Психологическая структура профессиональной деятельности

Деятельность является одним из фундаментальных понятий в отечественной общей психологии и её многочисленных отраслях: возрастной и педагогической психологии, психологии труда, социальной психологии, психологии личности и др.

Изучением деятельности занимались многие отечественные психологи и физиологи: П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Щадриков, Д.Б. Эльконин и другие.

Деятельность – это специфическая человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание, преобразование внешнего мира и человека. Автором наиболее разработанного варианта является А.Н. Леонтьев. Им выделены ведущий тип деятельности на каждом возрастном этапе онтогенеза психики.

Ведущий тип деятельности – это тип деятельности, оказывающий наибольшее влияние на развитие психики на данном возрастном этапе (по А.Н. Леонтьеву).

По его мнению, деятельность является ведущей, если в ней формируются другие виды деятельности и частные психические процессы.

Таким образом, по мере взросления человека, ведущий тип деятельности ни разу не повторяется при переходе от одного возрастного периода к другому, а все более усложняется и совершенствуется. На этапе зрелости личности все более значимой становится профессиональная деятельность. Так, ведущей деятельностью на довольно продолжительном этапе зрелости личности является максимальная реализация сущностных сил человека (духовных, нравственных, интеллектуальных и т.д.).

Автор обращает внимание на тот факт, что деятельность отличается своей продуктивностью и структурной организованностью - она имеет мотив, цель, предмет и средства реализации.

Важными свойствами деятельности являются: предметность и субъектность. Предметность деятельности заключается в подчинении логики действий человека, логики предметов. Предмет деятельности выступает с одной стороны, в своем независимом существовании как подчинённый себе и преобразующий деятельность субъекта, а с другой стороны, как образ предмета и как продукт отражения его свойств, осуществляемый в результате деятельности субъекта.

Существует тесная взаимосвязь между предметностью человеческой деятельности и субъектностью.

Деятельность имеет сложное иерархическое строение и включает ряд уровней:

– уровень особенных деятельностей или видов деятельности (игровая, учебная, профессиональная);

– уровень действий;

– уровень операций;

– уровень психофизиологических функций.

Деятельность в смысле проявления активности и работоспособности рассматривается в исследованиях И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Б.Н. Теплова, В.Д. Небылицина и др.

Деятельность можно определить как специфически человеческую, регулируемую сознанием активность, порождаемую потребностями и направленную на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. В деятельности формируется, развивается, проявляется так или иначе вся система процессов, состояний и свойств индивида, которые принято обозначать как психические.

Профессиональная деятельность определяется как профессия, то есть как род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

Когда речь идет о психологическом изучении профессиональной деятельности, то обычно имеется в виду деятельность индивида, или индивидуальная деятельность. В последние годы под влиянием запросов практики объектом психологического исследования стала совместная профессиональная, групповая, в том числе коллективная, деятельность.

Деятельность человека имеет сложное иерархическую структуру. Деятельность часто связывают с осознанностью, считают, что она должна быть направлена к достижению определенной цели, должна быть подчинена другим более широким и значимым целевым установкам.

На основании анализа существующих концепций Б.Ф. Ломов выделил основные «образующие» деятельности: мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ и концептуальная модель, принятие решения, действие, проверка результатов и коррекция действий.

Цель – это образ желаемого результата, который определяет характер и способы действий человека.

Цель формируется самим человеком и является феноменом опережающего отражения. Сформировавшаяся цель реализуется в актуальной профессиональной деятельности. При этом сложность деятельности зависит от того, насколько цель отдалена от объекта деятельности, а также от тех средств (и уровня владения ими), которыми располагает человек.

Обычно деятельность реализуется как система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых решает частную задачу, как бы делает «шаг» по направлению к цели. Цель – это высший регулятор деятельности, это то, ради чего она совершается.

Цель профессиональной деятельности выступает в двух аспектах: идеальное или мысленное представление будущего результата и уровень достижений, на который претендует личность.

Реализация цели осуществляется с помощью действий (теоретических, практических, мнемических, интеллектуальных, учебных).

План деятельности организует ее во времени и в пространстве, обеспечивает связь между действиями. В плане отражается стратегия и тактика реализации деятельности на основе объективных и субъективных условий ее выполнения.

Для того чтобы преобразовать объект деятельности, человек – субъект деятельности должен обладать не только образом – целью и планом, но и воспринимать информацию о текущем состоянии объекта. Идеальное специализированное отражение преобразуемого в деятельности объекта выступает как оперативный образ. Принятие решения включено в любую деятельность и может относиться ко всей деятельности в целом, к отдельным действиям или его компонентам.

В совместной профессиональной деятельности общая цель является фактором, объединяющим людей, она связана с потребностями групп как целостного образования. Общий план выполняет, прежде всего, координирующую роль, определяя функциональные взаимосвязи между участниками этой деятельности. Имеется общий фонд информации, которым пользуется каждый. В совместной профессиональной деятельности наблюдаются феномены подражания, внушения, эмоционального взаимозаражения и т. п.

Действие – это основная единица анализа деятельности. Это процесс, направленный на реализацию цели. Действия могут быть специфическими и обшедеятельностными.

Способ выполнения действия называется операцией. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Операции раскрывают техническую сторону выполнения действий. Стремление совершенствовать свою профессиональную деятельность, тренировка действий приводят к формированию автоматизированных действий – навыков и привычек.

Привычкарассматривается как потребность в каком-либо действии, определенная зависимость личности от этого действия. От действия навыков личность не зависит. На основе системы навыков, относящихся к одному и тому же виду деятельности, формируются умения, предполагающие знание своего дела. Система знаний плюс система навыков и создают готовность человека к самостоятельному решению поставленных перед ним задач. Для навыков и привычек как автоматизированных действий характерна стереотипность. Умение же проявляется в решении новых задач, включает в себя момент творчества.

Уровнем развития знаний, умений и навыков определяется общая культура труда человека и его профессиональное мастерство. Но этим профес-сиональное мастерство не исчерпывается. Одна из необходимых его составляющих – творчество, которое проявляется в творческом потенциале личности, определяющего креативное отношение к профессии.

Важными компонентами структуры профессиональной деятельности являются:

1. Потребность – это внутреннее состояние объективной нужды человека в чем-то, зависимость от конкретных условий существования.

2. Мотив – это то, ради чего совершается действие. Это сложное интегральное психологическое образование, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам, служащие для них основанием. Мотивы индивидов переплетаются и могут в совместной деятельности интегрироваться.

Важную роль играют мотиваторы или мотивационные детерминанты – это психологические образования, которые оказывают влияние на формирование мотива, на принятие решения.

Мотивация как психическое явление трактуется по-разному:

– как совокупность факторов, поддерживающих, направляющих и определяющих поведение;

– как совокупность мотивов;

– как побуждение, вызывающее активность организма и определяющая ее направленность;

– как процесс психической регуляции конкретной деятельности;

– как процесс действия мотива;

– как механизм, определяющий возникновение, направление. И способы осуществления конкретных форм деятельности;

– как совокупная система процессов, отвечающая за побуждение и деятельность.

Целостно-мотивационный компонент образуют своего рода «вектор деятельности», определяющий ее направление, а также величину условий, развиваемых субъектом при ее выполнении.

Методику системного анализа профессиональной деятельности предложил В.Д. Шадриков. Она опирается на методологию системного подхода и предполагает анализ деятельности на нескольких уровнях.

Уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности и возможностей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях профессии. Степенью взаимного соответствия этих двух аспектов определяется уровень мотивации профессионального поведения.

На уровне компонентно-целевого анализа выявляются цель и значение каждого действия, каждой операции в общей структуре профессиональной деятельности. Системный подход требует, чтобы уже на уровне компонентного анализа деятельности рассматривалась не только ее внешняя (действенная) сторона, но и внутренняя, связанная с реализацией психических свойств работника и психических процессов, участвующих в выполнении действий. Изучению подлежат также предмет и орудия труда в плане обусловленности действий их свойствами.

На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизмов взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности.

В процессе информационного анализа деятельности выявляются те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, дается характеристика этих признаков со стороны прагматической значимости и динамики проявления, устанавливаются способы получения работником информации, необходимой для деятельности, изучается организация информационного потока во времени и т. д.

Психофизиологический анализ деятельности по В.Д. Шадрикову означает изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность. При этом придается большое значение анализу активационных и информационно-энергетических процессов.

Уровень индивидуально-психологического анализа предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств.

В результате сочетания всех перечисленных уровней описания деятельности она предстает как многоуровневое полиструктурное образование.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте структуру деятельности.

2. Дайте определение ведущего типа деятельности и критерии его выделения по А.Н. Леонтьеву.

3. Назовите ведущих ученых, внесших вклад в изучение деятельностного подхода.

4. В терминологическом словаре необходимо раскрыть содержание понятий: деятельность, ведущий тип деятельности, цель деятельности, потребность, мотив, мотивация, действия, операции.

2.2. Эргатическая система и эргатические функции

Для обозначения общего направления, посвященного изучению профессиональной деятельности, используется термин «эргономика» как комплексное изучение человека в деятельности на стыке разных наук, изучение многообразной системы «человек – коллектив – машина – среда – социум – культура – природа», которую обозначают как «эргономическая система».

Термин «эргономика», впервые предложенный. В.Н. Мясищевым и В.М. Бехтеревым. Широкое распространение термин получил после организации группой английских ученых во главе с К. Мареллом Эргономического общества. К сожалению, в полной мере идея интеграции усилий разных специалистов в области изучения труда так и не реализовалась, что свидетельствует о сложности данного вопроса и о необходимости поиска новых подходов в этом направлении.

По мнению Е.Б. Моргунова предметом эргономики как науки является комплексное изучение закономерностей взаимодействия человека или группы людей с техническими средствами, предметом деятельности и среды в процессе достижения целей деятельности и при специальной подготовке к ее выполнению.

Эргономика, являясь одновременно и научной, и проективной дисциплиной, − это наука, объединяющая знания всех других наук о труде и субъекте труда. Предметом изучения эргономики выступает эргатическая система.

Эргатическая система – это сложная система управления, составной элемент которой – человек-оператор (или группа операторов, например, система управления самолетом, диспетчерская служба вокзала, аэропорта). Эргатические системы нашли своё применение на объектах, где вмешательство оператора в работу объекта является на сегодняшний день необходимым условием обеспечения надежной работы данных объектов.

Под эргатической системой понимается взаимодействие субъекта и объекта деятельности, а в более развернутом виде – это система «человек-машина-среда-социум-культура-природа» по Е.А. Климову.

На первом этапе исследований целью оптимизации эргатической системы считается приспособление человека к техническому устройству.

На втором этапе идет приспособление технического устройства к человеку, его психологическим, физиологическим, антропометрическим и другим характеристикам.

Для третьего этапа характерно рассмотрение эргатической системы с позиции анализа человеческого фактора как её совокупного интегрального качества. При этом не человек рассматривается как рядовое звено, включенное в техническую систему, а техническое устройство – как средство, включенное в деятельность человека-оператора. Именно человек порождает и трансформирует цели функционирования эргатической системы, достигает их с помощью технического устройства.

Таким образом, эргатическая система – это совокупность взаимосвязанных элементов, включающая исполнителя, непосредственно связанных с ним деловыми отношениями членов сообщества, предмет, средство и условия профессиональной деятельности. Эта система имеет субъект и объект.

Субъектом труда являются люди или профессиональный коллектив.

К предмету труда относятся средства деятельности (субъект – предмет – средства – среда).

Эргатическая система производит не саму по себе деятельность в физическом смысле, а потребительскую стоимость.

Существует несколько оснований классификаций эргатических систем в зависимости от числа действующих в них людей различают: моноэргатические (один оператор) и полиэргатические (несколько человек) системы.

В зависимости от соподчиненности операторов в системе выделяют эргатические системы первого, второго, и более высоких порядков.

Как считает Е.А. Климов, система второго порядка имеет два этажа управления, на первом из которых оператор работает с техническим устройством, а на втором – оператор кроме работы с техническим устройством осуществляет руководство действиями первого оператора.

Эргатические системы по функциональному критерию разделяют на:

– детерминированные, действующие по жесткому алгоритму;

– недетерминированные, в которых появление тех или иных событий, в том числе и осуществление деятельности оператора, имеет вероятностный характер.

К сожалению, до настоящего времени нет единой классификации эргатических систем, хотя попытки их создания предпринимались неоднократно.

Научный интерес представляют характеристика эргатических функций, которые являются результатом трансформации и эволюционирования трудовых функций.

Под термином трудовые функции следует понимать любые процессы активности людей, упорядоченные в соответствии с целями и обстоятельствами труда. Трудовая функция может быть притом неявной, мысленная переработка сложной информации, сличение текущего процесса с мысленным его эталоном, волевые усилия по саморегуляции, преодолению неблагоприятных функциональных состояний, таких, как усталость, сонливость, тревожность и др.

Должностные обязанности – это отображение трудовых функций в нормативных актах (технических, технологических документах, инструкциях), устных предписаниях, адресованных исполнителю той или иной работы, “неписанных правилах”, которые считаются в группе само собой разумеющимся и характеризуют общественное мнение и т.п. Е.А.Климов.

Трудовую функцию, переданную от человека техническому устройству, уже неуместно продолжать называть собственно трудовой, поскольку труд есть специфически человеческая деятельность, предполагающая сложную, в частности, сознательную регуляцию и юридическую ответственность.

Трудовая функция, будучи передана средству труда, начинает существовать в неузнаваемо преобразованном, овеществленном виде. Вот почему и приходится использовать более общее понятие – эргатическая функция. Этому общему понятию логически соподчинены два более частных: "трудовая функция" (человека) и "функция средства труда". То, что сегодня является трудовой функцией, завтра может быть передано техническому средству труда.

Функция средств труда – снятие ограничений и увеличение возможностей человека (или группы) как субъекта труда при достижении целей в определенных обстоятельствах.

Эргатическая функция – любое уменьшение неопределенности связей элементов внутри эргатической системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемое с точки зрения тех целей, ради достижения которых эта система создана. Проще говоря, под «эргатической» будем понимать любую функцию, характеризующую данную эргатическую систему (трудовую функцию или функцию средства труда).

Эргатическая функция – сложная функция управления, составным элементом которой является человек-оператор. По мнению Е.А. Климова, который выделял эргатические функции, сама эргатическая функция является основой для различных видов профессиональной деятельности. По его мнению, эргатическая функция определяется как любое уменьшение неопределенности связи элементов внутри эргатической системы и ее связи с внешними обстоятельствами. В свою очередь, внешние обстоятельства просматриваются с точки зрения тех целей, ради которых эта система создана, то есть, это любая функция эргатической системы, например, сотрудник не может найти нужный инструмент – или нужный документ – следовательно, у него нет порядка (условия не соответствуют работе), поэтому, надо навести порядок, чтобы привести в соответствие цели, средства и условия деятельности.

Среди эргатических функций следует выделить следующие (по Н.С. Пряжникову, Е.Ю. Пряжниковой):

– функции духовного производства: построение идеологии, построение ближайших перспектив развития сообщества, целеполагание, образование, искусство, наука;

– функции производства упорядоченности социальных процессов: построение общественных норм, правил; построение социальной коммуникации и власти; средств совоздействия на членов общества; СМИ; построение стратегических (общих) и тактических (оперативных) планов деятельности - экономика; управление крупными социально-экономическими и политическими системами;

– функции производства полезных действий обслуживания и самообслуживания: построение жизнеобеспечения субъекта труда; медицинское, ремонтное обслуживание, организация профессиональной деятельности; совершенствование эргатической системы;

– функции материального производства:

– оперативно-гностические – обработка информации и принятие решение;

– оперативно-практические организация рабочего места и социальной среды;

– оперативная самоорганизация субъекта деятельности – транспортирование, управление средствами труда, воздействие на предметы труда.

«Золотое правило» – это правило организации взаимосоответствия элементов системы «человек-предмет труда-средства труда-среда». Так, если вводятся новые требования к человеку-работнику, это обязательно необходимо компенсировать в других элементах эргатической системы, например улучшить условия труда или модернизировать средства труда.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятию эргатической системы.

2. Какие составляющие включены в эргатическую систему.

3. Назовите основные эргатические функции.

4. В терминологическом словаре необходимо раскрыть содержание понятий: эрагтическая ситема, эргатическая функция, трудовая функция, функция средств труда.

2.3. Субъект деятельности

Важным представляется необходимость понятий «субъект» и «личность». Личность выступает в качестве субъекта, становится субъектом, не являясь им изначально. Известно, что личность – это индивид в системе социальных отношений. Личностью не рождаются, а становятся и происходит это в процессе профессиональной деятельности. Личность становится субъектом деятельности, разрешая противоречия между системой ценностей, мотивов, притязаний, способностей и системой общения, деятельности. В ходе осуществления деятельности, общения личность постоянно разрешает объективные и субъективные противоречия и приобретает опыт решения этих противоречий, развивается, совершенствуется и становится субъектом.

Категория субъекта разрабатывалась в отечественной философии и методологии С.Л. Рубинштейном. На основе оригинальной трактовки принципа детерминизма он раскрыл качества личности как субъекта (прежде всего, собственной жизни). Содержание категории субъекта С.Л. Рубинштейн связал с принципом «самодеятельности», считая, что:

– деятельность всегда принадлежит субъекту;

– деятельность есть взаимодействие субъекта и объекта;

– деятельность всегда творчество (хотя, вместе с тем не всякая деятельность, например, труд, является творческой);

– деятельность всегда самостоятельна. Впоследствии, когда понятие субъекта распространилось на коллектив, то совместная деятельность потребовала других характеристик добавляет А.А. Деркач.

Д.Н. Узнадзе разработал понятие субъекта, подчеркнув его особое, отличное от понятия личности качество и высший уровень.

Б.Г.Ананьев выдвинул три дополнительных к понятию «личность» понятия: «субъект общения», «субъект познания», «субъект труда». Каждое из этих понятий имело дифференциальное значение, то есть раскрывало различия в способе организации и осуществления труда, общения, познания. Зарождение субъективной парадигмы в психологии составило предпосылку возникновения знания нового типа – акмеологии.

Теоретическими определениями субъекта являются:

1. Основная парадигмальная характеристика личности в качестве субъекта заключается в том, что все свои особенности, психические и личностные, личность использует в качестве ресурсов и средств оптимального решения жизненных и деятельностных задач.

2. Личность, достигая высшего уровня развития, на котором раскрывается ее индивидуальность, осуществляется максимальное самовыражение и самореализация, объективная продуктивность и субъективная удовлетворенность, становится субъектом.

Становление личности субъектом деятельности есть процесс реорганизации, качественного преобразования необходимых для осуществления деятельности, психических и личностных свойств и использование их как ресурсов и средств в соответствии с требованиями и условиями деятельности и критериями личности.

В настоящее время понятие «субъект» получает все большее распространение в рамках разных наук. Существуют различные научные направления разработки «субъект»: по мнению А.А. Деркача первое направление связано с преодолением безсубъектного понимания деятельности и деятельностного подхода. Доминировавшего в отечественнойц психологии; второе направление связано с разработкой и конкретизацией понятия личности как субъектаа жизненного пути; третье направление касается трактовки понятий личности и субъекта как принципиально совпадающих или различных. Четвертое направление связано с выявлением самоорганизации, самореализации и др. форм психической организации, с разработкой понятия активности личности, её интегральной сущности (А.А. Деркач, 2002).

Субъект деятельности – источник ее активности. Он планирует условия и средства деятельности.

Человека, как субъекта труда, следует рассматривать на следующих уровнях:

– на уровне деяния как единицы деятельности, которую задает человек;

– на уровне действий, как процессов, направленных на достижение целей;

– на уровне операций, как способов осуществления действий.

В процессе осуществления профессиональной деятельности личность постоянно разрешает объективные противоречия, возникающие из-за несоответствия ее субъективных и объективных условий и требований. В свою очередь, субъективные противоречия приобретают оптимальные решения этих противоречий, при этом личность развивается, совершенствуется, становится субъектом.

Таким образом, категория субъекта обозначает не конечную точку, уровень, а постоянное движение по восходящей. Поэтому, человека, как субъект профессиональной деятельности, можно рассматривать на разных уровнях.

1. Психические регуляторы труда (опыт, знания, умения, навыки, ценностные ориентации, интересы, мотивы, склонности, профессиональное самосознание).

2. Функциональные состояния в труде (работоспособность, трудоспособность, психические состояния в труде: утомление, стресс, монотония).

3. Индивидуально-личностные свойства (профессионально важные качества, способности, свойства интегральной индивидуальности).

Принято в качестве субъекта деятельности рассматривать отдельного человека. В жизни чаще отличается совместная деятельность, в рамках которой реализуется не индивидуальный, а коллективный субъект.

Однако, не только содержание совместной деятельности определяет групповые процессы, но и социально-психологические свойства и состояния группы существенно влияют на характеристики и могут в разной степени ее трансформировать. Совместная деятельность стала восприниматься как некая детерминирующая среда и условие существования группы (А.В. Карпов)

Вместе с тем, необходимо заметить, что не всякая группа является субъектом совместной деятельности, при этом нельзя объявить любую общность людей субъектом. Группу можно считать субъектом только при наличии определенных характеристик:

− общая цель деятельности;

− процесс достижения этих целей должен опираться на совместные действия, без них невозможно;

− полученный результат – база для оценки действий всей группы;

− наличие общих мотивов деятельности.

По мнению А.В. Карпова, в качестве основных характеристик коллективного субъекта деятельности выделяют:

− целенаправленность (стремление к основной значимой цели);

− мотивированность (действенное отношения к совместной деятельности)

− интегрированность (взаимосвязанность и взаимозависимость членов коллектива);

− структурированность (четкость взаимного распределения функций и ответственности);

− согласованность (взаимная обусловленность действий взаимодействующих субъектов);

− организованность или управляемость (подчиненность определенному порядку деятельности);

− результативность (способность достигать положительного результата).

Только те группы, деятельность которых отличается перечисленными признаками, могут рассматриваться как коллективный субъект деятельности.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определение понятия «категория субъекта».

2. Назовите ученых, изучавших субъект деятельности.

3. Охарактеризуйте ведущие научные направления, изучающие понятие «субъект».

4. Назовите признаки коллективного субъекта деятельности.

5. В терминологическом словаре необходимо раскрыть содержание понятий: субъект общения, субъект познания, субъект труда, коллективный субъект деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: