина и А.Т. Брыкина. – М.: «Ф и С», 1979.
3. Гимнастика. В.Д. Палыга. – М.: «Просвещение», 1982.
|
|
4. Гимнастика. Под ред. А.Т. Брыкина и В.М. Смолевского. – М.: «Ф и С», 1985.
5. Гимнастика и методика преподавания. Под ред. В.М.Смолевского. –
М.:«Ф и С», 1987.
6. Гимнастика с методикой преподавания. Под ред. И.Б.Павлова и В.М.Баршая. – М.: «Просвещение», 1985.
7. Гимнастика с методикой преподавания. Под ред. Н.К.Меньшикова. – М.: «Просвещение», 1990.
8. Методика физического воспитания учащихся начальных классов. А.Ф.Борисенко, С.Ф.Цвек. – Киев.: «Радянська школа»,1997.
9. Основы методики преподавания гимнастики. О.Н.Худолей. – Харьков.: «Консум», 1998.
10. Гимнастика и методика ее преподавания. Уч-ник для ф-тов физ.культуры. Под ред.
Н.К. Меньшикова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1998.
11. Методика преподавания гимнастики. П.К.Петров. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.
12. Методика преподавания гимнастики в школе. П.К.Петров. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос»,2000.
13. Гимнастика. Уч-ник для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. М.Л. Журавина,
Н.К. Меньшикова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.