Для того чтобы оценить результаты работы судна по каждой выбранной оферте и соответствующие им затраты ресурсов, используют определенную систему показателей.
На морском транспорте для оценки работы флота используют эксплуатационные и экономические (финансовые) показатели, которые в свою очередь, делятся на количественные и качественные.
К основным доходным количественным показателям работы флота относятся сумма фрахта за рейс и сумма демереджа.
Все расходные составляющие по эксплуатации судов делятся на:
· эксплуатационные – зависят от условий каждого конкретного рейса (портовые сборы, расходы на закупку бункера, расходы, связанные с прохождением каналов и проливов);
· операционные – зависят от продолжительности рейса и технико-эксплуатационных характеристик судна (расходы по оплате труда, затраты на содержание экипажа и его репатриацию, технические расходы судна, расходы по снабжению и ремонту средств связи, затраты по доставке навигационных пособий, расходы по инспекциям судов и др.).
|
|
Для оценки эффективности работы судна по каждой из выбранных оферт далее произведем расчет всех необходимых показателей, используемых при экономических расчетах в мировой судовладельческой практике.
1) Общая сумма фрахта за рейс, $.
; (12)
где f – фрахтовая ставка за 1 тонну груза, $/т;
Q – количество перевозимого груза, т;
Кб – брокерская комиссия (в среднем для наливных судов составляет 3,75% от суммы фрахта, а для сухогрузов – 5% от суммы фрахта), $.
2) Суммарные эксплуатационные расходы судна за рейс, $.
; (13)
где Rпор – стоимость судозахода, включая портовые сборы и агентирование, $ (см. Приложение 3);
R’ – стоимость судозахода для транзитной бункеровки;
Rкан. – расходы, связанные с прохождением каналов, включая лоцманскую проводку (см. Приложения 4-6);
Rбун .– расходы на бункер;
; (14)
где Цм, Цд – цена 1 тонны мазута и дизельного топлива, которые принимаются равными соответственно 650 $/т и 850 $/т.
3) Прибыль от эксплуатации, $.
; (15)
где SRопер. – суммарные операционные расходы за рейс (см. Приложение 5).
4) Финансовый результат, $.
; (16)
где Пэкс . – прибыль от эксплуатации;
Rзав.рем . – расходы на заводской ремонт;
Rамор . – расходы на амортизацию;
Rадм. – административные расходы.
Исходные данные для расчета этих статей расходов представлены в Приложении 7.
5) Средняя себестоимость перевозки 1 тонны груза и 1 тонно-мили, $/т и $/т-м.
; (17)
; (18)
6) Тайм-чартерный эквивалент, $/сут.
; (19)
Все расчеты по вышеуказанным формулам необходимо провести в отдельности по каждой рассматриваемой оферте. На основе полученных данных составить сводную таблицу, а также построить графики, по которым можно будет выполнить сравнительный анализ основных экономических показателей и обосновать выбор оптимальной оферты.
|
|