Среди российских социологов нет полной ясности в том, как наиболее адекватно перевести на русский язык термин «case study». Существует, по крайней мере, две полярные точки зрения, касающиеся того, как определить сущность этого исследования: является ли кейс стади отдельным самостоятельным методом исследования или это исследовательская стратегия, которая вбирает в себя уже известные методы, но на новом качественном уровне.
Вследствие того, что слишком много накопилось вопросов по этому подходу, авторы данной книги, не претендуя на описание всех аспектов, касающихся методологии кейс стади (в силу гибкости этого подхода, по-видимому, их полное описание представляет собой невыполнимую задачу), постарались изложить свое понимание данного метода, а также остановиться на наиболее существенных моментах его дизайна.
Итак, как же расценивает социологическая мысль этот исследовательский жанр? Что это - метод, содружество методов, определенная тактика или стратегия проведения исследования? На наш взгляд, в настоящее время в литературе нет еще устоявшегося и исчерпывающего определения кейс стади, тем более, что и сам термин переводится по-разному.
|
|
В плане методологическом, особенно для тех, кто знаком с исследовательскими подходами н качественной социологии, неизменно встает вопрос: а в какой мере исследовательский подход в стиле кейс стади отличается от того, что на Западе именуется «полевым исследованием» (Field Research). С другой стороны, каково отличие кейс стади от этнографических подходов, активно используемых в западной социологии?
На эти вопросы, на наш взгляд, четко ответить достаточно трудно, поскольку сегодня достаточно размытая граница в плане соотношения кейс стади с другими исследовательскими подходами является следствием еще и того, что существует двойственность
1 О
использования самого термина: в одних случаях под кейсом понимается определенная методология и логика действий исследователя или исследовательской команды, а с другой стороны -то, что уже описано на бумаге, то есть определенный текст.
По-видимому, нечеткость в определении различных сторон кейс стади, эти «серые области» говорят о том, что сам предмет дискуссии развивается. С другой стороны, это, конечно, усложняет задачу, поскольку во всем обилии современных течений и методологических подходов нам, как авторам, необходимо выделить наиболее устоявшиеся и распространенные. Именно в силу достаточно высокого уровня неопределенности в изучении данного вопроса мы постараемся представить свои взгляды на то, что мы понимаем под кейс стади, а также показать и те основные дискуссионные сферы, на которые должны быть направлены усилия социологов и методологов науки. А сейчас мы перейдем непосредственно к вопросам методологии и дизайна.
|
|
В первую очередь, хотелось бы представить основные точки зрения на определение кейс стади среди российских и зарубежных социологов. По мнению одного из уважаемых в современном социологическом мире авторов, Р.Йина, кейс стади - это отдельный метод или скорее методы социологического исследования [221]. Его книга так и называется «Методы кейс стади». Эта же точка зрения отстаивается и в одном из социологических словарей:
Кейс стади - детальное исследование частного случая,
Û: относящегося к определенному классу феноменов. Кейс стади Fie
У' может предстанлять надежную информацию обо всем этом классе. Тем
; ■ не менее, его проведение часто полезно на предварительных стадиях
% исследования, поскольку делает возможным выдвижение определен-
^ ных гипотез, которые могут подвергаться систематической проверке
s ■-. в отношении большего числа случаев.
$£ Кейс стади часто применяются в социологических исследова-
|fei ниях - иногда о качестве предварительного, по чаще в качестве основного исследовательского метода. В последнем случае среди причин обращения к этому методу обычно называют недостаток исследовательских ресурсов или трудности в получении доступа к предмету исследования. В рамках многих кейс стади исследуется в действительности более чем один частный случай с тем, чтобы получить некоторое представление о степени изменчивости исследуемого явления.
В случае с методами качественного исследования, такими как этнография и включенное наблюдение, применение которых отни-
-,-. мает много времени и не всегда может быть поручено помощни-.., кам, социологи почти неизменно выбирают кейс стади.
Социологический словарь под ред. Н.Аберкримби, С.Хилла, Р.Тернера. -М.: Экономика, 1999.
Российский социолог В.И.Кабалина, являющаяся руководителем многих исследовательских проектов в стиле кейс стади на российских предприятиях, считает, что кейс стади - это термин, обозначающий «монографическое исследование как специальную исследовательскую стратегию, не сводимую лишь к качественным методам сбора эмпирической информации». Специфика кейс стади, по мнению Кабалиной, заключается в «обнаружении образцов и механизмов социальных явлений и отношений, а также в детальном этнографическом описании их структур» [32J.
И.М.Козина, признанный исследователь методологических аспектов кейс стади и автор, пожалуй, первой в России диссертации на тему о кейс стади подчеркивает, что в русской социологической литературе еще нет однозначного термина для обозначения кейс стади. Тем не менее, по ее мнению, перевод термина кейс стади как «монографическое исследование» или «монографический подход»
. не совсем адекватней указанному методу, поэтому она в своих работах опирается на дословный перевод с английского «изучение случая». В интерпретации И.М.Козиной «кейс стади - это исследовательская стратегия, направленная на глубокий, полный и комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта (случая). Очевидным достоинством метода является возможность получения более глубокой информации о латентных процессах, скрытых механизмах социальных отношений; только с помощью такого качественного подхода можно реконструировать сферу неформальных отношений, существующих между людьми. Case study позволяет сделать это наиболее целостным образом, так как исследовательские стратегии сами по себе содержат наборы определенных техник и case study é этом смысле оснащен богаче других. Метод определяет необходимость работать с более конкретными вещами, нежели со сконструированными типами, что позволяет обеспечить лучшее понимание социальной реальности, уникальности каждого объекта и в то же время выделить общие черты для дальнейшего обобщения, которое проистекает из качественной парадигмы в социологии» [42]. В.В.Семенова, рассматривая инструменты качественного исследования, опирается на предложенную Дж.Кресуэлом классификацию, которую он разработал на основании различий в фокусе ин-
|
|
тереса исследователя, системности конкретного подхода, а также степени его освещения в научной литературе. С ее точки зрения, 4%ейс стади, которое определяется как исследование отдельной общности - это традиционная тактика качественного исследования для уникального объекта в совокупности его взаимосвязей» [67].
На наш взгляд, рассмотрение кейс стади только как тактики проведения исследования не полностью отражает существо исследования в стиле кейс стади, поскольку сознательно сужает всю палитру действия исследователя до использования различных методов в практических целях, не говоря уже о том, что сам термин тактика (в противовес стратегии) предполагает достаточно ограниченный временной континуум. В действительности, исследования в стиле кейс стади, как правило, проводятся в течение достаточно длительного времени, очень часто это лопгитюдные исследования, которые длятся годами, поэтому исследователю в этом длительном временном континууме приходится разрабатывать сиюминутные тактики и длительную стратегию, перенаправляя фокус исследования, меняя исследовательский вопрос, а иногда и тему исследования.
Наибольшее возражение по поводу рассмотрения кейс стади как исследовательской тактики скорее состоит в том, что термин «тактика» все-таки низводит весь исследовательский процесс к набору определенной группы методов сбора информации, тем самым смещая акцепт на инструментальный характер исследования, в то время как кейс стади включает в себя очень много содержательных и аналитических моментов, которые просто не сводимы к перечню методов сбора информации. Так, например, известный социальный антрополог Б.Малиновский, проводивший интенсивные полевые исследования культурных традиций в различных сообществах, говоря о полевой работе, считал, что во время проведения полевых исследований появляются научные гипотезы, которые выдвигает само поле. «Эта теория ведет не только к специфическому рассмотрению фактов, но в первую очередь направляет исследователя к новым типам наблюдения. Следовательно, это - теория, которая и берет начало в полевой работе, и возвращает к ней обратно» [176].
|
|
Как указывает В.И.Кабалина, основными преимуществами использования методологии кейс стади в исследованиях трансформации предприятий являются «теоретическая открытость, выявление некоторых образцов изменений, выработка гипотез о глубинных качественных процессах трансформации» [32]. Таким образом, на наш взгляд, рассмотрение кейс стади только в качестве тактики проведения исследования обедняет сущность данного метода.
Если можно так выразиться, то кейс стали - это целая философия подготовки, сбора и анализа информации, это - постоянный аналитический процесс, который завладевает мыслями исследователя на определенный период времени, это - образ жизни и именно поэтому мы считаем, что кейс стади не сводим ни, как мы только что выяснили, к описанию его как тактики социологического исследования, ни к термину «монографическое исследование».
Постараемся объяснить нашу точку зрения. Знак равенства между монографическим исследованием и кейс стади в какой-то мере, на наш взгляд, смещает акцент на того или тех, кто описывает данный случай, в то время как современная тенденция при проведении исследований в стиле кейс стади связана с тем, что должны быть, как можно более полно, представлены голоса тех людей и социальных групп, которые мы изучаем. Поэтому скорее, это не моно-, а стерео- или полм-звучание, или многоголосие.
Как мы уже сказали выше, термин «кейс стади» не сводим также и к понятию техник или тактик исследователя, поскольку такое понимание, скорее, отражает исследовательские техники в социальной антропологии, когда акцент делается на детальном описании практик и обычаев определенных обществ, а не на аналитических компонентах.
На наш взгляд, наиболее адекватное определение, раскрывающее сущность кейс стади, дает И.М.Козина, которая рассматривает кейс стади в качестве исследовательской стратегии, и мы в большей мере согласны с этим, поскольку именно оно показывает, что сущность этого метода не сводится к простои количественной сумме других методов. Это именно стратегия, базирующаяся на комбинации различных методов, на анализе информации, собираемой на всех этапах исследования.
Положительной стороной рассмотрения кейс стади как стратегии также является то, что здесь акцент делается па вариативности различных стратегий и их зависимости от личности исследователя или команды исследователей, их опыта и профессионализма, ведь именно различия в исследовательских подходах и большая гибкость при проведении исследования приводит к тому, что нам сейчас достаточно трудно определить жанр такого исследования. В этом смысле справедливо замечает Дж.Саймон; «Специфика метода case study зависит от природного ума, здравого смысла и воображения личности, проводящей исследование... Исследователь создает процедуры по мере своего продвижения вперед, [197, 27].
Кроме того, на наш взгляд, рассмотрение кейс стади в качестве стратегии также учитывает длительный временной характер проведения исследования, когда можно действительно выстроить последовательность определенных шагов.
Следствием размытости границ является и то, что иногда кейс стади путают с этнографическими исследованиями. Это возникло исторически, поскольку сначала возникло включенное наблюдение как метод сбора материала (например, в Чикагской школе социологии), а потом стратегия кейс стади как дополнение. Итак, кейс стади - это отдельная исследовательская стратегия, хотя она и может использовать этнографические методы.
Таким образом, мы склоняемся к тому, что кейс стади - это стратегия исследования. Вместе с тем, необходимо отметить, что, по мнению западных исследователей, главное не то, как называть исследования такого рода. Так например, как видно из статьи о кейс стади Р.Стейка, «многие исследователи, проводящие кейс стади, называют свои исследования по-разному. Говард Бекер, например, когда его спросили на второй кембриджской конференции, как он называет свои собственные исследования, неохотно ответил: «полевой работой», добавляя, что такие ярлыки вносят незначительный вклад в понимание того, что делают исследователи». Главное, по мнению Р.Стейка, ~ это то, что термин «кейс стади» используется в основном потому, что он привлекает внимание к вопросу о том, чему собственно можно научиться из единственного случая [201].
Нам бы хотелось, в свою очередь, чтобы читатели книги могли не только ответить на этот вопрос, но также знали и то, как это делается, как проводится исследование в стиле кейс стади.
Применение кейс стади в науках об обществе и человеке
Стратегия кейс стади может успешно использоваться представителями многих дисциплин как в исследовании, так и в процессе обучении. Не нужно быть социологом или заявлять о себе как о стороннике интеракционистской перспективы, чтобы ее использовать. Что имеет значение - так это ее процедуры, а они не связаны с дисциплиной.
К обучению с использованием кейс-стади прибегают в достаточно большом количестве дисциплин, и, пожалуй, наиболее рас-
пространенной практикой обучения через кейс стади является обучение в бизнес-школах. Одним из преимуществ в использовании кейс стади в управленческой науке является то, что студенты могут в процессе обучения как анализировать сам кейс, так и отрабатывать различные варианты решения к возникающим проблемам, описанным в кейсах.
Метод case study был успешно применен в учебном процессе в стенах легендарной Гарвардской школы бизнеса (Harvard Business School). Исторические факты говорят о том, что первые бизнес-школы были созданы в Америке в начале XX века, а примерно четверть века спустя в обучении стали применяться кейс стади. Постепенно этот метод завоевывал все новые позиции, и сегодня он считается одним из самых эффективных способов обучения менеджеров и консультантов но управлению по изучению и решению типичных проблем.
В последнее время также распространилось использование кейс стади в сфере образовании, социальной работе, политических науках, экономике, медицине, психологии.
Как правило, в кейс стади рассматривается какая-то одна проблема, и именно поэтому в нем достаточно много недосказанного. Есть основная канва, на которую каждый человек, анализируя тот или иной кейс, может наложить свою интерпретацию. И именно поэтому случаи открыты ко множественным интерпретациям. Рассмотрим пример изучения малого предприятия в России. На одном и том же объекте экономист может изучать эффективность существующей системы оплаты труда, психолог - способы регулирования внутренних конфликтов, а социолог - тактики и стратегии выстраивания взаимоотношений с властями и криминальным миром.
Таким образом, кейсы помимо того, что они являются иллюстративным полем для демонстрации основных концепций и развития знания, являются также и достаточно хорошим механизмом развития профессиональных навыков в сфере подготовки кадров.
Глава 2
История применения кейс стади
Использование кейс стади в западной традиции
История исследования в стиле кейс стади отмечена как периодами интенсивного использования этой стратегии, так и периодами забвения. Если с исторической точки зрения качественная традиция в социологии возникла в середине XIX века, то впервые описание качественных методов в полевых исследованиях было сделано не социологами, а антропологами. Начало традиции обычно связывают с именем британского ученого Бронислава Малиновского, который в своей работе «Аргонавты Тихого океана» (1922) дал детальное описание используемых им методов.
Есть основания полагать, что сам термин «кейс стади» пришел из медицины и практики социальной работы, где целью описания «случаев» являлось накопление практического опыта.
Первой крупной эмпирической работой с позиций качественного подхода в стиле кейс стади принято считать работу французского исследователя Ф.Ле Пле «Европейские рабочие» (1855), который составил монографическое описание 300 семей, принадлежащих к различным слоям общества из многих стран Европы. Изучение случая стало на некоторое время одним из основных способов социологического исследования, где объектом изучения стал уже не только индивид, но и сложные социальные феномены.
У Зигмунда Фрейда (1859-1939) первейшим методом исследования было изучение случая (кейс стади), понимаемого как рассказанная пациентом и окружающими его людьми история жизни. Фрейд конструировал типовые модели психических структур на основе индивидуальных случаев. Исследование случаев в психоаналитической клинике через использование сопоставления,
аналогии и противопоставления как источников для понимания было главным эмпирическим ресурсом для развития теорий и техник. Передача и воспроизводство психоаналитических идей всегда происходили в большой степени через клинические примеры. Без этих клинических иллюстраций и примеров психоаналитические теории оказываются просто интеллектуальными абстракциями и там, где поле практической деятельности слишком сильно опирается на абстрактные теории, не бывает большого прогресса.
Начиная с 1900 г. и до 1935 г., Чикагская школа была как центром эмпирических исследований,так и источником литературы по качественной проблематике. Наибольшее распространение кейс стади приобрел в Чикаго в 1930-х годах. Для этого имелись объективные и субъективные причины. Среди субъективных можно отметить то, что этот метод продвигали влиятельные личности и, в частности, У.Уайт. Среди объективных причин можно отметить то, что именно в этот период именно в Чикаго был накоплен богатый социологический материал, так как это был период иммиграции в Соединенные Штаты, и различные аспекты иммиграции различных этнических групп в американские города изучались достаточно основательно [152]. Таким образом, имел место социальный заказа на изучение труднодоступных маргинальных сообществ, нестандартного образа жизни и на разработку нестандартных научных подходов.
Работы Чикагских социологов, по большей части, не были простыми описательными исследованиями. Их целью было понимание: реконструируя какой-либо фрагмент городского сообщества, авторы поднимали и объясняли очень важные социальные проблемы. Вот, например, какое определение такого исследования дает один из представителей Чикагской школы Ч.Кули: «Нашей целью является рассмотрение жизни человека как действительно драматического действия, а также участие в том ментальном процессе, который является частью функций человека и который доступен для понимающего наблюдения с помошью жестов и языка... Под case study я понимаю: прямое и многогранное изучение жизненных историй в отличие от непрямой, частичной и, в некоторой степени, абстрактной информации, которой мы часто должны обходиться» [124J, 11231-
еперь мы остановимся на описании отдельных кейс стади,
ьку именно это даст нам возможность оценить практику их
ования как способа глубокого проникновения в сущность
социальных процессов и явлений, выстроить аргументы в их защиту. Остановимся именно на том, как случаи выбираются, анализируются, обобщаются и представляются. Предполагается, что аргументы, которые обычно содержатся в заключении, должны убедить читателя в том или ином выводе исследователя.
В своей книге «Джек-Роллер: история жизни подростка с отклоняющимся поведением» [195] К.Шоу представляет нам широкие данные только по одному человеку - маленькому правонарушителю. Приводится история его жизни, как написанная им самим, так и составленная из множества материалов о нем из различных источников. Человек, которого изучает Шоу, абсолютно неизвестен и незнаменит. Шоу просто показывает, что данный кейс может быть представлен как случай изучения маленького правонарушителя, который, как и многие другие, оказался в данном месте и в данное время. Но очень интересно, что он использует случай не только в узком смысле, но обращается к нему в более широком контексте: и как случай помощи, и как случай изучения проблемы с использованием данных, которые были уже собраны исследователями из других наук и социальными службами. Этот случай очень показателен для своего времени, поскольку он очень напоминает другие кейсы той поры: эмпирически очень богатые данные и использование социологами дополнительных сведений, полученных социальными работниками.
Книга Шоу примечательна еще и тем, как он использует единичный кейс. Например, случай со Стенли был одним из 200 кейс стади, которые провел Шоу, и, кроме того, у него была своя программа но количественному исследованию преступности и правонарушений. Он писал, что целью опубликования этого исследования является попытка проиллюстрировать ценность «истории жизни» конкретного ребенка и той помощи, которая необходима детям с отклоняющимся поведением».
Таким образом, Шоу рассматривал кейс стади не только как метод получения данных, но также и как одно из средств, необходимых для разработки программы помощи определенным группам или конкретным людям.
Шоу, подчеркивая важность сбора данных о личности, считал, что «именно истории жизни дают нам основу для формулировки гипотез по отношению к причинным факторам, вовлеченным в то или иное явление. Валидность этих гипотез может быть протестирована в сравнительных исследованиях или в других кейсах, но также и формальными методами с помощью статистического анализа».
Таким образом, уже на ранних этапах формирования стратегии кейс стади было отмечено, что кейсы могут быть разведывательными, т. е. помогать пополнить данные о предмете и выдвинуть ряд предположений о явлении, которые впоследствии будут уточняться и проверяться с помощью других исследований.
Однако ошибочно было бы полагать, что кейсы не имеют самоценности и годны только в качестве предварительного исследования. Среди кейсов, проведенных исследователями в разных странах, есть те, которые являются полноценным исследованием от начала до конца с выдвижением гипотез, их проверкой и представлением научно обоснованных заключений о том или ином явлении.
Книга Шоу имеет особую значимость, поскольку она может быть использована в более широких программах социальных реформ. Беннет [96J подчеркивал, что истории жизни малолетних преступников попадали в поле зрения социологов при определенных обстоятельствах, когда реформаторы нуждались в них для того, чтобы обосновать перед своими избирателями необходимость изменений в обществе. Таким образом, истории жизни правонарушителей становились достоянием общественного сознания тех, кто просто интересовался проблемами общества. Порою эти истории жизни подрывали основы прежних теорий. В практическом плане истории жизни, собранные Шоу, послужили началом консолидации сторонников нового проекта изменения чикагского региона, и Шоу был одним из центральных фигур в этом проекте.
Таким образом, мы видим, как конкретные истории жизни определенных личностей, принадлежавших определенным социальным группам, не только помогают понять скрытые процессы, происходящие в этих группах, но также и открывают возможности для пересмотра существующих программ по поддержке тех или иных групп населения и тем самым имеют практическое приложение.
Одним из наиболее усложненных примеров использования метода кейс стади в изучении семьи, столкнувшейся с депрессией, является книга Энжелл, посвященная семье, столкнувшейся с Великой депрессией 1930-х годов. «Семья встречает депрессию» [88]. Данные Энжелл - это документы о семьях студентов в том университете, где он преподавал, о том, каковы последствия депрессии для конкретной семьи (а большинство из них, как правило, потеряли около 25% своих доходов). Потеря дохода в период Великой депрессии была выбрана в качестве внешнего фактора, который ударил по семьям определенных социальных групп. 22
И хотя каждый документ имел отношению лишь к одному члену семьи, кейс все-таки описывал всю семью, которую автор и избрал объектом своего анализа.
Энжелл с самого начала отмечает, что семьи, которые он исследовал, ни при каких обстоятельствах не представляют все семьи студентов университета и даже не являются репрезентативной выборкой. Однако это неважно, потому что целью исследования не был количественный анализ. Главной целью исследования было выделение определенных отличительных типов семьи, каждый из которых характеризовал бы определенный способ приспособления к внешним условиям депрессии.
Энжелл сделал слишком смелое предположение о том, что если исследователи в дальнейшем встретят семью, похожую на изученные семьи, то каким-то образом можно будет предсказать каковы возможные пути ее приспособления. Конечно, такого рода предположение было почти утопией, однако было изучено очень много семей для того, чтобы выделить по крайней мере один пример каждого типа. Это очень интересная стратегия, которая, тем не менее, столкнулась с несколькими трудностями. Наибольшая состояла в безграничной вере Энжелла в возможность предсказания модели поведения однотипных семей. Энжелл считал, что, если в действительности будет отобрана семья с типичными отличительными характеристиками, то способ ее приспособления к сложным обстоятельствам будет похожим. Из исследования было не совсем ясно, почему мы должны верить тому, что все семьи такого типа будут приспосабливаться к подобным обстоятельствам так же, как и указанная семья.
Кроме того, несмотря на то, что изучалось довольно много семей, видимой слабостью этого исследования было то, что не было формальной операционализации понятий, используемых в проекте. И сами переменные, и изучаемые вопросы имели серьезные отличия. Именно это указывает нам на то, что в случае изучения множественных случаев, должна быть использована единая методология, разработана единая система подготовки, сбора и анализа материала. Если же говорить об эмпирическом материале, то можно отметить, что это исследование было достаточно полезным, поскольку были введены в научный оборот цитаты из повседневной жизни семей и, таким образом, проиллюстрированы существовавшие в то время теоретические подходы.
?ч
Уильям Уайт опубликовал работу «Общество на углу улицы», где использована совершенно иная стратегия, которая является наиболее предпочтительной с точки зрения качественной методологии. Он сфокусировал свое исследование на детальном описании двух банд и продвигался в своем анализе от их описания до описания всего социального контекста. Но как в описании самой банды, так и в описании социального контекста, очень большое внимание уделяется описанию отдельных индивидов [218].
Фокус научного интереса на первом этапе исследования не был четко определен, поскольку это была трущобная среда, о которой практически ничего не было известно. Но в конце своей книги он делает заключения обо всем социальном контексте и выстраивает достаточно сложную социальную структуру. Таким образом, его случаи могут быть расценены как отдельные случаи индивидов, гангстеров и всей корневилльской городской общины. Некоторые исследователи также выделяют и политическую организацию в описанном им контексте. Но внутри одного большого случая Уайт описывает и другие мини-случаи, вводит на страницы книги биографии яркие личности и показывает отдельные эпизоды с представителями молодежных банд как, например, случаи с Длинным Джоном Кошмаром или с празднованием Дня святых покровителей.
Исследовательская стратегия, которая разрабатывалась шаг за шагом, может быть с трудом соотнесена с первоначальными гипотезами или исследовательскими вопросами, поскольку па начальном этапе у пего фактически не было пи исследовательского вопроса, ни определенных гипотез. Это еще раз подтверждает мысль о том, что в кейс стади не все жестко регламентируется, как в количественном анализе, а ход всего исследования можно менять, адаптивно перестраивать и использовать все новые методы.
Корневилль был выбран совершенно случайно как район, где проводилось исследование. Книга начинается с материала о двух гангстерских бандах, чьи истории представляют один из немногих способов выбора карьеры корневилльскими мужчинами. Он объясняет, как индивиды реализуют в своей жизни ту или иную траекторию. Он говорит о том, что только через наблюдение повседневных действий можно понять и выявить определенные образцы поведения социальных групп.
Начиная с совершенно маленьких ребят, он постепенно переходит к наиболее значимым представителям - ядру этого сообщества, а затем рассматривает всю структуру в целом. В работе воспроизведен весь спектр касающихся банды вопросов, исторических и аналитических. 24
Книга достаточно легко читается. Она содержит очень много историй об индивидах, анекдотических случаев, которые раскрывают некоторую скрытую социальную структуру. Уайт провел очень хорошее наблюдение и лишь показывает то, что происходит внутри такого сообщества. Он показывает неформальные отношения, которые складываются между членами банды.
Сам порядок представления случаев показывает то, как сам Уайт собирал их. Одним из заключений автора является то, что Корневилль - это общество со своими правилами, которое в целом не должно рассматриваться в качестве девиантного. Представление вступающих во взрослую жизнь подростков, которые становятся гангстерами или идут в политику, имеющую в глазах всего общества негативную окраску - это достаточно эффективная стратегия.
В планы автора не входило описание жизни больших общностей или всего города. Он описывает определенные группы людей в этом городе, но, описывая их, он решает, что может сказать что-то и о городе в целом.
Методологическая позиция Уайта была следующей: если я рассматриваю индивидов и группы в смысле их положения в определенной социальной структуре, то я должен предполагать, что при всех межиндивидуальных различиях могут быть найдены и определенные схожие черты. Поэтому я не буду изучать каждую банду на углу улицы. Изучение одной банды, конечно, недостаточно, но, если изучение еще нескольких подтверждает предполагаемые нами черты сходства с моим первым случаем, тогда эта часть задачи будет решена.
Уровни индивида или группы рассматриваются как объекты социальной структуры. Результаты свидетельствуют о существовании внутри этих групп достаточной однородности и о том, что систематическая выборка даже не нужна.
Таким образом, о существовании структуры мы говорим на основании наблюдения этих групп. Индивиды используются также в качестве информантов о тех явлениях, которые невозможно наблюдать. Таким образом, Уайт имел возможность делать обобщения обо всем городке, проверять непосредственно свои предварительные идеи.
Чикагская школа была одной из ведущих в методологии кейс стади, поэтому она подверглась множеству атак со стороны исследователей из других университетов. Кроме того, в середине 1930-х годов имела место достаточно сильная волна увлечения количественным подходом к изучению социальных явлений.
В методологических дискуссиях все чаще высказывалась идея о том, что метод кейс стади дает специфическую и чрезмерно раздутую информацию. К тому же анализировать ее затруднительно, поскольку данные, полученные при помощи качественных методов, не поддаются унификации. Дальнейшее развитие идеи шло уже по пути конвергенции с количественными методами. Именно это, по-видимому, явилось причиной того, что качественная методология постепенно угасала. Вместе с тем, исследователи не говорили о методологическом кризисе. Наверное, это был просто период торжества количественной парадигмы.
Однако к 1960-м годам стали достаточно ясны ограничения количественных методов, поэтому в эти годы вновь проявился интерес к исследованиям кейс стади. Барней Глейзер и Ансельм Страусе [144] выдвинули свою концепцию «grounded theory.»1 Ее суть состоит в построении теории из эмпирических данных путем концептуализации наблюдаемых фактов. Именно эти события, наряду с другими широко известными ныне исследованиями, речь о которых пойдет чуть ниже, послужили толчком к обновленному использованию качественной методологии.
Хью Бейнон провел в 1969-1971 гг. замечательное исследование, которое нашло отражение в его книге «Работа на Форда» [104]. Он детально описывает ту атмосферу, которая была на фабрике по производству автомобилей. Кроме того, он описывает, как в огромных массовых производствах пытаются преодолеть те конфликты, которые порой происходят, и те способы реагирования, с помощью которых рабочие и профсоюзные лидеры выражают свои экономические и политические взгляды.
Эта книга - не только описание одного завода. Она также ставит много вопросов по поводу будущего производств-гигантов, по поводу труда и занятости, политики профсоюзов в Великобритании.
Миклош Харашти в книге «Рабочие в рабочем государстве: сдельная система в Венгрии» [155] провел детальное описание системы сдельной оплаты труда в так называемом социалистическом государстве. Детальное исследование того, что конкретно подразумевается под оплатой по результату, и как рабочие пытаются выполнять существующие нормы. Для своего времени это был вызов венгерскому социалистическому строю, поскольку книга открывала правду о работе в цехе.
1 В главе, посвященной проблемам анализа, этой теории будет уделено особое внимание.
Майкл Буравой провел достаточно много исследований в стиле кейс стади, одно из которых - на фабрике «Красная звезда» в Венгрии, где он работал сверловщиком. Им анализируется ситуация в цехе и ежедневная борьба за выполнение нормы, или плана [111].
Использование кейс стади в российской традиции
Надо сказать, что авторы не ставили перед собой задачу глубокого изучения истории применения кейс стади в России. Скорее, мы хотели остановиться на том, как метод развивается в России в современный период. Однако у авторов нет никаких сомнений в том, что исследования в стиле кейс стади в России имеют глубокую традицию, хотя проводились они не в русле социологии, а в русле других наук. Но это уже тема отдельного исследования.
Говоря о развитии стратегии кейс стади применительно к России, мы можем отметить, что наиболее ярко эта стратегия стала применяться для исследования и анализа производственных процессов. Пионером в этой области можно назвать А.Н.Алексеева, который в течение восьми лет изучал социальные нормы производственной организации (отношение к инновациям), личностную адаптацию к новым социальным условиям (эксперимент на самом себе), а также отражение социального контекста тех лет -доперестроечного и перестроечного периода на жизни конкретного производственного коллектива.
Автор па эти восемь лет ушел работать па завод, где вел постоянный дневник наблюдений и сумел проникнуть глубоко в процессы, происходящие на предприятии, фиксируя все наиболее значимые события из жизни предприятия, все столкновения и конфликты. Ценность этого исследования состоит в том, что можно не только писать историю одного предприятия, но и параллельно рассматривать историю жизни самого исследователя [2].
Герчиков и его команда в течение 1992-1995 гг. изучали особенности развития трудовых отношений в период трансформации российской экономики. За время исследования была изучена ситуация на семи промышленных крупных сибирских предприятиях и девяти предприятиях сферы торговли и услуг, находящихся в процессе приватизации. На каждом из промышленных предприятий были проведены четыре цикла глубинных интервью с 15-30 представителями различных групп работников, а на объектах малой приватизации - по два цикла таких интервью. Кейсы были отобраны в основном в зависимости от возможности доступа на
предприятие, и, кроме того, отбор осуществлялся в соответствии с условиями, выдвинутыми международными партнерами; в качестве объектов кейс стади должны были быть по крайней мерс три кейса в машиностроении и металлургии.
В постсоветской России активизация интереса к проблемам качественной социологии проявилась в начале 1990-х годов. Значительную роль в этом играл изменившийся социальный контекст: в условиях повышенной динамики социальных процессов возможности статистического количественного подхода оказываются недостаточными для изучения новой социальной реальности. С другой стороны, толчок к развитию исследований, выполненных в качественной традиции, несомненно, был вызван определенной влиянием западных социологических школ. Первые масштабные качественные исследования в стиле кейс стади были связаны с именами известных западных ученых: С.Кларка, Т.Шанина, Д.Берто.
ИСИТО1 проводил достаточно интенсивные исследования в стиле кейс стади, начиная с 1992 г. Первый проект, проводившийся на 1992-1994 гг., был посвящен «перестройке управления и трудовых отношений на предприятиях России». Главной исследовательской стратегией была выбрана стратегия кейс стади. Интенсивные кейсы проводились в четырех городах России: Москве, Кемерове, Самаре и Сыктывкаре, где в основном изучались промышленные предприятия этих городок. Исследование имело лонгитюдный характер (1992-1994 гг.). В целом было изучено 38 предприятий. Каждый исследователь вел, как минимум, два предприятия, и на каждом предприятии работала группа ассистентов. Таким образом, создавалась возможность обмена мнениями. Дважды в год команда исследователей проводила семинар по основным открытиям, сделанным во время проведения исследования.
В 1998 г. в ИСИТО был начат крупный проект по изучению инноваций на предприятиях России, Белоруссии, Грузии. Это сравнительное исследование предполагало проведение разведывательных кейсов по 200 предприятиям России и ближнего зарубежья, целью которого было выявление случаев инноваций с тем, чтобы в дальнейшем провести глубинное изучение наиболее ин-
1 ИСИТО — Институт сравнительных исследований трудовых отношений основан в 1994 г. и объединяет команды исследователей в нескольких регионах России. Работает с исследователями разных стран. Наиболее тесные связи поддерживаются с Уорвикским университетом (Великобритания).
тересных случаев. Под инновациями понимались все типы инноваций: технологические, организационные и социальные.
Работы вышеупомянутых исследовательских коллективов открыли новую эру в социологическом изучении отдельных предприятий. Эта стратегия открыла возможности длительного сравнительного изучения множественных кейсов в различных регионах России и позволила выйти на новый уровень теоретических обобщений. Кроме того, исследовательские семинары, которые проводятся в ИСИТО ежегодно, являются достаточно эффективным средством как для выявления специфических особенностей функционирования предприятий в том или ином регионе, так и для обнаружения типичных в России направлений развития определенных процессов в области труда в общероссийском масштабе, не говоря уже о том, какой неоценимый вклад такие семинары вносят в развитие членов исследовательской команды.
'.;,t.Mii;<-î.f ■■.
Глава 3
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ КЕЙС СТАДИ
Практика выделения объекта в качественном исследовании
Многообразие качественных исследований, которые проводятся во всем мире в огромных количествах, привело к тому, что некоторые исследователи делают попытки каким-либо образом их классифицировать. Существует несколько классификаций, но на сегодняшний день нет достаточно исчерпывающих. И, кроме того, не существует единой системы, с которой бы согласилось большинство.
В отличие от количественного исследования, где четко определяются объект и предмет, в стратегии кейс стади главным остается вопрос: «Что является объектом исследования, или единицей анализа?» Этот вопрос является критическим для любого кейса стади. Дело в том, что специфика информации, получаемой в ходе качественного исследования, в том числе и в стиле «кейс стади», делает невозможным построение программы по аналогии с программами количественных исследовательских стратегий. Это не означает, что составление программы опускается вообще. Программа качественного исследования в смысле логической конструкции, привязывающей эмпирические данные к исходным исследовательским вопросам, гипотезам и, в конце концов, к выводам, выступает в виде плана, которым руководствуется исследователь. Главная его цель - помочь избежать ситуации, в которой собранные данные оказываются не связанными с основными исследовательскими вопросами.
В кейс стади часто объектом социологического анализа выступает не индивид или группа индивидов, а система действий или
взаимодействий индивидов той или иной группы. Обычно в кейс стади изучается какая-либо одна проблема или тема, которая, по мнению исследователей, является фундаментальной для понимания изучаемой системы. При проектировании исследования важно выделить три основных компонента плана, имеющие свои исходные формулировки:
1) объект исследования (случай),
2) исследовательские вопросы,
3) исходные гипотезы.
Одним из первых вопросов при проектировании качественного исследования является выбор эмпирического объекта (единицы анализа), то есть определение того, что есть «случай».
Если суммировать данные, представленные в литературе по отношению к классификации кейс стади по объекту, то можно сказать, что в основном они сводятся к тому, как исследователи понимают слово «случай» (case). С нашей точки зрения, на этот счет существует два противоположных подхода:
1. В качестве случая рассматривается носитель той или иной проблемы, а именно - люди, и, таким образом, под случаем понимается как отдельный индивид, так и целая социальная группа, организация (а именно люди) или общество в целом.
2. Под случаем понимается определенный процесс, роль или какое-то событие. Тогда в полевой работе фиксируется наступление или существование этого явления и далее дается детальное его описание.
В самом общем виде мы можем определять случай как явление некоторого вида, встречающееся в ограниченном контексте. Каждый случай имеет центральную часть - «сердце» - и в то же время несколько неопределенную границу с периферией, вне которых ничто не будет изучаться. Если в качестве объекта взят создатель малого предприятия, то граница определяет его семью и сеть профессиональных связей в качестве контекста. Исследователи не будут брать интервью, например, у коллег создателя предприятия на прежнем его месте работы или посещать теннисный клуб, где он/она обедает. Ограничение существует также во времени: никакая информация не будет собрана по прошествии, например, двух лет после регистрации предприятия. Другим примером определения пространственных и временных границ случая может быть изучение конкретного собрания учителей в школе.
Я 1
Всегда важно определить случай на самых ранних этапах проекта: хотя бы интуитивно наметить для себя границу, но при этом помнить, что понятие границы достаточно условно и подвижно в зависимости от обстоятельств. Принятие концептуальной схемы вместе с исследовательскими вопросами помогает определить то, что мы будем рассматривать в качестве случая.
Выбор единицы анализа (объекта) имеет и другие нюансы:
ОБЪЕКТ. Он в первую очередь связан с тем, что есть случай. Тогда в каждом конкретном случае его составные части могут быть разными. Например, в классических исследованиях в качестве кейсов выступали индивидуумы. Ранними кейсами в Чикагской школе были истории жизни юных правонарушителей. Можно также представить кейсы клинических пациентов, выдающихся студентов или определенного типа лидеров. В каждой ситуации индивид - это и есть случай для изучения. Информация о каждом таком индивиде собирается, и несколько таких индивидов будут включены во множественные случаи.
Кроме того, кейсом может быть и некоторое событие, организация, общность, нечто целое. Кейсы были проведены по поводу принятых решений, программ, процессов внедрения чего-либо, организационных изменений.
Однако выбор единицы анализа (ОБЪЕКТА) - дело очень гонкое. Например, в книге «Душа новой машины*1 Трсйси Киддер писала о развитии нового типа миии-компыотсра. Это очень легкая в чтении книга описывает как команда инженеров изобрела и совершенствовала новый компьютер. Книга начинается с процесса концептуализации самого компьютера и заканчивается тем, как.!■<■: команда инженеров передавала бразды правления персоналу мар- ■■/} кетингового бюро. Книга - изумительный пример кейс стади. Однако возникает вопрос в определении единицы для анализа. Было ли это исследование о мини-компьютере или оно касалось динамики малой группы - команды инженеров? И ответ является очень важным, если мы хотим понять, каким образом кейс стади соотносится с более широкими понятиями общенаучного знания. Ответ также является важным, если иметь в виду окончательный анализ и возможности обобщений. В приведенном выше случае обобщения могут быть сделаны как относительно технологической стороны разработки, так и относительно групповой динамики. R.Yin. Case Study Methods. 1989.
1 Tracy Kidder «The Soul of a New machine», 1981.
Может быть, мы намеренно усложняем процесс понимания того, что является кейсом, но, по нашему мнению, в объект кейс стади входит как непосредственный объект исследования, а именно: завод, предприятие или организация, отдельный человек, - так и определенное событие или события, которые мы наблюдаем в результате изучения этого объекта. Поясним это на примере. В проекте «Перестройка управленческих отношений на предприятиях России» [46], который проводился в 1992-1995 гг., объектом исследования в стиле кейс стади были, с одной стороны, промышленные предприятия в четырех городах России, а, с другой стороны, - именно случаи перестройки управленческих отношений на разных уровнях предприятия, В конечном итоге, если объект, т.е. само предприятие, не менялся в течение всего периода лонгитюдного исследования, то фокус исследования менялся, Если в начале исследования нас интересовали случаи перестройки управленческих взаимоотношений на постах высших уровней, то по мере разворачивания исследования нас интересовали случаи трансформации отношений уже на уровне цеха и мы собирали информацию о том, какую роль в этой перестройке играют менеджеры среднего звена.
В международном проекте «Создание и создатели малых предприятий в России» (см. Приложение 3) возникли в качестве объекта исследования одновременно два значительных феномена: и процесс создания, и группа создателей малых предприятий. Было бы интересно заняться каждым из них и написать о каждом. Один феномен - создание малых предприятий, другой феномен - биографии людей. Когда пришло время интегрировать результаты анализа, было решено сосредоточиться на ходе создания малых предприятий. Биография сохранилась как второстепенная идея, как феномен, действующий и как условие создания, и сам, в свою очередь, находящийся под его влиянием. В будущей публикации создание малых предприятий и его влияние на биографию могут быть поставлены в центре внимания. Создание малых предприятий в этом случае будет рассматриваться как ряд условий, влияющих и на биографическую траекторию в этой связи.
Итак, единицами анализа в качественном исследовании могут быть и отдельные люди, и отдельные группы, и определенные события. Как их отбирать? В качественном исследовании этот выбор полностью обусловлен соответствием параметров объекта задачам исследования. Принципы отбора основываются на представлении о целевой выборке - соответствии элемента выборки
теоретическим представлениям о генеральной совокупности Логика такой выборки состоит в отборе информационно богатых с точки зрения исследуемой проблемы случаев. Стратегии отбора могут быть различны: если объектов исследования несколько, чаще всего применяется отбор типичных случаев или отбор максимальных вариаций. В биографическом исследовании может быть применен метод «снежного кома», когда интервьюируемый называет следующего человека, представителя изучаемой общности, он, в свою очередь, следующего и т.д.
В литературе можно встретить упоминания об исследованиях, включающих изучение нескольких случаев. Они называются либо «множественным кейс стади», либо «сравнительным исследованием» (comparative research). Такое исследование позволяет, несмотря на уникальность каждой ситуации, выявить некоторые общие для всех тенденции, типичные практики, то есть является, по сути, детальным исследованием событий или явлений, которые выступают примером проявления общих закономерностей.
Таким образом, определение, что же является объектом для кейс стади, играет очень важную роль для проведения исследования и для самого исследователя. При работе над проектом в составе исследовательской команды дискуссия между членами по поводу того, что же в данном исследовании будет «случаем», может растянуться на несколько часов, и в конце концов, в ходе итерационного процесса и выслушивания мнений членов команды приходит окончательное видение.
Когда применим кейс стади
В науках об обществе и человеке методология в стиле кейс стади может использоваться для многих целей:
• Для исследования новых неизученных областей и проблем, а также для изучения тем, по которым практически нет теоретических данных.
• Для того, чтобы описать воздействие определенного события на определенную группу людей или организацию. В особенности такие исследования эффективны, когда события затрагивают множество вовлеченных сторон.
• Для описания и объяснения сложных процессов и явлений, которые трудно изучать количественными методами.
В отличие от количественного исследования, стратегия кейс стади, по мнению многих исследователей, позволяет скорее ответить не на вопрос сколько, а на качественные вопросы: как и почему происходят те или иные явления.
Согласно Р.Йину исследование в стиле кейс стади начинается там, где основными исследовательскими вопросами являются:
Кто, Что, Где, Как и Почему.
Когда мы ставим вопросы тина «КАК» и «ПОЧЕМУ», то такого рода вопросы могут вести к использованию техник кейс стади в качестве наиболее предпочтительной исследовательской стратегии, поскольку именно кейс стади сможет дать объяснение.
Кейс стади предпочтителен при проведении исследований не исторических событий (трудно проводить кейс стади, когда очевидцев событий нет в живых), а современных. Самое главное в кейс стади - прямое наблюдение и систематическое интервьюирование.
R.Yin Case study research: Design and methods. Beverly Hills, CA: Sage Publishing, 1989.
В качестве примера можно привести кейс, в котором вопросы «как?» и «почему?» были центральными при исследовании приватизации двух заводов: английского и российского- основным исследовательским вопросами были следующие:
— Как организованы неформальные отношения на обоих предприятиях?
— Почему (в чем) они схожи?
— Каковы основные механизмы функционирования неформальных отношений на различных уровнях организации.
Критика в адрес исследований в стиле кейс стади
Основная критика, развернутая по отношению к кейс стади, состоит в том, что эта стратегия опирается на единичный случай и это ограничивает ее способности к обобщению.
В книге Йина [224] представлен взгляд Энтони Гидденса на методологию кейс стади, которую он называет «микроскопической» в силу того, что она представляет ограниченное количество случаев.
Ряд исследователей, в числе которых Хемел и Йин [152], [2211, [222], [223], [224], [225], противопоставляя свою точку зрения Гидденсу, настаивают на том, что механическое расширение количества изучаемых случаев не дает гарантии трансформации микроскопического изучения в макроскопическое. Они считают, что, определяя цель исследования, необходимо выбрать определенные параметры, и потом эти параметры могут быть применимы ко всем исследованиям. В этой связи даже единичный случай может рассматриваться в качестве приемлемого, если он соответствует намеченным целям.
Саймон Кларк - профессор Уорвикского Университета, который является руководителем множества исследовательских проектов, проводимых в стиле кейс стади, также считает, что каждый случай репрезентирует сам себя. И если такой случай существует, то изучение специфических характеристик этого случая во всей полноте может дать нам неоценимую информацию. Р.Стейк также настаивает на том, что случай должен быть именно не типичным, а особенным [201].
Поиск идеи для кейса
«Хорошее начало - половина сделанного»
Аристотель
Так как же исследователи находят идею для проведения
кейс стади?
/. На наш взгляд, один из наиболее распространенных источников идей для дальнейшего исследования - предыдущий полевой опыт исследователя. Многие социологи непосредственно заняты в социальных исследованиях. Именно из своего практического опыта им норой могут приходить идеи, основанные на том, что они видят вокруг себя. Это могут быть темы, которые не получили достаточного рассмотрения в обществе.
Французские исследователи Клод Дюбар и Иветт Люка, имея большой опыт изучения трансфера научных знаний из университетских лабораторий на предприятия с высокими технологиями и роли в нем малых предприятий, обратили свое внимание на аналогичные процессы в России. В 1990-1993 годах совместно с российскими социологами был реализован проект «Создание и создатели малых предприятий в России» (см. Приложение 3).
В качестве другого примера укажем на исследование одиноких матерей. При исследовании стратегий занятости на предприятиях России внимание исследователя привлек тот факт, что на одном из изучаемых предприятий было достаточно много одиноких матерей, а их стратегии занятости несколько отличались от стратегий остальных работников. Именно тогда возникла идея изучить стратегии занятости одиноких матерей, а также формы нарушений их прав в различных областях. В результате было проведено сравнительное исследование, посвященное многоаспектному изучению положения одиноких матерей в четырех городах России [37].
2. Другие темы приходят не из опыта проведенных исследований, а из повседневной жизни. То, что волнует исследователей, когда он/она наблюдает за определенными сторонами жизни общества: явлениями социальной несправедливости, социальным расслоением, ущемлением определенных социальных групп - словом тем, что является общественной проблемой, но также представляет интерес и для самого исследователя. '
3. Есть темы, на которые ранее был введен запрет. Видимо, именно поэтому тогда, когда появилась возможность, стал проявляться исследовательский интерес к взяточничеству, мздоимству, блату - тому, о чем практически не было исследований в Советской России и что в большой мере вредит нашей экономике. Именно поэтому, когда создаются более благоприятные условия для исследований такого рода, наблюдается усиленное разработка той или иной темы (исследованию блата в России посвящены работы А.Леденевой, С.Ашвин).
В советский период в исследованиях производственных отношений очень часто истинные взаимоотношения на уровне рабочего места и предприятия замалчивались, незаслуженно выводились из поля зрения исследователей. В публикациях отдавалось предпочтение официальным точкам зрения, которые не помогали понять сущность трудовых отношений на предприятии, а вуалировали их фразами о замечательных свойствах социалистических производственных коллективах и союзе рабочего класса и интел-
1 В научной среде очень долго существовало мнение о том, что должны исследоваться проблемы, только общественно значимые, затрагивающие интересы большой группы людей или всего общества в целом. Однако, на наш взгляд, как правило, заслуживают внимания именно те исследования, которые проводятся потому, что человек заинтересован в исследовании той или иной проблемы. Некоторые современные западные исследователи считают, что только если будет личная заинтересованность и субъективное желание раскрыть какую-то проблему, возможно наиболее глубокое и полное описание проблем общества.
лигенции. Вместе с тем, реальные взаимоотношения между рабочими и управленцами, реальные процессы замалчивались. Видимо именно поэтому с приходом перестройки появился интерес к неформальным аспектам взаимоотношений на производстве.
4. Существует так называемая мода на исследования. Некоторые темы, на которые ранее никто не обращал внимания, хотя -знали о них все, видели все, но не испытывали к ним интереса, вдруг становятся безумно популярными. В период горбачевских реформ, а также в начале ельцинского правления, когда было достаточно благожелательное отношения Запада к российской перестройке, стала особенно популярна тема выживания русских людей. Спрос рождает предложение, поэтому, естественно, появилось много исследований по стратегиям выживания россиян.
5. Государственный заказ или правительственная программа, которые должны быть подкреплены определенными исследовательскими данными, действуют как хороший источник идей для исследования.
6. Другой источник для идей исследования - литература из определенной области. Многие социологи получают идеи для исследования, читая литературу и думая о способах совершенствования подходов исследователей - предшественников.
7. Другой источник хороших идей для исследования - предложения, которые высказаны правительственными и предпринимательскими структурами. Эти запросы описывают некоторую проблему, которую последние хотели бы адресовать исследователям - они фактически вручают исследователю идею!