Современное проектирование — центральное звено сложной кооперации деятельности многих специалистов, оно осуществляется на стыке науки, искусства, техники, экономического и социального планирования, организации и управления. Архитектурное проектирование преобразует продукты техники в культурные ценности, объединяет все используемые материальные и организационные ресурсы для достижения гуманных целей. Особую остроту приобретают архитектурные проблемы при возрастающей сложности объекта проектирования: при создании искусственной среды, систем расселения, сетей обслуживания и крупномасштабных многофункциональных объектов. Для формирования системных и развивающихся объектов оказываются недостаточными методы проектирования, опирающиеся на разрабатываемые наукой прототипы, типологические образцы, нормативные предписания. Проектирование превращается из исполнителя программ, задающих структурные параметры объектов, в процесс, объединяющий в себе цели и средства как взаимообусловленные моменты. Делается ставка на реализацию творческих потенций самого про-
|
|
[1] В МАрхИ рекомендуете я на внедрение 60—65% проекте» выпуска.
ектирования как специфического вида деятельности, не имеющей эквивалента в других ее видах.
Перспективные направления в разработке исходных позиций теории проектирования прослеживаются в работах научно-исследователь- ских и проектных институтов, а также в работах советских исследователей1. Существенный интерес с поправкой на специфику условий и различия идеологии представляет рассмотрение проблем проектирования на конференциях и симпозиумах в Англии и США, а также многочисленные версии и предположения зарубежных исследователей2 по развитию теоретической и профессионально-проектной деятельности.
Ведущее место в работах зарубежных авторов занимает проблема взаимодействия и объединения научных и проектных методов: включение в проектирование научных разработок и использование в исследовательском поиске проектных методов и процедур организации проектирования. Цель — объединение в едином цикле исследовательских и проектных (управленческих) процедур научной разработки. Второй важной проблемой внедрения новых методов является не столько проектирование, сколько предпроектная исследовательская деятельность, предшествующая исполнению чертежа.
Укажем исследования, представляющие особый интерес с точки зрения методологии проектирования современных объектов и систем, а также с позиций дидактики. Большинство теоретиков новых методов видят в структуре проектирования цепочку: информация — анализ — синтез — оценка.
|
|
К. Александер разрабатывает проблему метода. Согласно его концепции, проектирование ставит целью формообразование, максимально отвечающее среде — «контексту». Проектирование представляет собой реакцию на условия окружения, переработку'информации о внешних ресурсах и потребителе. Для объективности работы с информацией необходимы новые научные средства, реализация процесса проектирования и как следствие — нейтрализация субъективной ценности проектировщика — «отказ от интуиции и профессионального опыта». В процедуре проектирования анализ помогает выявить требования и составить матрицу взаимодействия; ЭВМ привлекается для декомпозиции матриц; синтез содержит разработку конкретных диаграмм для набора функций и образования целого [213].
По Р. Стадеру объект «социального проектирования» — связка «поведение людей — физическая пространственная среда». Проектирование как «управление человеческими и пространственными системами» представляет собой непрерывное повторение цикла: исследование существующей системы «поведение — среда»; приведение поведения в другое состояние; создание пространственной среды, в которой осуществляется спроектированное поведение; оценка запроектированного объекта; обучение людей новому поведению; управление преобразованием среды [102].
Дж. К. Джонс отвергает трактовку проектирования как удовлетворение существующих потребностей людей. Он считает достаточным учитывать, каким образом потребители смогут освоить предлагаемый вариант искусственной среды [91, с. 47—48]. Он вычленяет в проектировании три этапа:
этап поиска идеи — дивергенция: когда формулируется исходная задача, проводится анализ источников проектной ситуации, выявляются визуальные противоречия1;
этап исследования структуры проблемы — трансформация, когда применяются матрицы и сети взаимодействия, смещаются границы поиска, производится поиск компонентов структуры системы, наиболее остро реагирующих на изменения среды;
этап оценки — конвергенция, когда используются контрольные вопросы, определяются критерии эффективности представленных вариантов проектных решений [91].
С. Мэтчетт предлагает «фундаментальный метод проектирования», смысл которого научить проектировщика мыслить «системно», постоянно контролировать свои мысли с точки зрения общей цели проекта и применять системные «режимы мышления»: мышление стратегическими схемами; мышление в параллельных плоскостях; мышление с нескольких точек зрения; мышление «образами»; мышление в основных элементах [91, с. 178].
П. Хилл раскрывает вопросы методологии выбора перспективного решения, анализ творческого процесса, «генерирование» идей при создании новых объектов, изучение подходов и методов, «дающих надежду на получение плодотворных результатов» [199].
Синтетическая теория К. Доксиадиса «Экистика» — наука о человеческих поселениях, о выборе наиболее эффективных средств для создания удовлетворительной среды. В основе соединения проектирования и научного исследования — изучение природы, человека, общества, зданий, инфраструктуры.
В разработках советских исследователей развитие архитектурного проектирования как деятельности, как практики архитектурного творчества идет через методологию и создание теоретических основ проектирования. Подчеркивается необходимость формирования архитектурной среды во взаимодействии с общими задачами развития общества [100].
Важным методологическим принципом теории проектирования является выделение естественно-исторических и организационно-управленческих (социокультурных) представлений о развитии социально-морфологических систем. Для изучения применяются системно-структурные методы и принципы теоретико-деятельностного подхода. Невозможность решить проблемы развивающегося объекта методами конечного проектирования позволяет сформулировать идею непрерывного проектирования, обеспечиваемого организацией циклического взаимодействия
|
|
1 Дивергентный поиск «можно рассматривать как проверку на устойчивость всего, что имеет отношение к решению задачи, как попытку определить, что в иерархии социальных ценностей... подвержено изменению, а что можно считать неподвижными точками отсчета» [91, с. 78].
проектирования и исследования, научных разработок м их внедрения [172J.
Составной частью теории становится методологическая организация архитектурного проектирования, которая в связи с усложнением стоящих перед проектированием задач и неопределенностью их условий опирается на проектирование «без прототипов» [163].
Проводятся исследования по теории среды как объекта проектирования. Архитектурная среда представляется как целостный объект, а не сумма отдельных законченных объектов проектирования. Моделирование архитектурной формы заменяется сквозным конструированием жизненного процесса и соответствующих ему форм организации пространства. Модель структурной организации среды представляется как диалектическое единство общественного человека и архитектурно-пространственного окружения.
Предлагается последовательность проектирования — от интегральных проектов-программ, согласованных с тенденциями социально-культурного развития, к заданию на проектирован ие и затем к конкретной разработке объектов (170).
Среда и культура поставляют цели своего развития в блок проектной деятельности, которую следует рассматривать как синтез исследования, собственно проектирования и управления [172].
Анализируются актуальные проблемы взаимодействия архитектурного проектирования с деятельностью групп других специалистов, а также организация видов профессиональной деятельности внутри архитектурного проектирования и дается теоретический анализ системы АП — управление — строительство [81 ].
|
|
Таковы в общих чертах теоретические и методологические модели проектирования у нас в стране и за рубежом. Теоретические исследования направлены на интенсификацию проектной деятельности путем использования ее культурного содержания и актуализации личностных ресурсов творчества, на объективизацию процесса проектирования путем включения в него новых средств и рациональной его организации. Главный смысл применения новых методов и средств состоит в повышении роли проектирования в управлении процессами жизнедеятельности.
Каково значение теории проектирования для учебного архитектурного проектирования? Во-первых, ее выводы говорят о повышении роли в программах учебного проектирования задач «открытого» типа, предоставляющих студенту возможность самостоятельной интерпретации ее условий; во-вторых, согласно этой теории, возрастает значение методологического подготовительного этапа, который должен включать определение объекта исследования — не столько внешних характеристик поведения людей, сколько социально-культурной среды их обитания, смыслового содержания проектируемого объекта; в-третьих, следует обучать студента методу, позволяющему подойти к проектированию объекта, не обладающего устоявшейся типологической структурой (не имеющего в профессиональной культуре традиционного прототипа); в-четвертых, следует ввести в проектирование наряду с традиционными некоторые новые методы, кото
рые уже сейчас могут способствовать творческой активности студентов и объединят архитектурное проектирование и научное исследование.