Философия и наука: взаимодействие, проблемы и противоречия

По вопросу о соотношении философии и науки существует 3 основных точки зрения: натурфилософская, позитивистская и диалектическая

1. Натурфилософская точка зрения. Исторически первой была натурфилософская концепция и зародилась в античности.

Натурфилосо́фия (от лат. natura — «природа») — попытка истолковать и объяснить природу, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы. На­турфилософы (Аристотель, Г.Гегель, Р.Декарт и др.) считали, что философия является царицей наук, наукой наук; она стоит над частым, конкретным знанием и осуществляет процесс глубоких теоретических обобщений.

Возникновение и длительное существование натурфилософии (до 19 века) можно объяснить следующими основными обстоятельствами:

1. Отсутствие необходимого и достаточного массива фактов о природе, о ее явлениях и процессах, которые к тому же носили отрывочный, фрагментарный, разрозненный характер.

2. Отсутствие (вплоть до XIX в) ряда отраслей естествознания. В XVIII в. в основном сформировалась механика, математика, астрономия и физика.

Иначе говоря, натурфилософия заменить отсутствующие факты и неразвитые еще естественные науки

В период античности философия и конкретно научное знание находились в синкретической зависимости, т.е. существовало неразрывное единое теоретическое знание, находящиеся в зачаточном состоянии и включающие философию и частные науки. В Средние века наука и философия находились под гнетом религии. Большую роль и там и тут начинают играть наблюдения и эксперименты. В эпоху Нового времени с 17 в. начинается параллельное и тесно связанное существование натурфилософии и возникающих частных наук. Декартом разрабатываются математика и математические методы, идея развития и принцип историзма, с Бэконом индуктивный и рационалистический методы. Декарт говорил: «Вся философия подобна дереву, корни которого метафизика, а ветви, исходящие из этого ствола все прочие науки, сводящиеся к 3 главным – медицине, механики и этике. Лейбниц открыл (одновременно с Ньютоном) дифференциальное и интегральное исчисление, стал родоначальником математической логики. Большой внесли немецкие философы, для них натурфилософия была одной из основных философских дисциплин. Гегель утверждал, что философия является королевой наук и возвышается над конкретными науками. Он полагал, что частнонаучый способ познания является метофизическим и не учитывает идею развития. Кант разграничил предметы философии и науки. Он вывел за пределы философии антологию и теорию ценностей.

В середине 19 века происходит стремительное развитие частных наук эксперементально-математического естествознания. Наука стремится ориентироваться на факты и развиваться независимо от философии

Сторонники изложенной точки зрения ошибочно противопоставляли частнонаучное и философское знание. Философия может считаться научной только в том слу­чае, если философские построения осуществляются на основе обобщения данных физики, астрономии, химии, биологии, гео­логии, истории и других наук.

2. Позитивистская точка зрения

Позитивистская концепция была выдвинута в 30-е годы 19 века в рамках первого позитивизма Контом: «Наука сама себе философия». Утверждается приоритет частнонаучного знания по сравнению с философией. Позитивисты считают, что научный метод предполагает ориентацию на наблюдение, эксперимент, сбор теоретического материала, математическую формулировку знаний.

Сторонники позитивистской точки зрения (О.Конт, Г.Спенсер и др.) полагали, что философия как паука, изучающая самые об­щие причины, первоначала бытия, утратила право на существо­вание. Они отмечали, что в процессе выделения из единого тео­ретического знания физики, математики, астрономии и других наук философия осталась без своего предмета.

Во второй пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением западной философии. Позитивизм объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против философии как метафизики, но за философию как особую науку. Под метафизикой они понимали умозрительную философию бытия (онтологию, гносеологию).

Позитивизм - философия позитивного знания, отвергающая теоретические спекуляции и умозрения как средства получения знания.

Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.е. если философия научна, то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом. Выделяют 3 этапа (волны) в эволюции позитивизма:

1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль

2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.

3. Неопозитивизм (с сер 20х годов 20в).

Ошибка позитивистов в том, что конкретно-научное знание не конкурирует с философским познанием мира, не вытесняет философское отражение действи­тельности. Именно в рамках философии формируются наиболее общие представления о действительности, разрабатываются во­просы теории познания, создается учение о методах и формах познания реальности, разрабатываются ценностные ориентиры поведения людей. Поэтому философия не может исчезнуть, ус­тупить своё место другим формам духовной культуры. Философия в целом является наукой, ибо она соответствует критериям научного знания: 1) имеет свой собственный предмет и философские методы изучения реальности; 2) обладает сис­темным характером; 3) формулирует собственные (философские) законы и имеет свои понятия (категории). Однако следует отме­тить, что философия является особой - мировоззренческой нау­кой.

3. Диалектическа точка зрения

С их точки зрения философия и частные науки представляют собой стороны диалектического противоречия, которые предполагают и отрицают друг друга и дополняют друг друга в рамках целостного человеческого познания. Взаимно диалектическое влияние философии и конкретных наук характеризуются 2 аспектами:

а) представители конкретно-научного знания дают философии материал для обобщения. Кроме того частные науки дают философии конкретный материал, с помощью которого можно подтвердить или опровергнуть общефилософские теоретические положения.

б) с другой стороны философия вооружает представителей конкретных наук методом познания действительности. Об этом свидетельствует гносеологическая и методологическая функция философии, разрабатывающие учение об условиях и критериях истинности и достоверности знания, о методах и формах научного познания, способствует приращению научного знания:

-эвристическая (поисковая) -создаёт новые области теоретического исследования.

-координирующая -координирует методы в процессе научного исследования

- интегрирующая (от латинского integratio — восстановление, восполнение) – объединяет философские знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: