Введение.................................................................................................................................................... 4
Глава 1. Психологическое содержание проблемы профессиональной пригодности........... 9
1.1. Профессиональная пригодность как категория системы «человек–профессия»... 9
1.2. Принципы определения профессиональной пригодности.......................................... 21
1.3. Разработка системы определения профессиональной пригодности....................... 27
Глава 2. Развитие и состояние проблемы профессиональной пригодности (исторический очерк)..................................................................................................................................................................... 33
Раздел I. Теоретико-методологические основы профессиональной пригодности.............. 51
Глава 3 Деятельность и профессиональная пригодность.......................................................... 51
3.1. Психологические особенности профессиональной деятельности............................ 51
3.2. Психологическая система деятельности и профессиональная пригодность......... 62
3.3. Рабочая нагрузка и профессиональная пригодность.................................................... 68
|
|
3.4. Безопасность труда и профессиональная пригодность................................................ 72
Глава 4. Психическая регуляция процесса формирования профессиональной пригодности 80
4.1. Основные направления изучения механизмов регуляции.......................................... 80
4.2. Роль индивидуально-психологических особенностей личности............................... 82
4.2.1. Типологические особенности....................................................................................... 82
4.2.2. Личностные особенности.............................................................................................. 85
4.2.3. Познавательные функции............................................................................................. 88
4.3. Функциональная организация корковых (мозговых) процессов................................. 90
4.3.1. Электрокорковая активность........................................................................................ 90
4.3.2. Функциональная асимметрия парных органов....................................................... 93
4.4. Психические состояния......................................................................................................... 95
4.4.1. Утомление......................................................................................................................... 95
4.4.2. Психологический стресс................................................................................................ 97
4.5. Саморегуляция и самоконтроль.......................................................................................... 99
Глава 5. Профессиональная пригодность и личность профессионала................................ 104
5.1. Личность и деятельность..................................................................................................... 104
5.2. Человек как субъект деятельности................................................................................... 110
5.3 Самоопределение личности профессионала................................................................ 113
5.4. Развитие личности профессионала................................................................................ 118
|
|
5.5. Этапы профессионального развития личности............................................................ 129
Глава 6. Структура личности, способности и мотивация......................................................... 133
6.1. Структура личности.............................................................................................................. 133
6.1.1. Основные направления изучения структуры личности........................................... 133
6.1.2. Психологические теории личности.......................................................................... 139
6.1.3. Психологические модели структуры личности..................................................... 143
6.2. Способности........................................................................................................................... 146
6.2.1. Содержание понятий «задатки», «способности», «одаренность»................... 146
6.2.2. Современные взгляды на проблему способностей.................................................. 149
6.2.3. Общие, специальные и профессиональные способности. Профессионально важные качества (ПВК)............................................................................................................................. 151
6.2.4. Развитие способностей............................................................................................... 157
6.3. Профессиональная мотивация......................................................................................... 160
Раздел II Методы определения профессиональной пригодности.......................................... 169
Глава 7. Психологический анализ деятельности и профессиональные требования к личности 169
7.1. Основные принципы психологического анализа деятельности............................... 169
7.2. Профессиография................................................................................................................ 173
7.3. Методические приемы психологического анализа деятельности........................... 178
7.4. Процедура обоснования профессиональных требований........................................ 181
7.5. Психологическая классификация профессий.............................................................. 182
Глава 8. Методы психологической диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности........................................................................................................................................... 185
8.1. Основные направления развития психодиагностики и прогностики..................... 185
8.2. Классификация методов психодиагностики*................................................................ 192
8.3. Компьютерная психодиагностика..................................................................................... 200
8.4. Требования к методам психодиагностики и прогнозирования................................ 207
Глава 9. Методические приемы психологического обследования........................................ 212
9.1. Оценка основных свойств нервной системы................................................................. 212
9.2. Оценка познавательных процессов.................................................................................. 214
9.3. Оценка психомоторных процессов................................................................................... 214
9.4. Изучение свойств личности*.............................................................................................. 215
9.4.1. Личностные опросники................................................................................................ 215
9.4.2. Проективные методы................................................................................................... 225
9.4.3. Оценка темперамента.................................................................................................. 229
9.4.4. Оценка интеллектуальных способностей............................................................... 231
9.4.5. Оценка мотивационной сферы................................................................................. 233
9.4.6. Оценка нервно-психической (эмоциональной) напряженности....................... 236
9.5. Тесты достижений (диагностика уровня достижений)................................................ 237
9.6. Нетестовые методы изучения личности......................................................................... 238
Глава 10. Приемы разработки и оценки методов диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности..................................................................................................... 240
10.1. Показатели оценки профессиональной пригодности учащихся............................ 240
10.2. Показатели оценки профессиональной пригодности специалистов................... 245
10.3. Приемы оценки прогностической ценности методик................................................ 246
|
|
10.4. Математические процедуры разработки шкал методик........................................... 260
10.5. Статистический алгоритм разделения субъектов на классы профессиональной пригодности............................................................................................................................... 264
10.5.1. Постановка задачи...................................................................................................... 264
10.5.2. Алгоритм........................................................................................................................ 265
10.5.3. Градация признаков................................................................................................... 268
10.5.4. Выбор порога............................................................................................................... 269
10.5.5. Пример........................................................................................................................... 269
Раздел III Результаты экспериментальных исследований и практические рекомендации по определению профессиональной пригодности.......................................................................... 275
Глава 11. Исследование проблемы психологического отбора в авиации........................... 275
11.1. Эффективность психологического отбора в авиации.............................................. 275
11.2. Личностные характеристики и успешность деятельности курсантов и пилотов 279
11.3. Структура и динамика развития летных способностей............................................ 286
11.4. Функциональная асимметрия парных органов и профессиональная пригодность пилотов....................................................................................................................................................... 299
11.5. Индивидуальные особенности электроэнцефалограммы (ЭЭГ)........................... 304
и профессиональная пригодность курсантов и пилотов................................................... 304
Глава 12.................................................................................................................................................. 311
Некоторые направления использования результатов определения профессиональной пригодности........................................................................................................................................... 311
12.1. Психологическая экспертиза совместимости членов малых групп...................... 311
12.2. Использование тренажеров для психофизиологической экспертизы профессиональной пригодности............................................................................................................................... 317
|
|
12.3. Психологическая экспертиза лиц с психосоматическими расстройствами....... 323
Заключение........................................................................................................................................... 328
Литература............................................................................................................................................ 331