Риторика – это наука о теории, мастерстве и законах искусства красноречия; научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста
Риторика как искусство речи и сам термин риторика родились в греческой античности. В античности были поставлены основные вопросы, определяющие лицо предмета риторики. Это отношение аудитории и оратора.
Цель риторики как теории всех прозаических сочинений не ограничивается убеждением и доказательствами. В противность древним и некоторым новейшим учителям мы понимаем под этим словом науку научать наш разум или трогать сердце и действовать на волю.
В античных учебниках риторики различались три функциональных типа речи: совещательная (склоняющая или отклоняющая), судебная (обвинительная или защитительная) и торжественная, церемониальная или показательная (хвалебная или порицающая) речь. Совещательная речь использовалась в политическом красноречии. Она должна была исходить из ценностных категорий полезного и вредного. Судебная речь основывалась на категориях справедливого и несправедливого, а церемониальная – на категориях хорошего и дурного. В Средние века преобладающим видом красноречия было церковное красноречие, исходившее из категорий угодного и неугодного Богу.
Античная риторика родилась в Древней Греции (V в. до н.э.) из героического эпоса и драмы, но в отличие от этих жанров речи были необыкновенно актуальны и помогали решать именно те вопросы и проблемы, которые возникали в данный момент жизни греков.
Цель ораторского мастерства (по Платону и Аристотелю) (и его теории – риторического учения) – наилучшее, наиболее эффективное воздействие, убеждение слушателей в правоте оратора. По мнению Платона, риторика как учение есть сноровка, т.е. умение, ловкость, ему можно научиться, развить в себе способность говорить красиво. Аристотель создал учение об этосе, логосе и пафосе основных категориях научной риторики.
Этос – это уместность речи, ее соответствие нравственным ожиданиям слушателей. В этом тезисе подразумевается уважение к слушателям.
Идеальный римский оратор – тот, кто одновременно:
1) в своих речах и поучает слушателей – это его долг;
2) доставляет им наслаждение – это залог его популярности;
3) подчиняет себе их волю – необходимое условие успеха.
Пафос – это замысел создателя речи, развиваемый перед слушателями. В этом тезисе сосредоточена позиция говорящего, его убеждение.
Логос – словесные, языковые средства, а также логика, их оратор использует для достижения цели, для убеждения.
Всякий вид речи есть неизбежное единство этоса, пафоса и логоса. Все три вида речи выступают в единстве, во взаимодействии.