(по М.В. Калужской, О.С. Уколовой, И.Г. Каменских):
– академическая успеваемость (отражает уровень учебных достижений),
– олимпийский (отражает участие в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях),
– лидерский (отражает уровень социальной компетентности, общественную активность учащихся),
– званий и сертификатов (фиксирует личные достижения в области иностранных языков, искусства, науки и спорта, подтвержденные сертификатами) [6].
Преимущества рейтинговой системы оценивания
(по сравнению с традиционной технологией контроля):
– стимулирование систематической самостоятельной работы;
– снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки по дисциплине;
– повышение роли состязательности в учебе;
– чёткая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами;
– количественная характеристика качества учебной работы;
– фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах;
– учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий;
– повышение учебной мотивации.
Эффект от внедрения рейтинговой технологии выражается:
– в росте социальной активности учащихся;
– в признании равноценности различных образовательных траекторий;
– в ориентации на успех;
– в повышении адекватности самооценки;
– в укреплении командного духа;
– в осознанности жизненного выбора.
Управление качеством подготовки учащихся
С помощью рейтинга
1. Сравнительный анализ рейтинг-листов и эталонной рейтинг-шкалы.
Поиск информации:
– о количестве учащихся, достигших максимального предела эталонной шкалы;
– о количестве учащихся, освоивших 75% содержания образования;
– о количестве учащихся, освоивших менее 50% содержания образования.
2. Сравнение результатов с рейтинг-листами учащихся предыдущих лет обучения.
3. Характеристика (на основе сравнения и анализа):
– уровня обучаемости учащихся;
– уровня образовательной системы в учебном заведении;
– качества учебного процесса;
– эффективности РСК.
4. Решения коррекции учебного процесса, технологии рейтинга.