Понятие метода в узком и широком смысле

Понятие методологии науки. История и современные представления о научном познании.

Понятие метода в узком и широком смысле.

Метод (в широком смысле)-путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний(принципов). Методология – учение о методах и принципах познания.

Можно выделить по крайней мере 2 понимания методологии, развиваемых: 1) как представленное при рефлексии теории познания понимание метода в указанном широком смысле и 2) как учение о системе методов(в узком смысле), посредством которых в рамках той или иной науки в ходе теоретического или теоретико-эмпирического исследования проверяется правдоподобие(или истинность) теории(или теорет.гипотезы).

Таким образом, в методологии психологии должно присутствовать как общефилософское представление о методе и связи его с принципами познания, так и более детально разрабатываемое в методологии науки(или в науковедении) понимание методов как системы исследовательских способов отношения к познаваемой действительности.

Метод (в узком смысле слова) представляет собой реализацию определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ХАРАКТЕР МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ, ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ В НАУКЕ.

Рефлексия –один из видов и даже методов познания, главной особенностью которого является направленность на само знание, на процесс его получения. Можно сказать, что рефлексия является самопознанием коллективного или индивидуального субьекта. В первом случае рефлексия осуществляется над обьективированными формами знания и ее условно можно назвать обьективной, а во втором случае-над знанием, неотделимым от индивидуального субьекта, и она является субьективной по своей форме.

Рефлексия представляет собой единство отражения и преобразхования объекта; применение ее в исследовании приводит к творческой переделке самого изучаемого предмета.

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ФИЛОСОФИЯ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, НАУКА.

В западной философии существует 2 тенденции в решении вопроса о соотношении философии и науки. С одной стороны, такие иррационалистические концепции, как экзистенциализм, философия жизни, философская антропология, полностью отвергают значение науки для формирования философского мировоззрения и даже рассматривают ее как враждебную человеку силу. С другой стороны, неопозитивизм признает собственно научное познание высшей культурной ценностью, способной без других форм общественного сознания обеспечить ориентацию человека в мире.

Фундаментальная особенность, которая отличает философское знание от всех других видов знания, состоит в том, что «философия специфически теоретическими средствами(и это обстоятельство определяет ее глубокую общность с наукой)выполняет мировоззренческую функцию». (Юдин).

Мировоззрение – обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей. Именно отношение человека к миру составляет специфику мировоззрения в отдичие от других систем знания, т.е. оно включает в себя не просто знание о мире самом по себе и не просто о человеке безотносительно к миру. Основной мировоззренческий вопрос- это и есть вопрос о том, каково отношение человека к объективной реальности и в каком отношении она находится к человеку.

Философия образует сердцевину мировоззренческой системы, является теоретической формой мировоззрения, его общеметодологическим ядром. Итак, мировоззрение включает в себя не только общефилософские, но и частные положения, в том числе формулируемые частными науками. Более того, и это особенно важно подчеркнуть для психолога, мировоззрение опирается на всю духовную культуру и впитывает в себя, синтезирует в себе отражение всех форм и аспектов общественного бытия сквозь призму основного мировоззренческого вопроса об отношении человека к миру.

Философия-высший уровень сознательно отрефлексированного и теоретически оформленного мировоззрения, изложенного в систематической форме. При этом те или иные исторически сложившиеся формы мировоззрения могут не иметь философски оформленного завершения. Мировоззрение и его теоретическое ядро – философия, выполняя общеметодологическую функцию в психологическом исследовании, вносят большой вклад в обеспечение объективности и научности получаемых в нем результатов.

Науковедение – дисциплина, изучающая организационную специфику научной деятельности и ее институтов, осуществляющая комплексный анализ научного труда. Деятельности по производству научных знаний. К ее ведению относятся вопросы структурных единиц науки(дисциплинарное строение науки, организация междисциплинарных исследований); факторы, влияющие на эффективность и многие другие вопросы из области социологии и социальной психологии науки, наукометрии и др.

Понятие методологического подхода. Понятие методологического подхода охватывает 2 уровня: философскую и общенаучную методологии. Философский подход – методологические основания на философских принципах исследования, но представляет собой только описательную методологию. Общенаучный подход – основан уже на главных понятиях методологии, категориальных уровнях. Нормативная методология – построение системы принципов, которые могут решать поставленные уже научные задачи, при помощи новых появляющихся методов, т.е.сможет решать эти задачи посредством новых появляющихся методов, которые еще не использовались.

Неклассическая наука (неклассическое естествознание) – система знаний и способов их получения, основанная на представлениях, что сам процесс и продукты познания нельзя абстрагировать от процедур и средств(включая научные теории), с помощью которых мы познаем мир.

С точки зрения неклассического естествознания вопрос о том, какова реальность сама по себе лишен смысла. Познавая мир, мы констатируем его и не только обнаруживаем, но и создаем в нем такие свойства, которые до человеческой деятельности не существовали и возникают только во взаимодействии с человеком. Эта идея, кажущаяся парадоксальной для обаденного сознания, на самом деле вытекает из следующего общепринятого утверждения. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ СТАДИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ. – современная стадия в развитии научного знания, добавляющая к идеалам неклассической науки требования учета ценностно-целевых установок ученого и его личности в целом. Эти требования не только не противоречат идеалам объективности научного знания, но и являются его условием. Представление о постнеклассической картине мира тесно связано с развитием постпозитивисткой философии. Постпозитивизм предполагает преодоление позитивистких и неопозитивистских подходов к построению научного знания. В философии постпозитивизма поиск новых критериев рациональности проходил по другим методологическим основаниям, чем применительно к стадии неклассической науки. Нацеленность на получение объективного знания была заменена идеей множественности истины и путей ее получение.

Неопозитивизм – в узком смысле слова логический позитивизм 30х гг.20в.(или «третий позитивизм»); в широком смысле – все позитивисткие течения 1920-1960х.

Основным средством описания и анализа научного знания в неопозитивизме становится аппарат математической логики. Чувственно воспринимаемые факты были заменены протокольными предложениями. Особое значение придается логическому анализу языков науки и демонстрации зависимости способов рассмотрения действительности от типа используемого языка.

Ведущим для неопозитивисткой методологии оставался введенный еще в работах Л.Витгенштейна принцип верификации, который преполагает установление исьтинности или ложности научных предложений путем сравнения их с фактами опыта. Различие между значениями и смыслами в научном языке при этом отрицалось. М.Шлик обосновал тождество между осмысленностью предложений и их верифицируемостью, т.е. смысл отождествлялся со способом проверки научного утверждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: