Опыт эффективного самоуправления молодёжи в регионах России. Молодёжь в политической жизни города Саратова и области

Опыт эффективного самоуправления молодежи в регионах России. Молодежь в политической жизни города Саратова.

Молодежное самоуправление — является одной из форм организации жизни молодых людей, которую можно классифицировать по тому кто является субъектом этой организации.

Молодежное самоуправление — форма организации жизнедеятельности молодежных групп, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Групповую цель можно представить как:

- системообразование факторов процесса развития самоуправления;

-определение и достижение конкретного результата.

Осуществляя деятельность в различных формах самоуправления, решая управленческие проблемы на уровне местного сообщества, молодой человек чувствует свою значимость, полезность, получает удовлетворение от своей деятельности, что дает ему возможность быть гражданином, чувствовать себя способным влиять на происходящее. Самоуправление предоставляет личности возможность удовлетворить самые разные потребности, вплоть до самых «высших», реализовать свои интересы и способности обеспечивает рост внутренней свободы личности.

Сегодня молодежное самоуправление в России охватывает широкий перечень гражданского участия молодежи:

-участие молодых людей в ассоциативной жизни (молодежные организации, клубы);

-участие молодых людей в работе молодежных консультативных органах: региональных и муниципальных молодежных советах, думах, парламентах

-инициирование проведения и участие самой молодежи в “переговорных площадках” с властью (открытые дискуссии, ток-шоу, круглые столы и др.) и между собой (коммуникационное взаимодействие через Интернет, на межрегиональных и всероссийских мероприятиях и др.)

-участие молодежи в различных формах активной организации учащейся и студенческой молодежи в рамках учебных заведений (ученические советы, органы студенческого самоуправления и др.)

Мы видим, что молодежное самоуправление – многогранное социальное явление. Предлагаем, как одну из его форм рассмотреть молодежное парламентское движение.

Молодежный парламент – это организационная форма, которая основана на историческом опыте работы государства с молодежью, лучших традициях формирования и развития социальных механизмов представительства законных интересов и прав молодых граждан в обществе, учета их мнения в вопросах его развития.

Современные молодежные парламенты по своей форме представляют общественные объединения молодых граждан. Большинство из них статуса юридического лица не имеют. Сегодня трудно дать устойчивое и не вызывающее спора определение молодежного парламентаризма, поскольку данное явление крайне молодо.

Деятельность молодежных парламентских структур не закреплена отдельно в федеральном законодательстве. Роль, которая отводится молодежному парламентаризму в современной России и в решении указанной проблемы, можно понять, если проанализировать законы и иные нормативные правовые акты, которые принимаются органами государственной власти субъектов РФ.

В настоящее время ряд субъектов РФ закрепил правовой статус молодежных парламентов в законах, касающихся молодежи и государственной молодежной политики.

Интересным представляется мысль о принятии на федеральном уровне, на уровне регионов отдельных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность молодежных парламентских структур.

Следует признать, что объединяющие функции молодежной парламентской структуры – выявление и представление интересов, развитие законодательной инициативы молодежи, повышение образовательного уровня, эффективности участия молодежи в развитии Российской Федерации, области, края, города, автономного округа.

Таким образом, молодежные парламенты – это:

- реальная школа участия молодежи в решении своих проблем;

- возможность вовлечения потенциала молодежи в социально-экономическое развитие российских территорий;

- механизм развития электоральной активности молодежи;

- кадровый резерв для органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Одна из особенностей подобных общественных формирований – это поддержка и развитие законодательных инициатив молодежи, формирование у них парламентской культуры, а главная функция – участие представителей всех категорий молодых людей в законотворческой деятельности; продвижение интересов молодежи в органах законодательной власти всех уровней.

Это принципиальное положение, которое позволяет определить нишу молодежного парламентского движения в общественной составляющей молодежной политики.

Однако существуют и другие функции, направления деятельности, реализуемые молодежными парламентскими структурами.

История.Первые молодежные парламенты возникали по инициативе небольших групп молодых людей. Чаще всего эта инициатива не находила поддержку власти и оставалась на уровне идеи. Одним из первых появляется Молодежный Парламент Республики Калмыкия. Данный орган имел статус общественной организации и являлся юридическим лицом. Он не имел открытой привязанности к государственным структурам. Обособление членов Молодежного Парламента в рамках юридического лица объективно обеспечило некоторые отрицательные моменты: во – первых, к появлению внутренних корпоративных интересов, не имеющих отношения к основному содержательному предмету деятельности, во – вторых, создало преграду для участия в работе Молодежного Парламента представителей других общественных объединений. Позднее Молодежные Парламенты появляются в Удмуртии, Республике Саха (Якутия).

В ряде регионов молодежные парламенты стали появляться, выполняя функции региональной кадровой школы. Например, Молодежное Правительство Ярославской области, Молодежный Парламент Новосибирской области, Общественный молодежный парламент Рязанской области. Такие органы начинают рассматриваться как кузницы политиков нового поколения, грамотных управленцев.

Перечень молодежных парламентских структур в регионах широк: Молодежный парламент Новосибирской области; Общественный молодежный парламент Рязанской области; Молодежная парламентская Ассамблея Калининградской области; Общественная молодежная палата при Законодательном Собрании Ивановской области; Общественная молодежная палата Свердловской области; Общественная студенческая Дума Тюменской области; Молодежный парламент Волгоградской области; Молодежный парламент Архангельской области; Молодежный парламент Республики Коми; Молодежный парламент Кузбасса; Общественный молодежный парламент при Самарской губернской Думе и др.Сегодня молодежные парламентские структуры созданы в 53 субъектах Российской Федерации на региональном уровне, в 63 – на муниципальном.

Шагом в развитии молодежного парламентского движения стало создание Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Молодежной парламентской Ассамблеи при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Создание данных структур демонстрирует заинтересованность законодательной власти на федеральном уровне в вовлечении молодежи в процесс решения собственных проблем путем развития законодательной инициативы и реализации конституционного права молодых граждан на участие в управлении делами государства.

Важным событием стало проведение в Рязанской области с 29 января по 1 февраля I Всероссийского семинара-совещания “Развитие молодежного парламентаризма в РФ”. По итогам семинара-совещания были разработаны Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в РФ, разосланные в субъекты РФ вместе с инструктивным письмом Министерства образования РФ от 24.04.2003 года No 2 (фактически это единственный документ, в котором так ли иначе была сделана попытка обобщить подходы в развитии парламентского движения в России). Сегодня инициативными группами из разных регионов Российской Федерации подготовлены Рекомендации по взаимодействию избирательных комиссий разного уровня с молодежными парламентскими структурами, рекомендации по взаимодействию молодежных парламентов с молодыми учеными, рекомендации по PR сопровождению деятельности молодежных парламентских структур. Общественным молодежным советом Приморского края подготовлен проект рекомендаций по развитию молодежного парламентаризма на муниципальном уровне.

В последующие (2004, 2005 гг.) на территории России прошли I и II Всероссийские форумы молодых парламентариев, межрегиональные образовательные семинары по развитию молодежного парламентаризма, мероприятия по развитию молодежного парламентского движения в федеральных округах (Курганская область, Хабаровский край, Новосибирская область). Данные мероприятия легли в основу формирования молодежного парламентского движения на территории России.

Сегодня следует признать, что молодежное парламентское движение превзошло уровень идеи – оно стало фактом состоявшимся.

Участие молодежи в политической жизни общества, позволяет ей развивать свой потенциал в интересах России, включая местное сообщество, что соответствует цели Стратегии государственной молодежной политики РФ, приоритетам модернизации страны.

Подготовка молодых людей к общественно — политической деятельности осуществляется в вузах и школах при изучении гуманитарных и правовых дисциплин, которые формируют основную базу знаний по политико-правовой культуре. Кроме того, для развития социальной активности молодежи на базе образовательных учреждений, муниципальных и региональных органах власти, необходимо развивать условия для участия молодежи в общественно-политической жизни общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: