Перспективы применения современных методов проектирования

Современное проектирование — централь­ное звено сложной кооперации деятельности многих специалистов, оно осуществляется на стыке науки, искусства, техники, экономичес­кого и социального планирования, организа­ции и управления. Архитектурное проектиро­вание преобразует продукты техники в куль­турные ценности, объединяет все используе­мые материальные и организационные ресурсы для достижения гуманных целей. Особую ос­троту приобретают архитектурные проблемы при возрастающей сложности объекта проек­тирования: при создании искусственной среды, систем расселения, сетей обслуживания и крупномасштабных многофункциональных объектов. Для формирования системных и развивающихся объектов оказываются не­достаточными методы проектирования, опира­ющиеся на разрабатываемые наукой прототи­пы, типологические образцы, нормативные предписания. Проектирование превращается из исполнителя программ, задающих структур­ные параметры объектов, в процесс, объединя­ющий в себе цели и средства как взаимообу­словленные моменты. Делается ставка на реализацию творческих потенций самого про-

[1] В МАрхИ рекомендуете я на внедрение 60—65% проек­те» выпуска.

ектирования как специфического вида дея­тельности, не имеющей эквивалента в других ее видах.

Перспективные направления в разработке исходных позиций теории проектирования про­слеживаются в работах научно-исследователь- ских и проектных институтов, а также в работах советских исследователей1. Существенный интерес с поправкой на специфику условий и различия идеологии представляет рассмотре­ние проблем проектирования на конференци­ях и симпозиумах в Англии и США, а также многочисленные версии и предположения за­рубежных исследователей2 по развитию теоре­тической и профессионально-проектной дея­тельности.

Ведущее место в работах зарубежных ав­торов занимает проблема взаимодействия и объединения научных и проектных методов: включение в проектирование научных разра­боток и использование в исследовательском поиске проектных методов и процедур орга­низации проектирования. Цель — объедине­ние в едином цикле исследовательских и про­ектных (управленческих) процедур научной разработки. Второй важной проблемой внедре­ния новых методов является не столько проек­тирование, сколько предпроектная исследова­тельская деятельность, предшествующая ис­полнению чертежа.

Укажем исследования, представляющие особый интерес с точки зрения методологии проектирования современных объектов и систем, а также с позиций дидактики. Боль­шинство теоретиков новых методов видят в структуре проектирования цепочку: инфор­мация — анализ — синтез — оценка.

К. Александер разрабатывает проблему метода. Со­гласно его концепции, проектирование ставит целью фор­мообразование, максимально отвечающее среде — «кон­тексту». Проектирование представляет собой реакцию на условия окружения, переработку'информации о внешних ресурсах и потребителе. Для объективности работы с ин­формацией необходимы новые научные средства, реали­зация процесса проектирования и как следствие — нейтра­лизация субъективной ценности проектировщика — «отказ от интуиции и профессионального опыта». В процедуре проектирования анализ помогает выявить требования и составить матрицу взаимодействия; ЭВМ привлекается для декомпозиции матриц; синтез содержит разработку конкретных диаграмм для набора функций и образования целого [213].

По Р. Стадеру объект «социального проектирова­ния» — связка «поведение людей — физическая простран­ственная среда». Проектирование как «управление чело­веческими и пространственными системами» представля­ет собой непрерывное повторение цикла: исследование существующей системы «поведение — среда»; приведение поведения в другое состояние; создание пространствен­ной среды, в которой осуществляется спроектированное поведение; оценка запроектированного объекта; обуче­ние людей новому поведению; управление преобразова­нием среды [102].

Дж. К. Джонс отвергает трактовку проектирования как удовлетворение существующих потребностей людей. Он считает достаточным учитывать, каким образом потреби­тели смогут освоить предлагаемый вариант искусственной среды [91, с. 47—48]. Он вычленяет в проектировании три этапа:

этап поиска идеи — дивергенция: когда формулирует­ся исходная задача, проводится анализ источников проект­ной ситуации, выявляются визуальные противоречия1;

этап исследования структуры проблемы — трансфор­мация, когда применяются матрицы и сети взаимодействия, смещаются границы поиска, производится поиск компо­нентов структуры системы, наиболее остро реагирующих на изменения среды;

этап оценки — конвергенция, когда используются контрольные вопросы, определяются критерии эффектив­ности представленных вариантов проектных решений [91].

С. Мэтчетт предлагает «фундаментальный метод про­ектирования», смысл которого научить проектировщика мыслить «системно», постоянно контролировать свои мыс­ли с точки зрения общей цели проекта и применять систем­ные «режимы мышления»: мышление стратегическими схе­мами; мышление в параллельных плоскостях; мышление с нескольких точек зрения; мышление «образами»; мышле­ние в основных элементах [91, с. 178].

П. Хилл раскрывает вопросы методологии выбора перспективного решения, анализ творческого процесса, «генерирование» идей при создании новых объектов, изу­чение подходов и методов, «дающих надежду на получе­ние плодотворных результатов» [199].

Синтетическая теория К. Доксиадиса «Экистика» — наука о человеческих поселениях, о выборе наиболее эф­фективных средств для создания удовлетворительной сре­ды. В основе соединения проектирования и научного иссле­дования — изучение природы, человека, общества, зданий, инфраструктуры.

В разработках советских исследователей развитие архитектурного проектирования как деятельности, как практики архитектурного творчества идет через методологию и создание теоретических основ проектирования. Подчер­кивается необходимость формирования архи­тектурной среды во взаимодействии с общими задачами развития общества [100].

Важным методологическим принципом теории проек­тирования является выделение естественно-исторических и организационно-управленческих (социокультурных) представлений о развитии социально-морфологических систем. Для изучения применяются системно-структурные методы и принципы теоретико-деятельностного подхода. Невозможность решить проблемы развивающегося объек­та методами конечного проектирования позволяет сфор­мулировать идею непрерывного проектирования, обеспе­чиваемого организацией циклического взаимодействия

1 Дивергентный поиск «можно рассматривать как проверку на устойчивость всего, что имеет отношение к решению задачи, как попытку определить, что в иерархии социаль­ных ценностей... подвержено изменению, а что можно считать неподвижными точками отсчета» [91, с. 78].

проектирования и исследования, научных разработок м их внедрения [172J.

Составной частью теории становится методологиче­ская организация архитектурного проектирования, которая в связи с усложнением стоящих перед проектированием задач и неопределенностью их условий опирается на про­ектирование «без прототипов» [163].

Проводятся исследования по теории среды как объекта проектирования. Архитектурная среда представляется как целостный объект, а не сумма отдельных законченных объектов проектирования. Моделирование архитектурной формы заменяется сквозным конструированием жизнен­ного процесса и соответствующих ему форм организации пространства. Модель структурной организации среды представляется как диалектическое единство обществен­ного человека и архитектурно-пространственного окруже­ния.

Предлагается последовательность проектирования — от интегральных проектов-программ, согласованных с тен­денциями социально-культурного развития, к заданию на проектирован ие и затем к конкретной разработке объек­тов (170).

Среда и культура поставляют цели своего развития в блок проектной деятельности, которую следует рассма­тривать как синтез исследования, собственно проектирова­ния и управления [172].

Анализируются актуальные проблемы взаимодей­ствия архитектурного проектирования с деятельностью групп других специалистов, а также организация видов профессиональной деятельности внутри архитектурного проектирования и дается теоретический анализ системы АП — управление — строительство [81 ].

Таковы в общих чертах теоретические и ме­тодологические модели проектирования у нас в стране и за рубежом. Теоретические исследо­вания направлены на интенсификацию проект­ной деятельности путем использования ее культурного содержания и актуализации лич­ностных ресурсов творчества, на объективиза­цию процесса проектирования путем включе­ния в него новых средств и рациональной его организации. Главный смысл применения но­вых методов и средств состоит в повышении роли проектирования в управлении процесса­ми жизнедеятельности.

Каково значение теории проектирования для учебного архитектурного проектирования? Во-первых, ее выводы говорят о повышении роли в программах учебного проектирования задач «открытого» типа, предоставляющих студенту возможность самостоятельной интер­претации ее условий; во-вторых, согласно этой теории, возрастает значение методологичес­кого подготовительного этапа, который дол­жен включать определение объекта исследо­вания — не столько внешних характеристик поведения людей, сколько социально-куль­турной среды их обитания, смыслового содер­жания проектируемого объекта; в-третьих, сле­дует обучать студента методу, позволяющему подойти к проектированию объекта, не обла­дающего устоявшейся типологической структу­рой (не имеющего в профессиональной куль­туре традиционного прототипа); в-четвертых, следует ввести в проектирование наряду с тра­диционными некоторые новые методы, кото­

рые уже сейчас могут способствовать творче­ской активности студентов и объединят архи­тектурное проектирование и научное исследо­вание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: