Ролевые игры наряду с творческими заданиями и работой в малых группах являются основным приемом на интерактивных занятиях. В ролевой игре участникам предлагается "сыграть" другого человека или "разыграть" определенную проблемную ситуацию. Для обозначения методик этого типа также используются близкие названия (имитации, деловые игры, моделирование).
1 Профессор Моника Платек (Варшавский университет. Польша) предлагает в русской версии использовать аббревиатуру МОПС-формула: Мнение '- Обоснование - 11римср - Следа вне.
Методики ролевых игр способствуют развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, отработки различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания, сочувствия к другим людям. В программах клинического юридического образования ролевые игры стали основной методикой при проведении аудиторных занятий. При помощи ролевых игр проводи гея тренинг отдельного навыка и комплекса навыков, тренинг наблюдения и комментирования, демонстрируются навыки и типичные ошибки. Важное место занимает диагностика и оценка эффективности обучения.
Тренинг отдельного навыка - это основная цель использования ролевых игр. При этом необходимо точно определить, какому именно навыку вы будете обучаться. Во-первых, это важно с практической точки зрения - чтобы игра не прошла впустую, ради забавы. Во-вторых, в зависимости от запланированного учебного результата будет разработана фабула, подобраны нормативные материалы, определены роли, составлено задание для участников и наблюдателей, определено время для проведения игры, подготовлены вопросы для получения обратной связи. Основные участники ролевой игры - студенты, но для исполнения отдельных ролей (клиентов, сторон в суде, обвиняемых, потерпевших) могут быть приглашены также волонтеры - студенты младших курсов, преподаватели, простые граждане, практикующие юристы. В качестве волонтеров могут выступить и граждане, вовлеченные в реальную ситуацию, на основе которой разработаны материалы для ролевой игры. Комментарии волонтеров могут быть очень полезны, они также могут сравнить действия участников с действиями практикующих юристов по реальному делу. Серьезный тренинг отдельного навыка предполагает участие в серии ролевых игр (с изменяющимися фабулами и поведением персонажей, с постепенным усложнением задач). Каждый студент должен неоднократно выступать и в качестве активного участника, и в качестве наблюдателя и комментатора.
Тренинг комплекса навыков требует, как правило, продолжительных ролевых игр, например, в форме учебного судебного процесса. При подготовке к игре и при распределении ролей можно для каждого участника определить, какие именно навыки должны быть отработаны в первую очередь (например, для одного -составление возражения против иска, для другого - проведение допроса свидетеля противоположной стороны, для третьего -
выступление в прениях, для четвертого-составление кассационной жалобы и т.д.).
Тренинг наблюдения и комментирования ** цель всех проводимых занятий. Участники игры, проводя самооценку, наблюдая и комментируя действия своих коллег, используют наиболее эффективный метод собственного обучения - обучение других. При этом также вырабатываются навыки конструктивной критики, сотрудничества, столь необходимые для дальнейшей профессиональной карьеры юристов.
Демонстрация навыка как цель ролевой игры предполагает участие в качестве юриста преподавателя или приглашенного практика (либо наиболее подготовленного студента, желательно уже применяющего этот навык на практике). При этом следует учитывать, что "идеальных" демонстраций не бывает, что бездумное копирование поведения даже самого замечательного профессионала опасно, что цель демонстрации - познакомить с технологией действий в типичных ситуациях. Отработать навык собственного поведения, свою неповторимую манеру работы студент должен сам путем долгих тренировок и практики. Важно также, чтобы демонстратор был открыт для критики со стороны пусть и менее опытных наблюдающих коллег.
Демонстрация типичных ошибок заключается в том, что преподаватель (или подготовленный студент, или приглашенный юрист) специально в ходе ролевой игры допускает типичные ошибки. Лучше показывать одну-две ошибки в простых коротких демонстрациях. Участники игры должны внимательно наблюдать, распознавать и комментировать "непрофессиональные" действия демонстратора, предлагая пути исправления ошибок. Принципиально важно не увлекаться, не утрировать ошибки и, самое главное, не ограничиваться только ''плохими" примерами. За демонстрацией ошибки должна последовать ролевая игра, в которой демонстрируется позитивное поведение. Участникам игры можно предложить самим показать, как следовало поступить в разыгрываемой ситуации.
Диагностика как цель ролевой игры достигается следующим образом. В начале обучения или повышения квалификации студентам предлагается принять участие в простых ролевых играх (первичный прием клиента, допрос в суде и т.п.), что позволяет оценить их уровень владения базовыми прикладными знаниями, развития навыков. Отталкиваясь от этих наблюдений, можно спланировать дальнейшие занятия либо обратить внимание на пробе-
лы в знании норм материального и процессуального права, которые могут быть восполнены самостоятельно.
Оценка эффективности обучения - это диагностика самого процесса обучения, проверка эффективности совместной работы участников. В некоторых случаях участие в ролевой игре может быть формой задания для получения зачета по программе юридической клиники. Например, программа подготовки сертифицированных медиаторов предполагает проведение претендентом четырех полномасштабных учебных медиаций, включая итоговую экзаменационную, где в роли сторон выступают реальные конфликтующие граждане.
В повседневной работе, особенно по сложным делам, профессиональные юристы часто прибегают к проведению ролевых игр, имитируя отдельные этапы работы с клиентом, с противоположной стороной, с участниками судебного процесса. При этом юрист может выступать не только в качестве консультанта, защитника, обвинителя, представителя, но и в "роли" клиента, подзащитного, обвиняемого, доверителя, а также в образе другого юриста -своего процессуального противника. Такой прием позволяет взглянуть на ситуацию с неожиданной точки зрения, спрогнозировать поведение других участников конфликта, выявить слабые места в собственной подготовке. Для участия в таких ролевых играх в качестве одного из наблюдателей по возможности приглашают более опытного коллегу, специалиста по данной категории дел.
При подготовке к ролевой игре в первую очередь необходимо определить ожидаемые учебные результаты. Например: "После проведения этой ролевой игры участники смогут провести интервьюирование поэтапно и с соблюдением этических принципов взаимоотношений с клиентом" или: "После проведения этой ролевой игры участники смогут выработать позицию по уголовному делу". Затем потребуется разработать или адаптировать учебные материалы, так как универсальных учебных материалов для обучения навыкам, видимо, не существует.
В зависимости от ожидаемых учебных результатов, от подготовленности участников, их специализации, приоритетов и вкусов, от имеющегося времени сценарий будет меняться. Важно избежать ошибок при выборе дела, а если дело реальное, его, возможно, потребуется упростить (при этом надо также не забыть изменить имена реальных персонажей). Для отработки простых навыков требуются простые фабулы, простые инструкции для исполнителей ролей, не перегруженные отвлекающими внимание
деталями. Некоторую опасность представляют вымышленные фабулы в связи с тем, что, увлекшись сочинительством, можно упустить значимую для решения проблемы информацию, и тогда, например, участник вместо запланированной вами подготовки выступления в прениях потратит все время на размышления о квалификации при нехватке фактических данных, подозревая подвох со стороны автора фабулы.
К ролевой игре целесообразно подготовить следующие материалы:
. фабулу дела, которая представляет собой краткое описание ситуации, сообщаемой всем участникам;
• информацию по делу и инструкции для активных участни
ков игры, например для юриста и клиента, обвинителя и за
щитника и т.п. Информация может быть представлена в виде
простого повествования или в форме документов. Часть ин
формации может быть конфиденциальной, известной только
одному участнику. По поводу части информации могут быть
особые инструкции, например, для исполнителя роли кли
ента: "'Сообщите консультирующему юристу о наличии у вас
второй группы инвалидности только в ответ на прямой воп
рос о состоянии здоровья";
• инструкцию для наблюдателей; она может включать список
вопросов, на которые необходимо ответить в процессе игры,
чтобы подготовиться к комментированию, например: "Дей
ствовал ли консультирующий юрист в духе сотрудничества с
клиентом? Что об этом свидетельствует?";
. руководство для ведущего - описание ожидаемых учебных результатов и пошаговый план проведения ролевой игры.
Каждый раз, готовясь к ролевой игре, необходимо разрабатывать собственный сценарий, подробный пошаговый план с указанием времени на выполнение каждого элемента занятия.
Технология проведения ролевой игры
Это план, описывающий условное занятие по отработке навыков, например навыка интервью. Он носит, конечно, лишь рекомендательный характер. Не все шаги должны быть обязательно реализованы, может быть изменена их последовательность. Но опыт проведения занятий в различных аудиториях доказывает необходимость выдержать как минимум следующую цепочку шагов: мо-
тивация - согласование результатов - представление плана - распределение ролей - подготовка к ролевой игре - ролевая игра -деловая обратная связь. Эту цепочку можно представить в виде этапов проведения занятий.
1-й этап - мотивация (фокусировка). Это может быть вопрос (например, "Зачем юрист задает клиенту вопросы?"), мини-демонстрация (например, невежливого, нетактичного поведения юриста с первых секунд появления клиента в кабинете), короткий рассказ или обмен мнениями об интересных и показательных примерах из практики (например, о встречах с "трудными" клиентами).
2-й этап - согласование ожидаемых учебных результатов. Участники обмениваются ожиданиями (например: "Я надеюсь, что после этой игры смогу провести интервьюирование клиента", "Я надеюсь понять, как себя вести в начале беседы с клиентом" и т.п.), уточняют формулировку ожидаемых результатов, возможно уменьшают их количество.
3-й этап - договоренность о терминах. Возможно, потребуется вспомнить значение каких-либо понятий, содержание отдельных элементов технологической цепочки работы юриста и т.п. (например, уточнить, чем интервьюирование отличается от консультирования).
4-й этап - представление плана игры. Оптимальный вариант, когда план вместе с указанием времени на выполнение каждого шага раздается всем участникам или вывешен на плакате.
5-й этап - представление правил игры. Необходимо напомнить, что будут делать активные участники и наблюдатели на каждом этапе. Например: "Во время подготовки исполнитель роли клиента будет входить в образ; консультант подготовит свое рабочее место, настроится на работу с клиентом, спланирует свои действия; наблюдатели познакомятся со списками вопросов для оценки интервью. Затем в течение 10 мин. пройдет сама встреча консультанта и клиента. Наконец, активные участники и наблюдатели по очереди в течение одной-двух минут каждый прокомментируют действия консультанта".
6-й этап - демонстрация. Иногда, особенно в начале обучения новому навыку, приглашенный специалист или более подготовленный коллега может сам показать несколько вариантов действий юриста в разыгрываемой ситуации, напомнив тем самым некоторые правила поведения. Это может быть повторением пер-
воначальной "мотивационной" демонстрации, но уже без явных ошибок.
7-й этап - распределение ролей. Необходимо заблаговременное оптимальное планирование распределения по ролям с учетом опыта предыдущих занятий. Важно также предоставить всем равные возможности для участия в различных ролях - юристов, клиентов, наблюдателей. Участники в соответствии с их ролями получают заранее подготовленные материалы.
8-й этап - подготовка к ролевой игре. При необходимости участники могут договориться об увеличении времени на подготовку: готовиться можно как индивидуально, так и с помощью коллег, которые затем выступят в качестве наблюдателей.
9-й этап -ролевая игра. Активные участники действуют в соответствии со своими ролями и полученной информацией. По ходу ролевой игры наблюдатели, приглашенный специалист или преподаватель не должны вмешиваться в действия участников, их задача - вести записи для последующего комментирования.
10-й этап -ролевая обратная связь. Участники игры, например "консультант" и "клиент", комментируют происшедшее, не выходя из своей роли, они могут раскрыть содержание конфиденциальной информации, оценить действия друг друга.
11-й этап - деловая обратная связь. Участники игры, выйдя из роли, и наблюдатели комментируют действия консультанта. Рекомендуется начинать с его собственной самооценки. Должны соблюдаться правила комментирования.
12-й этап -комментирование специалиста. Приглашенный специалист или преподаватель комментирует действия консультанта и обращает внимание на плюсы и минусы ранее прозвучавших комментариев.
13-й этап - связь с другими занятиями, курсами, дисциплина ми. Участники могут обратить внимание на возможности, которые предоставляет изучение предыдущих и последующих дисциплин, содержание занятий для развития данного навыка, на известные им источники полезной информации. Например, курс юридической психологии может быть полезен для обучения оценке индивидуально-психологических особенностей личности клиента; курс криминалистики - для обучения тактике проведения беседы; учебное пособие по ведению переговоров-для обучения выявлению интересов клиента и т.д.
Для упрощения процесса подготовки ролевой игры можно
предложить примерное соотношение времени (в процентах) на проведение отдельных элементов ролевой игры:
1. Мотивация (фокусировка) )
2. Согласование ожидаемых учебных результатов ) 15%
3. Договоренность о терминах J
4. Представление плана игры \
5. Представление правил игры I \q%
6. Демонстрация j
7. Распределение ролей |
8. Подготовка к ролевой игре | '5%
9. Ролевая игра } 25%
10. Ролевая обратная связь \
] 1. Деловая обратная связь I
12. Комментирование специалиста j °
13. Связь с другими занятиями, курсами, дисциплинами /
Опыт показывает, что из перечисленных этапов наиболее ценной оказывается "деловая обратная связь", проводимая в соответствии с правилами комментирования. Необходимо тщательно планировать время, отведенное на каждый шаг ролевой игры, и следить за соблюдением плана, чтобы успеть плодотворно обсудить действия активных участников, тогда игра будет иметь обучающий эффект. Планирование времени - это не просто вспомогательное действие. Это также отработка навыков организации работы, управления временем, планирования беседы, выступления в суде и т.д.