Бюрократизм государственного аппарата, является одной из важнейших причин неэффективности государства. Он имеет чисто экономическую природу и связан непосредственно с несостоятельностью рыночного механизма. Там, где по разным причинам ценовой механизм оказывается не способным выполнять функции распределения, эти функции переходят к чиновникам. С учетом причин, порождающих необходимость административного управления, становится понятным, что проблема заключается не в наличии самой бюрократии, а в эффективности ее работы.
Специфика развития бюрократии заключается еще и в том, что деятельность, направленная на реализацию целей общественного выбора, не приносит чиновникам никаких личных выгод от результатов последнего. По этой причине неизбежно формируются альтернативные цели, которые призваны компенсировать указанный недостаток.
В соответствии со взглядами теории общественного выбора экономика бюрократии рассматривается как система организаций, которая удовлетворяет двум критериям:
|
|
· | она не производит экономические блага, которые имеют ценностную оценку; |
· | извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности. |
В силу своего привилегированного положения бюрократия призвана обслуживать интересы представителей законодательной и исполнительной власти, она не связана непосредственно с избирателями. Реализуя интересы особых групп, бюрократы стремятся к принятию таких решений, которые позволили бы им получить доступ к самостоятельному использованию ресурсов.
Коррупция. Экономической базой коррупции является несовершенство рынка, которое, с одной стороны, порождает возможности для извлечения экономической прибыли, а с другой – оно обусловливает необходимость субъективного вмешательства в действие рыночного механизма.
В этом контексте коррупцию следует рассматривать как форму замещения деперсонифицированного ценового механизма регулирования персонифицированной системой, которая основывается на личных связях и создании привилегий для отдельных экономических субъектов. То есть, предоставление исключительных прав позволяет получателю извлекать монопольную прибыль, которая становится экономическим источником поддержания особых личных связей.
Крайней и наиболее негативной формой существования коррупции является взяточничество. Сущность проблемы заключается в том, что общественные потребности в предоставлении какого-то блага наталкиваются на трудности применения при этом ценового механизма регулирования.
Возникает необходимость субъективного вмешательства в экономическую деятельность в форме регулирования доступа к благу или ресурсам, предоставления особых прав или льгот. Но при этом неизбежно формируется потенциал для получения отдельными экономическими субъектами дополнительных выгод, что и служит причиной возникновения взяточничества.
|
|
Если рынок функционирует эффективно, как в случае с совершенной конкуренцией, не только отсутствует экономический источник для взяток, так как производители получают нулевую экономическую прибыль, но и не существует экономической основы для взяточничества, поскольку участники рыночного обмена лишены возможности реализовать свои преимущества. Чем же значительнее искажения конкурентного механизма, тем больше возможностей для взяточничества.
Отсюда напрашивается такой вывод: если причиной взяточничества является недостаток конкуренции, то следует предпринимать здесь меры в направлении усиления конкурентности среды, которая способствует возникновению особых отношений.
При этом снижается величина потенциальных выгод, а значит, сократится и размер предлагаемых взяток, что в свою очередь понизит мотивацию для получения взятки, учитывая существующий для взяткополучателя риск.
Поиск политической ренты – это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса. Реализуется она посредством того, что правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, которые добиваются принятия определенных решений. Участвуя в политическом процессе, представители власти, стремятся провести такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет общества.
Политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют скрытых, трудно определяемых издержек. В качестве механизма по преодолению механизма извлечения политической ренты представители теории общественного выбора рассматривают приватизацию, развитие «мягкой инфраструктуры», создание основ конституционной экономики, ограничение сфер деятельности государства (понятие «мягкая инфраструктура» было введено У. Нисканеном и означает увеличение экономических прав человека за счет укрепление прав собственности, честности и ответственности за выполнение контрактов, терпимости к инакомыслию, гарантии прав меньшинства и т.п.).
Классическая модель поиска ренты опирается на модель чистой монополии (рис. 14.7).
Рис.14.7 – Классическая модель поиска ренты