Характеристика современных педагогических систем (система М.Монтессори, Г. Домана; методика Н.Зайцева, школа Никитиных и др.)

Педагогическая система - это «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами». Методики общего развития р/а. К методикам, к/ые охватывают способы обуч-ия детей чтению, письму, математики, а также развивают у детей желание и способности к самообучению можно отнести: В-ую систему, педагогику М. М. методики Г.Д.,С.Л.,Н.З.

Педагогика М. Монтессори – итальянский педагог, теоретик дошк-го воспитания. В центре системы Монтессори стоит р/к - независимо от его социального и психологического статуса и пр. Суть метода: -В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. Каждый р/к работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. Главный принцип системы М.М. - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый д. понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Основная задача взрослого: не мешать р/у осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные Развитие детей идет в 5 областях:- с енсорика (развитие органов чувств);- навыки практической жизни;- математик а; - родной язык; - к осмическое во спитание. Дидактический материал имеет две цели: прямую - способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров),и косвенную - нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха). Недостатки: - Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков; - В системе нет ролевых и подвижных игр.

Мет/ка Н/ых. заключается в том что нельзя ограничивать развитие рамками и предписаниями 1ое требование Свободное движение - основа развития, причем не только физического, но и интеллектуального. 2ое требование - не делать за своего малыша то, что он может сделать сам. Каждый лишний шаг, сделанный самостоятельно, дает функции развиваться, а главное - увеличивает веру в себя. Мет/ки обучения Н. З/а. я/ся универсальными. Пособий у автора по обучению чтению, письму, математике, английскому языку для дома и д/садов. Интересной я/ся методика обучения чтению. З/в изобрел кубики (46 признаков) разных цветов, размеров и звучания для того, чтобы процесс понимания и запоминания взаимосвязи букв и звуков для ребенка был интересен и прост. Мет/ка Г. Д.-а американский педиатр отдает первенство в развитии р/а матери. Он советует мамам постоянно обучать детей, делая это в процессе повседневных. Он учит родителей подавать энциклопедические сведенья р/у с помощью изображенных на карточках рисунков (животных, растений и др.), их озвучивания и построения в некий связующий ряд. С помощью карточек он предлагает обучать детей чтению, математике, истории, естествознанию и другим наукам. Мет/ка С. Л. настаивает на том, что рисунки должны отображать реальный мир вокруг ребенка.;- настаивает, чтобы ребенок быстрее привык к буквам, он д. слышать их звучание с рождения. Валь-я система обучения система обучения детей делает ставку на творчество, духовное развитие и восп-ие. Д.-ие/с-ы, работающие по этой методике, оснащены исключительно натуральными предметами. Речь идет о деревянном интерьере и игрушках, изготовленных из дерева, шерсти и др. натуральных материалов. Как правило, большинство “живых” игрушек сделаны воспитателями собственноручно. Такие игрушки становятся настоящими друзьями малышей и развивают их фантазию.


7.Психологические основы игры. Структура сюжетно-ролевой игры и её роль в развитии дошкольника.

Игра, довольно увлекательное занятие для р/ка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый р/ок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, р/к реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, к/ые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения. С/ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль. Содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых. Содержание с/-ролевой игры воплощается р/ком с помощью роли, к/ую он берет, роль – средство реализации с/-ролевой игры. Для р/ка роль – это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, р/ок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. Психологи выделяют и такие структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, как: правило, игровое действие, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре. Итак, можно сделать следующие выводы: с/ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом; основой с/-ролевой игры я/ся воображаемая ситуация, к/ая заключается в том, что р/ок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке; одной из характерных черт с/ролевой игры является самостоятельность детей в игре: р/ок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает;

· в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр.


8.Развитие и формирование способностей у детей дошкольного возраста. Одарённые дошкольники и особенности их обучения

Развитие ребенка связано с его способностями (индивидуально-психологические особенности, к/е обеспечивают высокие достижения личности). Природно-биологической основой способностей являются задатки. В детском возрасте начинают формироваться познавательные, практические, некоторые специальные способности.

Познавательные способности связаны с познанием окружающего мира (сенсорное восприятие предметов и их внешних свойств); интеллек т (обеспечивает легкое овладение знаниями

Детский возраст - благоприятный период для проявления задатков и развития конструктивно-технических способностей (в процессе конструирования по условиям ребенок учится варьировать, по-разному решать задачи на основе одних и тех же условий, что создает важные предпосылки для творчества).

Специальные способности – индивидуально-психологические свойства личности, которые обуславливают возможность успеха в специальных областях деятельности. Очень рано начинают развиваться у детей музыкальные способности, к изобразительной деятельности, к театральной деятельности; литературные способности.

Итак, детский возраст – важный период, когда начинают формироваться способности. Важный компонент способностей – трудолюбие. Взрослые уделяют внимание, помогают проявлять ребенку его замыслы, способности в обучении специальным умениям. Одаренность основывается на совокупности особых качеств личности. Эта совокупность внутренних предпосылок, возникших и стабилизировавшихся в процессе индивидуального развития, и определяет успешность деятельности личности в той или иной области. Эта систематически организованная структура индивидуальных качеств личности формируется в течение всей жизни человека и является тем самым продуктом взаимоотношений человека и окружающей среды. Кратко одаренность- это высокий уровень развития каких-либо способностей.

Имеющиеся в психологии подходы позволяют выделить три категории одаренных детей: 1) с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях; 2) с признаками специальной умственной одаренности, например, к математике или языкам; 3) проявляющие яркую познавательную активность, отличающиеся оригинальностью психического склада, незаурядными умственными способностями. Это случай потенциальной творческой одаренности. Таким образом, можно говорить об общей, специальной и творческой видах одаренности детей.

Признаки одаренности, по которым мы судим о ребенке, могут быть кратковременными, и долговременными,

Понятие «одаренный» применительно к ребенку имеет два разных значения: одаренный именно как ребенок, и одаренный в более полном смысле – как носитель долговременного, пожизненного дара. Это очень важное различение. Оно не должно позволить забывать о том, насколько это сложное и ответственное дело – судить о признаках одаренности у ребенка.

В работе с одаренными детьми важно понять неординарность, не игнорировать уникальность, учитывать индивидуальность, не восторгаться сверх, не перегружать, не гасить инициативу, учить терпению, поощрять, помогать, но – учить проигрывать, не занижать самооценку, налаживать отношения со сверстниками, способствовать гармонии физического и умственного развития.


9.Классификация методов психолого-педагогических исследований.

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления.Подходы к построению системы методов психологии и педагогики обычно подразделяются по степени общности на три группы: 1. Диалектический метод как основа всех других методов 2. общенаучными логическими методы познания. 3. Частные. В.П. Давыдовым условно выделял на группы эмпирических и теоретических методов 1. теоретических методов исследования он относит – теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, индукцию и дедукцию, метод моделирования, к группе 2. эмпирических – наблюдение, беседу, опросные методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрия), эксперимент и другие. К ним относятся:- научное наблюдение; - разные виды психологических и педагогических эксперименто в;- работа с научными фактами - описание полученных результатов, классификация фактов, их систематизация, всевозможные способы анализа и обобщения; - опросы;- б еседы; - изучение результатов деятельности конкретных лиц и др.

В отдельную группу вспомогательных методов психолого-педагогического исследования, к которым относятся математические и статистические методы интерпретации результатов научной работы.

В психолого-педагогических исследованиях так же выделяют констатирующий (конста тирует факты наличия причинно-следственных связей, зависимости между явлениями. Полу ченные данные могут служить материалом для описания ситуации) и формирующий экспе рименты. (в нем сам исследователь активно и позитивно влияет на изучаемые явления).

Одной из известных классификаций методов психолого-педагогического исследования я/ся классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Он разделил на 4 группы: 1.организационные; 2.эмпирические; 3.по способу обработки данных;4. интерпретационные.

К организационным методам ученый отнес: - сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.;-· лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;- комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.

К эмпирическим:- о бсервационны е методы (наблюдение и самонаблюдение);- эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.);- психодиагностический метод;- анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы);- моделировани е;- биографический метод.

По способу обработки данных:- методы математико-статистического анализа данных и методы качественного описания.

К интерпретационным:- генетический (фило- и онтогенетический) метод;- с труктурный метод (классификация, типологизация и др.).Субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами). Это "место встречи" результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы; с другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам.

1) Наблюдение - сбора информации, направленностью к ясной, конкретной цели; 4.Беседа правила применения метода беседы:– беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой;– формулировать вопросы четко и ясно;– подбирать и ставить вопросы в понятной форме;

5.Методы опроса психолого-педагогического исследованиях применяются в следующих формах: в виде интервью (устного опроса), анкетирования (письменного опроса), экспертного опроса, тестирования (со стандартизированными формами оценки результатов опроса), Социометрический метод позволяет в кратчайший срок вскрыть структуру межличностных отношений в группе, систему симпатий и антипатий,

Метод тестирования -.позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности,


10.Методика проведения психолого-пед-го иссл-ия. Интерпретация, апробация и внедрение полученных результатов иссл-ия.

Исследования в области психологии и педагогики – сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленный на выявление, проверку и использование в педагогической практике новых способов, средств и приемов, совершенствующих систему воспитания, обучения и развития человека. Одной из известных классификаций методов психолого-пед-го иссл-ия я/ся классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Он разделил на 4 группы: 1.организационные; 2.эмпирические; 3.по способу обработки данных; 4. интерпретационные. Интерпретация ( от лат.) в науке – толкование, раскрытие смысла, разъяснение. К интерпретационным:- генетический (фило- и онтогенетический) метод;- с труктурный метод (классификация, типологизация и др.).Субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами). Это "место встречи" результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы; с другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам.

В задачи интерпретации входят: выявление объективного значения полученных результатов для теории и практики обуч-я и восп-я, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании, а также смысла, т. е. значения для самого исследователя или заинтересованного в результатах исследования круга лиц. Особую трудность представляет интерпретаци я результатов парадоксальных, не соответствующих ожиданиям, принятой концепции. Возникает необходимость их перепроверки или пересмотра концептуальных оснований. Несет в себе опасность и полное совпадение полученных результатов с ожидаемыми, ибо это не стимулирует дальнейшие поиски, вызывает соблазны поддаться “вектору” инерции, пойти по привычному пути. Необходимыми этапами созревания работы я/ся ее апробация и внедрение в педагогическую практику. Надежная апробация иссл-ия- одно из условий его корректности, состоятельности, истинности результатов, один из самых реальных способов избежать серьезных ошибок, перекосов, преодолеть личные пристрастия исследователя, вовремя скорректировать и исправить допущенные промахи и недочеты.

Апробация может проходить в форме публичных докладов, обсуждений, дискуссий, а также в форме рецензировани я (устного или письменного) представленных работ.Контакт с массовой аудиторией позволяет ему облечь свои выводы в наиболее доступную и убедительную форму, показать их практическую значимость путем показных и инструктивных занятий и т.п. Одновременно анализируется реакция слушателей, проверяются и уточняются выдвинутые положения, сделанные выводы.

Практика, как известно, критерий истинны, поэтому, обязательным элементом решения любой научной проблемы я/ся внедрение разработанных положений и идей в педагогическую практику. Это - завершающий этап иссле-ия. и его следует отличать от внедрения результатов научной работы после ее завершения. Процесс внедрения результатов иссл-ия в практику можно разделить на след-ие этапы:ознакомление потребителей с выводами и рекомендациями иссл-ия; – формирование положительного отношения, интереса к ним; – практическое обучение преподавателей умению использовать, применять новые идеи, правила, методы и приемы в практике вос-я и обуч-я; –предъявление этим лицам требований об активном внедрении результатов иссл-ия в образовательный процесс и контроль за выполнением этих требований. Все эти звенья охватывают и информацию о результатах иссл-ия и организацию их внедрения в массовую практику. Внедрение нового всегда связано с преодолением косности мышления, возникающих трудностей. Всесторонняя поддержка нового, инициативность и смелость при внедрении результатов научных изысканий обеспечивает успех.


11.Социализация: факторы, средства, механизмы.

Социализация - процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Интеграция ч/а в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация), усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Соци-ция протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на ч/а условия принято называть факторами.-можно объединить в четыре группы: 1.мегафакторы- космос, планета, мир, к/е в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. 2.макрофакторы- страна, этнос, общество, государство, к/е влияют на социализацию всех живущих в определенных Н/р, природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. либо облегчают труд. 3. меэофакторы-условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в к/х они живут (регион...); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. 4.микрофакторы. -, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум. Основные средства социализации, обеспечивающие социальный контакт между личностями, личностью и группой: 1) Язык - основной инструмент социализации. (ч/к принимает, анализирует, обобщает и передает информацию); 2) Ценности – идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки; 3) Нормы – усвоенный личностью образ мышления, поведения, общения; 4) Навыки и умения – образцы деятельности. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так закрепление навыка и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями. Механизмы соци-ции. Соци-ция ч/а во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда «механизмов». Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы: - Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на ре-цепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов; - Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.- Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.- Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.- Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

2.Ксоциально-педагогическим механизмы:- Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение ч/ом норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, к/ые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.- Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия ч/а с институтами общества и различными организациями;- Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура влияет на социализацию ч/а постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.);- Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия ч/а с субъективно значимыми для него лицами. (родители взрослый). Социализация ч/а, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов.


12. Социальное-личностное развитие - это процесс, во время к/го р/к усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в к/ом ему предстоит жить. Социализация продолжается в течение всей жизни ч/а, но дошкольный период необычайно значим для вхождения р/а в мир социальных отношений.

В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главная цель социального воспитания заключается в формировании ч/а, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина. Социальное воспитание означает процесс, помогающий ч/у совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях. Процесс социального воспитания происходит в семье, в школе. В силу малого жизненного опыта ребенок понимает социальный мир по-своему: 1.Дети очень наблюдательны и любознательны. Многое замечают. Задают вопросы. Иногда сами делают умозаключения и не обязательно правильные. 2.Для р/а характерна подражательность, к/ая и накладывает отпечаток на его поведение. 3. Эгоцентризм крайняя форма эгоизма. Дети считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они. 4. Эмоциональность - сначала чувствуют, а потом осознают.

Развитие ч/а - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, К внешним факторам относятся прежде всего окружающая ч/а естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним- биологические, наследственные факторы. Факторы влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. В процессе развития р/к вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение т.е. для нормального развития ребенка с самого его рождения, важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира.

Поэтому перед педагогами встают задачи: Оказывать педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации; 2.Способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе; 3.Развивать социальную компетентность дошкольников (познавательные, общекультурные, коммуникативные, личностные компетенции, необходимые для вхождения в общество); 4. Задача дошкольного воспитания – это воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.

Специфика социального восп-я в воспитательных организациях связана с особенностями: - быта вос-тельной организации: архитектурно-планировочные особенности помещений и организация предметно-пространственной среды, ее благоустроенность и техническая оборудованность, режим жизни, этикет и ряд традиций, сложившихся в организации; - жизнедеятельности вос-тельной организации: общение, познание, предметно-практическая деятельность, духовно-практическая деятельность, спорт, игра; - стиль руководства: автократический, авторитарный, демократический, эгалитарный, игнорирующий, непоследовательный; -с оотношение управления, самоуправления и самоорганизации в жизнедеятельности воспитательной организации.

Влияние социального восп-я на разв-е р/а динамично меняется с течением времени. Чем меньше р/к, тем сильнее вос-тельное воздействие на становление и развитие личности. В результате образования, восп-я, самовосп-я и позитивного влияния др-х социальных факторов (традиций друзей и др.) происходит естественный процесс интеграции р/а в общество, «врастания в человеческую культуру» т.е. его социализация. При этом чем значительнее и многообразнее влияние социальной среды на р/а, тем свободнее и независимее от нее становится р/к.


13.Раннее детство: деятельность, умственное развитие (восп-ие, вооб-е, память, мыш-е), развитие речи и особенности общения. Кризис трех лет.

Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать: 1) наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям); 2) индивидуальные темпы развития (организм развиваются не одинаково быстро); 3) высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию; 4) восприимчивость детей к обучению (легко образуются условные связи);

Манипулятивная деятельность, свойственная раннему младенческому возрасту, начинает сменяться в раннем детстве предметной деятельностью, направленной на активное усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.П.Я. Гальперин выделил 4 стадии становления предметного действия:

1) сначала дети непрерывно повторяют однотипные и малоэффективные действия; удачные приемы случайны и не закрепляются, хотя их становится по ходу выполнения задачи больше - стадия целенаправленных проб;

2) быстрые случайные пробы чередуются с замедленным выполнением движений; потом ребенок начинает как бы «подстерегать» появление определенных положений орудия — это стадия подстерегания;

3) теперь ребенок делает активные попытки создать удачные положения предмета - стадия навязчивого вмешательства;

4) р/к в своем поведении начинает руководствоваться правилом: свойства орудия должны соответствовать материальным условиям задачи - стадией объективной регуляции.

Восприятие. К началу раннего детства у р/а складывается предметное восприятие: он начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи м/у предметами. - Ребенок овладевает зрительными действиями, к/ые позволяют определить нек/ые свойства предметов. Вместе со зрительным развивается слуховое восприятие, особенно, восприятие речи, в основе к/го лежит фонематический слух.

Воображение- в раннем детстве носит воссоздающий характер. Р/к может представить себе по рассказу взрослого, по картинке вещи, события, действия. Она возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающему миру и вызываемых им чувств.

Внимание носит непроизвольный характер; ребёнка привлекает новизна, яркие признаки объектов. Объем внимания остаётся узким (если что-то рассматривает, то перестаёт слушать).

Развивается образная память (ребёнок узнаёт близких людей по голосу);- носит непроизвольный характер, р/к не может выполнить специальных действий с целью запомнить. Преобладающие виды памяти – двигательная, эмоциональная и частично образная

Основным типом мышления в раннем детстве является наглядно-действенное. Н/р, если ломается механическая игрушка, ребенок тут же начинает ее трясти, пытаясь ее исправить. Мышление в к/ом решение задачи осуществляется посредством внутренних действий с образами, называется наглядно-образным.

Речевая активность р/а резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения -он уже может общаться с помощью речи со всеми людьми, Словарный запас достигает 1200-1500 слов к концу 3-го года жизни, в нем встречаются все части речи; среди предложений встречаются основные их типы, включая сложные бессоюзные и союзные предложения.

С трехлетним возрастом связан и очень важный элемент самосознания — осознание себя как отдельного активного субъекта,самоуправляющегося, имеющего свои чувства, желания и возможности. Все это проявляется в часто повторяющемся тезисе «Я сам!» и ведет к началу кризиса 3 лет.

1. Негативизм 2. Упрямство — такая реакция, когда р/к настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал,и он настаивает на своем требовании. 3. Строптивость. Она выражается в своеобразном детском недовольстве, пренебрежении к тому, что предлагают и делают.

4. Своеволие, своенравие. стремлением р/а к самостоятельности, р/к все хочет делать сам.

5. Протест-бунт, выражающийся в постоянной готовности р/а к ссоре,

7. Деспотизм, продемонстрирует власть над окружающими


14.Дошкольный возраст: деятельность и ее роль в развитии р/а. Дошк-ый возраст: умственное развитие (восп-ие, внима-е, память, вооб-е, развитие мыш-я и речи).

Дош-ое детство - большой отрезок жизни ребенка. Основная потребность дошкольника — жить общей жизнью со взрослыми. Но осуществить это в современных исторических условиях невозможно; и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игровая деятельность р/а. В структуре игры можно выделить несколько элементов: 1.Тема - та область действительности, к/ую р/к воспроизводит в игре. 2.Сюжет, сценарий игры - определенная последовательность событий, разыгрываемых в игре. 3. Роль - обязательный набор действий и правил их выполнения, моделирование реальных отношений, существующих между людьми. 4.Содержание игры — то, что р/к выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. 5.Игровой материал — игрушки и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. 6. Игровое пространство - границы, в пределах к/ых территориально разворачивается игра.

В детской психологии выделяют следующие этапы развития игры.

1. Предметная игра. Способом я/ся разворачивание и обозначение в игре условных предметных действий («кормить куклу», «резать хлеб»). 2. Ролевая игра- (играть «во врача», «в дочки-матери», «в зачарованных», «в милиционеров»). 3. Игра с правилами. Третий способ построения игры - сюжетосложение, связанное с развертыванием в игре последовательности целостных ситуаций («играть в больницу», «в парикмахерскую»).

Другой важной деятельностью дошкольного возраста является изобразительная деятельность р/а. К 3 годам р/к имеет уже нек/ый графический опыт и нек/ый запас графических образов, позволяющих ему изображать предметы. В это время дети рисуют довольно шаблонно, следуя принятому однажды образцу. Шаблонные образцы изображения отдельных предметов (домика, лодочки, и т.д.) передаются из поколения в поколение, надолго закрепляясь в возрастах.

Старший дошкольный возраст- возраст расцвета рисования, когда р/к может выполнять до 25 рисунков в день. Дети переходят, к сюжетному рисованию со множеством предметов и персонажей. Особенностями рисунков дош-ов я/ся следующие:-пользуются ластиком, исправляя рисунок;-большинство рисунков плоскостные;-выражение в рисунке собственного отношения к изображаемым предметам и явлениям

В дошк-ом возрасте выделяется конструирование, Развитие конструирующей деятельности проходит три последовательных этапа: 1) конструирование по образцу 2) конструирование по 3) конструирование по замыслу

Восприятие развивается вместе с наглядно-образным мышлением и воображением по 3 основным направлениям: 1) расширяются и углубляются представления детей, ориентированные на общепринятые сенсорные эталоны; 2) способы их использования становятся более гибкими, точными, целесообразными; 3) исследования внешнего мира становятся более систематизированными и целенаправленными, более осмысленными.

Внимание:- • значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;-• складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;-• внимание становится опосредованным;-• внимание связано с интересами ребенка к деятельности;-• появляются элементы послепроизвольного внимания

Память в младшей дош-й возраст непроизвольный. В среднем дошк-ом возрасте начинает формироваться произвольная память. В дош-ом возрасте наиболее развиты двигательная и эмоциональная память, начинают формироваться элементы словесно-логической памяти.

Воображение, как и др-е психические процессы, в дошкольном детстве непроизвольно. К концу дошкольного возраста воображение р/а становится управляемым. Формируются действия воображения:-• замысел в форме наглядной модели; -• образ воображаемого объекта; -• образ действия с объектом.

Развитие мышления и речи. мышления характерно переходом от. наглядно-действенной формы к наглядно-образной в конце- к с ловесном у мышлению. В тесной связи с мышлением развивается речь. Растет словарный запас р/а по сравнению с ранним детством в три раза больше. 6-летний ребенок знает 3000 до 7000 слов и активно использует около 2000. Словарь р/а включает все части речи, он умеет правильно склонять и спрягать, овладевает морфологической системой родного языка, осваивает сложные предложения, союзы, распространенные суффиксы (для обозначения пола, детенышей, в качестве уменьшительных и т.д.).

В дошк-ом возрасте обнаруживаютс я и зачатки чувства долга., формируетс я и ч/во ответственности за совершаемые поступки,,п оявляютс я чу/о прекрасного, чу/о красоты, ритма, гармонии, интеллектуальные чу/а, Формируется внутренний мир, в котором он анализирует возникшие чувства, переживания, отношения, давая им оценку.


15.Социальная ситуация развития и деятельность в младшем школьном возрасте. Умственное развитие в (внимание, память, и т. д.). Кризис 6-7 лет.

Традиционно выделяют три аспекта психологической готовности к школе:

Интеллектуальная зрелость, которая подразумевает дифференцированное восприятие (перцептивную зрелость), включающее выделение фигуры и фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сеномоторную координацию. По сути, понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание головного мозга; Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Выделяются две группы детей: 1) дети, к/ые по внутренним предпосылкам уже готовы стать школьниками и осваивать учебную деятельность; 2) дети, к/ые, не имея еще этих предпосылок, остаются на уровне игровой деятельности. Отсюда и 2 варианта переживания кризиса.

I. Кризис 6-7 лет, переживемый в старшем дошкольном возрасте (дети, идущие в школу из кризиса). II. Кризис 6-7 лет, переживаемый в младшем школьном возрасте (дети, идущие в школу в кризис).

Протекание кризиса всегда окрашено индивидуальными особенностями ребенка и своеобразными вариантами его развития. У некоторых детей он протекает мягко, почти незаметно, а у других — остро, демонстративно, травматично. Кризис 6—7 лет, как и любой другой, требует внимания со стороны взрослых, помощи ребенку,

Умственное развитие включает в себя ряд психических процессов. Это — развитие наблюдательности и восприятия, памяти, мышления и, наконец, воображения. Как следует из специальных психологических исследований, каждый из этих процессов связан с остальными.В начале обучения является непроизвольноевнимание. Даже при сосредоточении внимания младшие школьники часто не замечают главного и существенного, отвлекаясь на отдельные, броские, заметные признаки в вещах и явлениях. Внимание детей тесно связано с мышлением, и поэтому им бывает трудно сосредоточить внимание на неясном, непонятном, неосмысленном материале. формируется произвольное в нимание.

Восприятие непроизвольная;хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности.И там, где учитель учит наблюдению, ориентирует на разные свойства объектов, дети лучше ориентируются и в действительности в целом, и в учебном материале в частности.

Память – непроизвольная. Школьная жизнь такова, что с первых же дней требует от ребенка произвольного запоминания материала: это и режим дня, и домашние задания, и правило, пройденное на уроке. Можно отметить, младшие школьники лучше запоминают наглядныйматериал и значительно хуже - словесный. В словесном материале они лучше запоминают названия предметов и труднее - абстрактные понятия

Мышление. две основные стадии. стадии (I-II классы) анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном и наглядно-образном плане.. Умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями.

1. К III классу дети овладевают родо-видовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования значит, что начинает формироваться формально-логическое мышление.

Воображение. в своем развитии проходит также две стадии: 1ой воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны — это воссоздающее (репродуктивное) воображение. 2 стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов — это продуктивноевоображение.

Речь я/ся одним из важнейших психических процессов младшего школьника. Речь млад-о школьника разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние, у ребенка может преобладать сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь. Особенностью развития речи в младшем школьном возрасте я/ся форм/ие письменной речи, хотя она во многом беднее устной, однообразнее, но при этом более развернутая.


16.Нарушения развития: классификация психи-го дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.

Термин «дизонтогенез» (греч). отклонение от нормы, существо, развитие) впервые был употреблен Швальбе в 1927-м г. для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального хода развития. В широком смысле термин дизонтогенез -отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Психический дизонтогенез - нарушение психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри отдельных сфер. В нашей стране небольшую популярьность имеет классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского и имеет следующий вид: -Общее психическое недоразвитие (УО);-Задержанное психическое развитие (ЗПР); - Поврежденное психическое развитие; - Дефицитарное психическое развитие (с нарушением анализаторным систем, слуховое, зрительные, двигательные); - Искаженное психическое развитие(аутизм); - Дисгармонично е психическое развитие. 1.ЗПР выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости. Различают: ЗПР конституционного происхождения (гармоничный инфантилизм); ЗПР на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности и на ранних этапах жизни ребенка; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения. К.С.Лебединская, считает, что ЗПР психогенного происхождения лишь условно можно относить к группе ЗПР. Эту форму ЗПР трудно дифференцировать с педагогической запущенностью. Многие из них при адекватном индивидуальном подходе способны удовлетворительно осваивать программу обучения массовой школы. Однако большая часть детей с ЗПР обучаются по рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий) по коррекционным программам в стенах массовой общеобразовательной школы. И для ЗПР существует спец-ое учреждение шк№7. 2.Общее психическое недоразвитие -Более нарушены высшие психические функции УО Олигофрения - это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС.традиционно выделяют три степени: идиотия, имбецильность и дебильность. в настоящие время согласно последний классификации болезни НКБ -10 все УО делят на 4 группы: F -70,72,73,74. Идиотия - F -73 УО глубокая форма айкью меньше 20. Они имеют нарушения моторики, координации движений, ориентировки в пространстве. У них крайне трудно формируются элементарные навыки самообслуживания Имбецильность F-71 УО умеренной степени (нерезко выраженно имбецильность 50 35 условных единиц. F-72 УО тяжолой степени (резко выражена инбецильность) 35-20 условных единиц Они обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Они практически необучаемые даже во вспомогательной школе. 3.Поврежденное психическое развитие клинико-психологической структуры, выделяет четыре типа органической деменции у детей. - Снижение функции обобщения; -нарушение логического строя мышления, активности мышления; -нарушения критичности и целенаправленности мышления. Наиболее часто встречаются два последних типа органической деменции в детском возрасте. 4.Дефицитарное психическое развитие. Оно связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения №1,2, слуха №1,2., речи №5, опорно-двигательной №6, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы). Наиболее показательной моделью аномалий развития по дефицитарному типу я/ся психический дизонтогенез, возникающий на почве поражений сенсорной либо моторной сферы.Общим для любого вида дефицитарного развития я/ся своеобразие в развитии и формировании личности. Любой телесный недостаток, будь то слепота, глухота или умственная отсталость реализуются как социально ненормальное поведение. Образуется своеобразный социальный вывих. Основная задача коррекционной педагогики - вправить социальный вывих. 5.Искаженное пси-ое раз-ие. наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме. При аутизме часто нарушается ориентировка во времени, пассивность, поведение характеризуется однообразием. В моторике характерны вычурность позы, движений, мимики, ходьба на цыпочках, лишены детской пластичности, уменьшении речевого контакта. Наиболее выпукло РДА проявляется в возрасте 3-5 лет.6.Дисгармоническое псих-ое раз-ие. Основой в данном случае я/ся не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии.


17.Психолого-педагогическая классификация нарушений речи.

В настоящее время в современной логопедии существуют две классификации нарушений речи: психолого-педаг-ая и клинико-педаг-ая.Они дополняют друг друга и служат общим задачам: определение логопедического заключения, комплектование групп детей с речевой патологией, осуществление системного, дифференцированного логопедического воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи.

Психолого-педагогическая классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены, в какой степени и служит основой для направления детей в логопедические группы соответствующего типа.

1. ФН (фонетические нарушения) – н-ие произношения одного звука, одной группы звуков.

2.ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – н-ие произношения одного звука, одной группы звуков или нескольких групп звуков, а также недоразвитие фонематических процессов (фонематического слуха, фонематического восприятия).

3.ОНР (общее недоразвитие речи) – системное недоразвитие речи, при к/ом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В зависимости от степени тяжести ОНР соответствует (Роза Евгеневна Левина) уровням речевого развития: 1 - чем меньше уровень тем больше проблем речи; 2 -фразывая речь появляетя. 3- равернутая речь

4.Заикание – н-ие коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения (возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ФН, ФФН, ОНР). В данной классификации нарушения чтения и письма рассматриваются в составе ФФН, ОНР как вторичные нарушения в структуре дефекта.

Клинико-педаг-я классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств с учетом психолого-лингвистических критериев:

1.Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Механическая (органическая) дислалия – вид неправильного звукопроизношения, к/й вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения. Функциональной дислалией – вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. 2Дизартрия – (темп речи, голоса, силы голоса,), н/ем иннервации мышц артикуляционного аппарата. Это речевое нарушение органического характера, то есть, обусловлено поражениями ЦНС. 3 .Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиолог- ическими дефектами речевого аппарата. 4. Алалия - представляет собой системное недоразвитие речи, при к/ом нарушаются все компоненты речевой системы: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй, связное высказывание. Формы алалии: моторная алалия, сенсорная алалия. 5Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга (утрата, распад речи в результате черепно-мозговых травм,). 6Заикание – н-ие темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. 7 Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. 8Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. 9. Дисфония – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата (нарушения голоса). 10Брадилалия – патологически замедленный темп речи. 11.Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.


18.Современные психолого-педагогические подходы к классификации интеллектуальных нарушений (ЗПР, олигофрения, деменция)

Изучение нарушений интеллектуальной деятельности (УО, ЗПР) является в настоящее время одним из наиболее интенсивно разрабатываемых направлении в педагогике и психологии. Выделяют три оснавных формы интеллектуальной нарушении: -Олигофрения; -деменция; -ЗПР.

1.Олигофрения - это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС.традиционно выделяют три степени: идиотия, имбецильность и дебильность. в настоящие время согласно последний классификации болезни НКБ -10 все УО делят на 4 группы: F -70,72,73,74.

Идиотия - F -73 УО глубокая форма айкью меньше 20. Они имеют нарушения моторики, координации движений, ориентировки в пространстве. У них крайне трудно формируются элементарные навыки самообслуживания

Имбецильность F-71 УО умеренной степени (нерезко выраженно имбецильность 50 35 условных единиц. F-72 УО тяжолой степени (резко выражена инбецильность) 35-20 условных единиц Они обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Они практически необучаемые даже во вспомогательной школе.

Дебильность -F-70.УО легкий степени F-70-50 условн. единиц.позволяет обучать такого р/а по программе вспомогательной школы,№7. дальнейшем относительно благополучно адаптируются в социальной среде.

2.ЗПР выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.

Различают: ЗПР конституционного происхождения (гармоничный инфантилизм); ЗПР на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности и на ранних этапах жизни ребенка; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения. К.С.Лебединская, считает, что ЗПР психогенного происхождения лишь условно можно относить к группе ЗПР. Эту форму ЗПР трудно дифференцировать с педагогической запущенностью.

Многие из них при адекватном индивидуальном подходе способны удовлетворительно осваивать программу обучения массовой школы. Однако большая часть детей с ЗПР обучаются по рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий) по коррекционным программам в стенах массовой общеобразовательной школы. И для ЗПР существует спец-ое учреждение шк №7

3.Деменция (от лат. - безумие) –стойкое снижение познавательной деятельности, критики, памяти, ослабление и огрубение эмоционально-волевой сферы. В детском возрасте деменция возникает в результате органических поражений мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга, травмах мозга (сотрясения).


19.Предмет и задачи дошкольной педагогики как науки. Организация дошкольного образования в свете ФГОС

Дошкольная педагогика – наука, которая изучает возрастные аспекты воспитания детей от рождения до школы. Она я/ся самостоятельной наукой, так как имеет свой предмет, объект изучения, задачи, категории и содержание.

Объектом изучения дошкольной педагогики является ребенок дошкольного возраста, который обладает большим своеобразием психического и физиологического развития.

Предметом дошкольной педагогики является изучение закономерностей в воспитании и развитии детей от рождения до школы. Задачи дошкольной педагогики: – выявлени е характерных особенностей периода дошкольного детства, обоснование закономерностей воспитания, обучения и развития; – определение содержания форм и методов в организации воспитания и обучения детей; – разработка содержания форм и методов работы с семьей; – и зучени е и обобщение передового опыта работы в дошкольном образовательной организации; – о пределени е путей и форм преемственности между детским садом и школой.

Источники развития дошкольной педагогики как науки:

1) народная педагогика (отражение народной мудрости и опыта воспитания в устном народном творчестве – сказки, потешки, поговорки). Педагогические идеи проявлялись в в труде, в традициях, в обычаях, в семейном укладе жизни, в народном творчестве (игры, песни, танцы, обряды). 2) идеи выдающихся мыслителей прошлого о воспитании дошкольников.(Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко) 3) нормативные и законодательные документы в области дошкольного воспитания (закон «Об образовании», Конвенция правах ребенка, Концепция дошкольного образования, ФГОС к организации дошкольного образования) 4) данные смежных наук (детская психология, этика, эстетики, анатомия…) 5) передовой педагогический опыт.

Закономерности дошкольной педагогики: - 1. атмосфера любви и защищенности (основная цель – воспитание счастливого р/а) - 2. е динств о воспитательных усилий 3. Включение личности в деятельность, стимулирование ее активности (воспитание в деятельности: игровой, учебной, трудовой, художественной, познавательно-практической, общении); 4. Гуманизм, уважение к личности р/а (взаимосвязь гуманизма с высокой требовательностью); 5. Создание ситуации успеха, опора на положительное; 6. Учет возрастных, индивидуальных особенностей.7. Воспитание в коллективе

Для обеспечения к/му р/у того самого равного старта, к/ый позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) р/к его ни получал. Основными целями ФГОС дошкольного образования я/ся:

обеспечения государством равенства возможностей для каждого р/а в получении качественного дошкольного образования; • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения; • сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования. Основные требовании, позволяющих получить дошкольнику доступное и качественное образование:1. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. 2. Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей.3. Содержание. Программы должно охватывать следующие ОО:

-. Социально-Коммуникативное развитие (личностное) (безопасность,труд социализация); -. Познавательно-речевое развитие (познания); - речевое развитие (коммуникация); -. Худо жественно-эстетическое развитие(музыка, чтения, худ.. твор-во); -. Физическое разв-ие (физкуль. здоровье).


20.Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Виды и методы воспитания дошкольников.

1.Сущность вос-ия Вос-ие тесно связано с рядом психо-их и педаг-их понятий, главными из к/ых выступают следующие: • форми-ние; развитие; • саморазвитие; • самовоспитание

Вос-ие как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе к/ой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззре ния, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, формируются нравственные качества и привычки поведения. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в целостной структуре образовательного процесса выражается в нескольких аспектах. 1.Оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения (д/сад, школа, и др), осуществляются одним и тем же ч/ом (педагогом) и направлены на достижение общей цели – подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе. 2.Вос-ие всегда содержит в себе элементы обучения, 3.В ходе процесса обучения, направленного на освоение научных знаний, всегда имеет место воспитательный аспект, реализуемый через содержание учебного материала, методику его подачи, характер педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Обучение и вос-ие – это самостоятельные процессы, каждый из к/ых в целостной структуре образовательного процесса имеет свою специфику Целью процесса обучения я/ся передача ЗУН; цель воспитательного процесса – освоение норм поведения, т.е. формирование поведенческой культуры личности. Процесс обучения строго регламентирован, поскольку имеет четкие временные границы (урок), осуществляется на основе обязательных учебных планов, его результаты замеряются на основе четкой нормы оценок; процесс вос-ия не имеет четкой регламентации, во многом хаотичен, не ограничен во времени, не имеет конкретных качественных и количественных показателей.

Вос-ие — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. С содержательной точки зрения вос-ия классифицируется по разному: умственное, трудовое и физическое воспитание. 1. Физическое вос-ие. развитии физических качеств и укреплении здоровья. 2.Умственное (интеллектуальное) вос-ие. развивается у р/ка интеллект и др. психические процессы (ощущения и восприятие, вооб-ие и мыш-е, память, речь), способность к сознанию и самосознанию, самоорганизации учебной деятельности. А.Математическое и логическое развитие. (анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация, сравнение) у р/ка. выбор. Б.Развитие речи. Р/ка необходимо научить говорить красиво и правильно,. От развития речи и словаря напрямую зависит развитие мышления и мыслительных операций. 3.Нравственное и этическое вос-ие. Малыш с детства д. обучаться культуре общения и поведения, формировать свою жизненную позицию к семье, стране и т.д. 4.Трудовое вос-ие. - предполагает обучение р/ка тем или иным навыкам труда, 5.Музыкальное вос-ие. Р/ка необходимо научить оперировать элементарными музыкальными средствами (темп, ритм). 6.Художественно-эстетическое вос-ие. Дети д. научиться чувствовать искусство, передавать заложенный сюжет и эмоционально сопереживать происходящему. Таким образом, разные виды дошкольного вос-ия направлены на формирование всесторонне развитой личности. 3 основных метода вос-ия детей дошкольного возраста: 1. Авторитарный метод вос-ия - стремление добиваться детского послушания как главного результата вос-ия. 2.Индукция - ведущим типом взаимо отношений я/ся сотрудничество – при возникновении каких-либо недоразумений родители вместе с р/ом пытаются найти выход из сложившейся ситуации. Таким образом р/ку дают понять, что он тоже имеет право голоса. 3.Демонстрация нелюбви», при к/ом родители демонстративно показывают р/ку свою обиду, не общаются с ним они дают понять р/ку, что он поступил неправильно и не оправдал их надежд.


21.Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника.

Семья – важнейший компонент воспитательной среды, это основанная на браке или родстве малая социальная группа. Функции современной семьи: репродуктивная; хозяйственно-экономическая; воспитательная; нравственно-психологическая; коммуникативная; функция организации отдыха детей. Специфика формирующего влияния семьи: воспитательное отношение в семье, основанное на чувствах родства, любви, взаимной ответственности; общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, имеющих разную область интересов и деятельности; взаимная направленность формирующих воздействий (на детей влияют взрослые и наоборот); благоприятная возможность для учета индивидуальных особенностей, интересов и потребностей; преимущественно эмоциональный характер семейных отношений и семейного влияния. Семья удовлетворяет потребности человека в любви и счастье, содружестве, отцовстве, в домашнем уюте, в признании и авторитете. В дошкольные годы ребенок почти полностью отождествляет других людей через призму суждений, оценок проступков родителей

Типологии семьи: 1. в зависимости от количества детей (бездетные, однодетные, малодетные, многодетные)

2.в зависимости от состава (однопоколенные, двупоколенные, межпоколенные); 3. В зависимости от структуры (полные, неполные, небрачные); 4. В зависимости от характера взаимоотношений (благополучные, неблагополучные, гармоничные, распадающиеся, распавшиеся, не полные). Стили семейного воспитания: авторитарный (ограничивается самостоятельность ребенка, он становится зажатым. Запреты, наказания – основные методы воздействия). Демократический (предполагает единство и уважение прав и обязанностей). Стимулирование активности и целеустремленности). Либеральный (абсолютная свобода в любых поступках).

Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.

Можно выделить несколько типов семей.

1 тип. Благополучные семьи.

Для этого типа семьи характерны идейная убежденность, высокие духовные интересы и потребности, гражданственность. Отношения между родителями в этих семьях строятся на любви и уважении друг к другу, заметен творческий подход к семейному воспитанию.

2 тип. Формально-благополучные семьи.

Для них характерна идейная убежденность, ответственное отношение к производственным обязанностям, но отсутствуют уважение между членами семьи, духовная близость.

3 тип. Неблагополучные семьи.

Отсутствуют духовные интересы, безразличное отношение к производственным и семейным обязанностям, отсутствие в семье трудовых традиций, беспорядок в ведении хозяйства.

4 тип. Неполная семья.

Это семьи в которых нет одного из родителей. Такая семья может быть благополучной, если для нее характерна идейная направленность, знание целей и задач воспитания, и неблагополучной, если эти условия нарушаются.


22.Адаптация детей к дошкольной образовательной организации.

Адаптация - приспособление организма и личности к новой обстановке, а для р/а ДОУ, несомненно, я/ся новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер к/ых зависит от психофизиологических и личностных особенностей р/а, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольной образовательной организации. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны..

Различают три степени тяжести прохождения острой фазыадаптационного периода:

1. Лёгкая адаптация. Сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, р/ок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного. 2. Адаптация средней тяжести Сдвиги нормализуются в течение месяца,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: