II. Классификации (типологии) обществ

1. Различные классификации обществ

Критерий Типы обществ
Наличие письменности Дописьменные Письменные
Число уровней управления обществом и степень его дифференциации Простые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных) Сложные (несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения)
Уровень развития Развитые, развивающиеся, отсталые общества
Формационный признак Бесклассовые общество: · первобытное общество, · коммунистическое общество Классовые общества: · рабовладельческое общество, · феодальное общество, · капиталистическое общество,


2. Формационный и цивилизационный подходы

Формационный подход (основоположники К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая фор­мация».

Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взя­тое в единстве всех его сторон, с присущим ему спосо­бом производства, экономическим строем и возвышаю­щейся над ним надстройкой

Структура:


Надстройка
— это совокупность идеологических от­ношений, взглядов и учреждений (философия, рели­гия, мораль, государство, право, политика и др.), воз­никающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воз­действующая на него

Способ производства


Базис
— это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди всту­пают в процессе материального производства)

Производительные силы — это средства производ­ства и люди, обладающие производственным опы­том, навыками к труду


Производственные отношения
– отношения людей, складывающиеся в процессе производства


Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса.
Он же представляет собой основу формации, определяя принад­лежность того или иного общества.

3. Традиционное, индустриальное, информационное общество

Линии сравнения Традиционное (доиндустриальное) Индустриальное Постиндустри­альное (инфор­мационное)
Основной фактор производ­ства Земля Капитал Знания
Основной продукт производ­ства Пища Промышлен­ные изделия Услуги
Характер­ные черты производ­ства Ручной труд Широкое при­менение меха­низмов, техно­логий Автоматизация производства, компьютериза­ция общества
Характер труда Индивидуаль­ный труд Преимущест­венно стан­дартная де­ятельность Резкое повы­шение творче­ского начала в труде
Занятость населения Сельское хо­зяйство — око­ло 75% Сельское хо­зяйство — око­ло 10%, промышлен­ность — 85% Сельское хозяй­ство — до 3%, промышлен­ность — около 33%, услуги — около 66%
Основной вид экс­порта Сырье Продукты про­изводства Услуги
Социаль­ная струк­тура Сословия, классы, вклю­ченность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низ­кая социаль­ная мобиль­ность Классовое деле­ние; упроще­ние социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур Сохранение со­циальной диф­ференциации; рост числен­ности среднего класса; про­фессиональ­ная дифферен­циация в зави­симости от уровня знаний, квалификации
Продолжи­тельность жизни 40—50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздейст­вие челове­ка на при­роду Локальное, не­контролируе­мое Глобальное, не­контролируе­мое Глобальное, контролируе­мое
Взаимо­действие с другими странами Несуществен­ное Тесная взаимо­связь Открытость об­щества
Полити­ческая жизнь Преобладание монархиче­ских форм правления; по­литические свободы отсут­ствуют; власть выше закона, для нее не нуж­ны обоснова­ния; сочетание самоуправляю­щихся общин и традицион­ных империй Провозглаше­ние политиче­ских свобод, равенства пе­ред законом, демократиче­ские преобразо­вания; власть не воспринима­ется как дан­ность, от нее требуется обос­нование права на лидерство Политический плюрализм, сильное граж­данское об­щество; воз­никновение но­вой формы демократии — «демократии консенсуса»
Духовная жизнь Господствуют традиционные религиозные ценности; одно­родный харак­тер культуры; преобладает устная переда­ча информа­ции; малое ко­личество обра­зованных людей; борьба с неграмотно­стью Утверждаются новые ценнос­ти прогресса, личного успе­ха, веры в нау­ку; возникает и занимает лиди­рующие пози­ции массовая культура; подготовка спе­циалистов Особая роль науки, обра­зования; раз­витие индиви­дуализиро­ванного сознания; непрерывное образование

2. Мораль

Существует моральная оценка деятельности человека с точки зрения соответствия ее приня­тым в обществе правилам поведения. Поступки человека могут быть нравственными (достойны­ми, благородными, правильными) и безнрав­ственными. Критерии, по которым происходит подобное разделение, называют моральными нормами. Мораль многообразна, она может по­ниматься и как опыт житейской мудрости, как исполнение божественных заветов, как инстру­мент сохранения порядка в обществе, как чест­ность во взаимоотношениях людей, как высший смысл человеческой жизни, как внутренний го­лос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой. Основой морали являются - совесть (нрав­ственное чувство, позволяющее человеку опреде­лять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла) и долг (нравственное веление, готов­ность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении). Большинство народов мира сейчас имеют неко­торые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скром­ность, гуманизм, мудрость и др. Качества, кото­рые вызывают порицание у многих народов (по­роки), — глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т.д. Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее об­щие понятия, которые позволяют оценивать дей­ствия и поступки людей. Добро — главная цен­ность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло. У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственно­сти за выбранный путь. Общепринятые этические требования и ориен­тиры моральных поступков составляют общече­ловеческое в нравственном сознании. Именно они выражают требования нравственного идеала как высшей моральной цели («золотое правило» нравственности). С древних времен до сегод­няшнего дня «золотое правило» нравственности постоянно менялось, но в нем всегда сохранялись идеи свободы и равенства людей, самоценности и достоинства каждой личности. В общем виде это правило можно выразить следующим образом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Особенность морали состоит в том, что она ос­нована на ценностях - предпочтениях людей, исходящих из их целей и идеалов. В центре нравственных ценностей стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полно­го согласия человека с действительностью и са­мим собой). Отсюда исходят: доброта, великоду­шие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т.п. Все эти ценности можно назвать добродетелями. Им противостоят пороки — ненависть, зависть, гор­дыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т.п. Нравственное самосовершенствование состоит в изменении пропорций злого и доброго в самом себе в сторону первого, но для этого необходимо сделать личный моральный выбор.

Билет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: