Поведенческий портрет личности – это описание человека и его поведения.
Наблюдение производится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изучаемым объектом. Как правило, оно является включенным или участвующим. Это означает, что наблюдатель вовлечен в те же события, что и наблюдаемый им человек, находится в контакте с ним и принимает участие в его деятельности. Как способ сбора информации наблюдение позволяет получать обоснованные и устойчивые данные за счет того, что наблюдается один и тот же объект в самых разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и необычных).
В качестве общей схемы наблюдения могут быть использованы следующие параметры поведенческого портрета:
1. Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека (стиль одежды и прически испытуемого, насколько он «такой как все» или выделяется, привлекает к себе внимание, равнодушен или нет к своему внешнему виду). Какие элементы поведения или ситуации это подтверждают?
|
|
2. Пантомимика (осанка, особенность походки, жестикуляция, характерные индивидуальные позы, скованность или свобода движений).
3. Мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких скованной).
4. Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, культура речи).
5. Поведение по отношению к другим людям – положение в коллективе и отношение к этому, способ устанавливать контакты, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, эгоцентрическое и др.); стиль общения (с ориентацией на собеседника и на себя); позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминированию); наличие противоречий в поведении (различные способы поведения в однотипных ситуациях).
6. Поведенческие проявления отношения к самому себе (к внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, личным вещам).
7. Поведение в психологически значимых ситуациях (при выполнении задания, в конфликтной ситуации).
8. Поведение в основной деятельности.
Объектом исследования является индивид.
Предметом – его поведение.
Цель контрольной работы: составить поведенческий портрет личности по данным наблюдения.
Испытуемой является моя дочь четырнадцати лет, соответственно, наблюдение за ней проводилось дома.
Мной использовались следующие методики: методика наблюдения и рисуночный тест «Несуществующее животное».