Принципы государственной информационной политики

Принципы государственной информационной политики представляют собой базовые положения, которыми руководствуются государственные органы и должностные лица при выполнении задач государственной информационной политики.

Эти принципы, с одной стороны, отражают подходы к организации выполнения основных функций государства (общие принципы), а с другой – конкретизируют положения теоретико-концептуальной составляющей идеологии субъекта, обладающего публичной властью (специальные принципы).

К числу общих принципов государственной информационной политики следует отнести, прежде всего, законность, научную обоснованность, системность и эффективность.

Принцип законности заключается в строгом соблюдении при формировании и реализации государственной информационной политики норм законодательства, принцип научной обоснованности – в использовании при подготовке предложений по содержанию и форме государственной информационной политики результатов научных исследований в соответствующих областях знаний, принцип системности – в учете при определении мероприятий государственной информационной политики и их реализации всех основных факторов, оказывающих существенное влияние на выполнение задач политики, включая объемы необходимых для этого финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов, а принцип эффективности - в использовании государством для реализации политики методов и средств, являющихся наиболее рациональными применительно к конкретным социально-политическим и иным условиям реализации государственной деятельности (например, минимизирующих затраты материальных и финансовых средств для достижения цели государственной информационной политики, сокращающих сроки ее достижения, уменьшающих объемы привлекаемых для этого ресурсов и т.п.).

К числу специальных принципов государственной информационной политики относятся положения, определяющие, прежде всего, роль и место государства в деятельности по формированию ценностных ориентиров общественного развития, информированию общества о мероприятиях государственной политики, а также роль и место общества в деятельности по политическому информационному противоборству.

Роль и место государства в области формирования ценностных ориентиров общественного развития характеризуется совокупностью прав и обязанностей государственных органов и должностных лиц по осуществлению деятельности в этой области.

Так, в некоторых странах (например, США, Франции, Германии и ряде других), придерживающихся либеральной идеологии, возможности субъектов политики, обладающих публичной властью, по использованию государственных ресурсов для ведения политической борьбы с другими субъектами политической жизни общества весьма ограничены. Это до некоторой степени уравнивает шансы субъектов политики в борьбе за поддержку со стороны общества предлагаемых ими идеологических подходов к разрешению наиболее острых противоречий общественного развития и, соответственно, – за обладание публичной властью. В таких странах развитие политического сознания является прерогативой, прежде всего, организаций гражданского общества, в том числе, политических партий и религиозных организаций.

Это не означает, что в этих странах субъектам, обладающим публичной властью, всегда удается преодолеть искушение выйти за установленные границы. Хорошо известен скандал, связанный с попыткой лидеров демократической партии США использовать возможности специальных служб для получения конфиденциальной информации о планах ведения предвыборной компании республиканской партии, получивший название «Уотергейт». После обнародования информации об этой попытке президент США Р.Никсон под давлением политических оппонентов и влиятельных организаций гражданского общества вынужден был уйти в отставку.

В то же время государства этих стран практически не ограничены в выборе средств информационного противоборства с противостоящими им политическими силами зарубежных стран.

В других странах (например, бывшем СССР, КНР, КНДР), придерживающихся социалистической идеологии, субъект, обладающий публичной властью, имеет значительно более существенные возможности по использованию ресурсов государства для воздействия на процесс формирования политического сознания как внутри страны, так и за рубежом.

В конце XX века вследствие распада СССР на политической карте мира появились государства (например, Российская Федерация, Беларусь, Казахстан и некоторые другие), ставшие на путь либеральных демократических преобразований, но не обладающие пока в силу объективных исторических причин ни развитым гражданским обществом, ни развитой политической системой. В этих странах субъекты, обладающие публичной властью, объективно вынуждены использовать государственные ресурсы для выполнения ряда несвойственных либеральному государству функций и, в частности, в пределах, установленных законодательством, участвовать в развитии политического сознания общества.

Роль и место государства в информировании общества о мероприятиях государственной политики характеризуются, прежде всего, совокупностью его прав и обязанностей по:

определению событий и фактов, которые могут послужить поводом для данного взаимодействия, для изложения заинтересованными субъектами политики позиций или мнений;

определению порядка распространения позиций и мнений субъектов информационного взаимодействия в обществе, организации политических дискуссий по обсуждению трактовок выделенных событий и мнений;

влиянию на процесс учета позиции и мнений субъектов национальной политики в деятельности государственных органов и должностных лиц.

Гипотетически могут быть выделены три основных варианта формулирования данного принципа, различающиеся возможностями субъектов информационного взаимодействия государства и общества по вопросам, представляющим значительный социальный, а, следовательно, и политический, интерес, то есть в процессе политической борьбы.

В первом варианте субъектом, обладающим наиболее широкими возможностями, является государство или, точнее, субъект, обладающий публичной властью, в то время, как возможности организаций гражданского общества и граждан имеют более скромный характер. В этом случае субъект, обладающий публичной властью, выступает в качестве основного инициатора информационного взаимодействия с обществом. Он, исходя из оценки политической ситуации, предлагает обществу через средства массовой информации и коммуникации или другим способом определенную трактовку событий внутренней и внешней жизни, имеющих значительный социальный интерес, и пытается убедить наиболее влиятельные силы общества (организации гражданского общества и граждан) выбрать данную позицию в качестве основы для формирования общественного мнения. Средства массовой информации и коммуникации являются государственными или зависящими от государства (то есть государство может оказывать решающее влияние на информационную политику данных средств). Такой принцип взаимодействия государства с обществом может быть назван государственным лидерством.

Во втором варианте более широкими возможностями по инициированию информационного взаимодействия обладают организации гражданского общества и граждане. Они могут определять объект и предмет этого взаимодействия, распространять свою позицию по выбранным информационным поводам с использованием средств массовой информации и коммуникации. Государство же должно формировать официальную позицию по предложенным к обсуждению информационным поводам и учитывать в этой позиции мнения заинтересованных организаций гражданского общества и граждан, а также информировать общество через средства массовой информации и коммуникации о результатах этого учета. При этом средства массовой информации и коммуникации не зависят от государства и не обременены обязанностью доносить эту информацию до общества. В этом случае государство существенно ограничено в возможности воздействия на общественное мнение. Такой вариант принципа информационного взаимодействия государства и общества может быть назван общественным лидерством.

Наконец, в третьем варианте государство и общество обладают примерно равными возможностями по инициированию информационного взаимодействия. Они одинаково свободны в выборе событий и фактов общественной жизни для изложения мнения в средствах массовой информации и коммуникации, обладают одинаковой свободой доступа к средствам массовой информации и примерно равными возможностями по доведению своей позиции до общества. Данные субъекты независимы в своих действиях и общественное мнение формируется на основе конкурентной борьбы между государством и организациями гражданского общества, в процессе которой каждый субъект взаимодействия вынужден либо в процессе политической борьбы добиваться поддержки со стороны наиболее значительных политических сил, либо искать компромисса с оппонентами. Такой принцип может быть назван партнерством.

Роль и место общества в области политического информационного противоборства характеризуется степенью его участия в нейтрализации угроз ущемления независимости политики. Основная ответственность за противодействие данным угрозам лежит на государстве, которое обладает определенными возможностями оказания необходимого воздействия на нелегитимных субъектов политики. В то же время эти возможности далеко не безграничны и достаточно «грубы» для того, чтобы успешно противостоять угрозам, имеющим идеологический характер.

Гипотетически можно выделить два «предельных» варианта участия организаций гражданского общества и граждан в реализации мероприятий политического информационного противоборства. В первом «предельном» случае, который может быть обозначен как «опора на силу», общество не участвует в этой деятельности и основная тяжесть борьбы возлагается на государственные органы и должностных лиц. В этом случае приоритет в использовании средств противодействия отдается праву и принуждению нелегитимных субъектов политики в соблюдению национального законодательства. В зависимости от имиджа государства общество может поддерживать его в применении этих средств или отдать свою поддержку действиям нелегитимного субъекта политики. Во втором случае, который может быть обозначен как «гражданская инициатива», основная тяжесть противодействия распространению вредоносных идеологий и религиозных учений отдается гражданам и организациям гражданского общества. Эти граждане и организации на основе партнерских отношений с государством при финансовой, материальной и моральной поддержке со стороны государства осуществляют мероприятия противодействия, выступая в качестве активной социальной силы.

Представляется, что в реальной политической жизни ни один из этих вариантов в чистом, «рафинированном» виде практически не встречается. В то же время специальные принципы государственной информационной политики, порождаемые политической практикой, базируются на комбинации указанных возможностей субъектов информационного взаимодействия государства и общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: