Правовая природа и юридическая сила правовых позиций КС РФ

Правовые позиции КС имеют два существенных свойства. Первое из них состоит в том, что правовая позиция КС РФ носит общий характер, т. е. она распространяется не только на ту конкретную ситуацию, которая стала предметом рассмотрения в КС, но и на все аналогичные (тождественные, сходные) ситуации, имеющие место в правовой практике. Вторым характерным свойством правовых позиций, как и итогового решения в целом, является их официальный и обязательный характер. Решения и содержащиеся в них правовые позиции КС обязательны на всей территории Российской

Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Как мы уже упоминали, правовые позиции КС РФ приравниваются по юридической силе к Конституции РФ. правовые позиции могут выступать в качестве ориентира (критерия), но этот критерий обязателен для законодателя и правоприменителей. При обращении в КС РФ, по предмету которого уже было принято решение и в нем сформулирована соответствующая правовая позиция, КС принимает специальное определение о распространении ранее сформулированной им правовой позиции на аналогичную (тождественную, сходную) правовую ситуацию, которое следует отнести

к итоговому решению КС РФ. По содержанию и назначению определения о распространении правовой позиции КС РФ имеют двойственный характер — материально-правовой и процессуально- правовой. Указанное решение (определение) является материально- правовым актом в силу того, что оно распространяет правовую позицию КС РФ на оспариваемую конституционно-правовую ситуацию, являющуюся аналогичной (тождественной, сходной) той, которая ранее была предметом рассмотрения КС РФ. По материально- правовому результату такое решение является итоговым и окончательным по существу обращения.

1. 15. 15Правовой статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, структура, виды.

Статус судьи КС РФ – это совокупность юридически значимых характеристик в целом определяющих тип его взаимоотношений с другими субъектами правоотношений. Существуют три разновидности статуса судьи: 1. Действующий судья (осуществление всех прав и обязанностей); 2. Статус судьи, полномочия которого приостановлены (в связи с болезнью или расследованием преступления, где он является подозреваемым); 3. Статус судьи в отставке (по возрасту, по собственному желанию). Конструкция КС РФ: состоит из:1. Ядро (права и обязанности судьи); 2. Предпосылки для обладания этим статусом; 3. Предпосылка для реализации прав и обязанностей (принципы правового статуса(независимость, неприкосновенность, несменяемость, равенства прав судей); гарантии правового статуса (правовые(все судьи в равной степени имеют право участвовать в деятельности КС РФ), организационные (строго установленный в законе порядок приостановления и прекращения деятельности судьи), материальные); ответственность. По структуре статус судьи КС РФ состоит из прав, обязанностей, запретов. Права – Участвовать во всех аспектах деятельности КС РФ. Обязанности: добросовестно, беспристрастно исполнять доверенные ему полномочия по разрешению дел; участвовать во всех заседаниях КС, в голосованиях при рассмотрении дел; не давать консультации заинтересованным государственным органам, должностным лицам и гражданам до принятия решения по вопросам, находящимся в компетенции КС; не высказывать публично свою позицию по вопросам, которые изучаются или приняты к рассмотрению КС, до принятия решения по этим вопросам; воздерживаться от действий в интересах других лиц и организаций; не допускать занятий и не совершать действий, не совместимых с должностью КС РФ.

1. 16. 16Принципы правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Гарантии правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Основными принципами правового статуса судьи КС РФ являются: 1. Независимость. Судья конституционного суда независим в осуществлении своих полномочий. При разрешении дел он руководствуется конституцией и ФКЗ О КС РФ. Принцип закреплен в ст. 29 ФКЗ. Судья выступает в личном качестве, не допускается частное вмешательство в деятельность судьи. Независимость судьи КС РФ обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными законом, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу. 2. Несменяемость Статья 14 ФКЗ «о КС РФ» устанавливает принцип несменяемости судьи КС РФ. Несменяемость означает, что судья КС осуществляет свои полномочия без ограничения каким-либо сроком с соблюдением возрастных ограничений. Судья не может быть лишен своего статуса без достаточных правовых оснований, а так же то, что он не может быть назначен или переведен на другую должность без его согласия. Основания указаны в законе. 3. Неприкосновенность. Положение ст. 122 Конституции РФ закрепляет, что судьи неприкосновенны и судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Этот же принцип закреплен в ст. 15 ФКЗ. Судья КС не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями. Судья КС не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия КС, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей. 4. Равенство прав судей. Все судьи в равной степени имеют право участвовать в деятельности КС РФ. Ни один судья не имеет большее число прав, чем другой. Гарантиями принципов являются: 1. Правовые гарантии (закрепленное законом равенство прав судей) 2. Организационные гарантии. (установленный порядок приостановления и прекрашения деятельности судей. Решение принимается КС РФ) 3. Материальные гарантии. Оплата. Материальные вознаграждения, обеспечение служебным жильем, льготы, выплаты семьям и др. устанавливаются Указами Президента.

1. 17. 17Права и обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Занятия и действия, не совместимые со статусом судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

В силу природы КС и единства принципов конституционного судопроизводства судьи конституционныз судов, как правило, осуществляют следующие права: участвуют во всех заседаниях КС суда с правом голоса; имеют право выражать свое мнение по обсуждаемым вопросам; обладают другими правами, предусмотренными конституцией и законами. Судья КС РФ обладает всей полнотой прав, обеспечивающих его участие в осуществлении конституционного правосудия, в частности имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседаниях. Судьи КС РФ несут и ряд обязанностей. Обязанности КС вытекают из тех запретов, которые устанавливаются для них путем перечисления занятий и действий, не совместимых со статусом судьи КС РФ. Обязанности: добросовестно, беспристрастно исполнять доверенные ему полномочия по разрешению дел; участвовать во всех заседаниях КС, в голосованиях при рассмотрении дел; не давать консультации заинтересованным государственным органам, должностным лицам и гражданам до принятия решения по вопросам, находящимся в компетенции КС; не высказывать публично свою позицию по вопросам, которые изучаются или приняты к рассмотрению КС, до принятия решения по этим вопросам; воздерживаться от действий в интересах других лиц и организаций; не допускать занятий и не совершать действий, не совместимых с должностью КС РФ. Существуют прямые запреты для судей КС РФ. В ФКЗ о КС РФ закрепляется несовместимость занятия должности КС со следующими видами деятельности: Депутатом Совета Федерации, Госдумы, иных представительных органов; занятием государственной должности; партийной, политической деятельностью, деятельностью коммерческого характера; общественной деятельность; осуществлять защиту и представительства, кроме законного представительства в суде.

1. 18. 18Приостановление и прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Основания приостановления полномочий судьи Конституционного суда РФ и юридические последствия приостановления судейских полномочий предусмотрены ст. 17 ФКЗ. Полномочия прекращаются в случаях, если: 1. В отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; 2. Судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. Приостановление полномочий осуществляется по решению КС РФ, принимаемому не позднее месяца со дня выявления оснований к их приостановлению. Судья КС, полномочия которого приостановлены не вправе участвовать в заседаниях КС, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицами и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию. Конституционный суд приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их приостановлению. Восстановление полномочий судьи оформляется решением КС РФ, за исключением случая временного неисполнения обязанностей по состоянию здоровья. Полномочия судьи конституционного суда могут быть досрочно прекращены ввиду различных оснований, которые можно классифицировать на: 1. Извинительные (судья становится судьей в отставке): достижение предельного возраста (70 лет); личное письменное заявление об отставке; признание недееспособным по решению суда; м.б. прекращено так же и по состоянию здоровья. Так же может и без статуса судьи в отставке: смерть; объявление умершим; объявление пропавшим. 2. Неизвинительные (права быть судьей в отставке нет): нарушение порядка назначения на должность; утрата гражданства; вступивший в законную силу обвинительный приговор; совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи; продолжение судьей несмотря на предупреждение занятий и действий не совместимых с деятельностью судьи КС РФ; неучастие в заседаниях или уклонение от голосования свыше 2 раз подряд без уважительных причин. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению КС РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

1. 19. 19Конституционное судопроизводство как самостоятельный вид судопроизводства: понятие и особенности.

Конституционное судопроизводство – форма реализации юрисдикционных полномочий КС РФ. Конституционное судопроизводство это часть судебно-конституционного процесса, которая представляет собой порядок рассмотрения и разрешения дела в КС РФ. Особенности Конституционного судопроизводства: это способ правового регулирования; публично-правовой характер, защита публичного интереса; особый состав участников производства; наличие специфичных принципов, которых нет в других отраслях; наличие особого института допустимого обращения; особая юридическая сила решения КС РФ; Особый порядок исполнения решения; конституционное судопроизводство не регулируется кодифицированным источником, а ФКЗ «О КС». Существуют две формы производств устное (полное) и усеченное (письменное) производство. В случае письменного производства, не принимая обращение к публичному рассмотрению и тем самым не прибегая к устному публичному разбирательству, распространяет свою правовую позицию на аналогичные конституционно-правовые ситуации (только дела по жалобам граждан).

1. 20. 20Принципы конституционного судопроизводства, их классификация.

Конституционное судопроизводство осуществляется на основе определенных принципов, которые представляют собой основные начала (идеи), воплощенные в нормах судебно-конституционного процессуального права, предопределяют природу, сущность конституционного судопроизводства и выражают его содержание и основное назначение по осуществлению конституционного правосудия. Существуют несколько классификаций принципов: 1. По степени охвата общественных отношений: общие (присущи всем видам судопроизводства и в этом качестве записаны в Конституции: осуществление правосудия только судом; независимость судей и подчинение их только закону; гласность с/р; состязательности и равноправия сторон); отраслевые (присущи только КС: коллегиальности; сочетание устности и письменности производства; непрерывность судебного заседания, конституционности); межотраслевые (принцип языка судопроизводства; законность). 2. В зависимости от того закреплены ли они нормативно: 1. Легальные (получившие непосредственное закрепление в КС РФ, ФКЗ РФ): доступность и справедливость конституционного правосудия; независимость конституционных судей; коллегиальность в конституционном судопроизводстве; гласность конституционного судопроизводства; свободный выбор языка в конституционном судопроизводстве (каждому дается право на пользлвание родным языком); сочетание устности и письменности разбирательства в Кс-ва; непрерывность судебного заседания в конституционном судопроизводстве; состязательность и равноправие сторон в конституционном судопроизводстве (стороны пользуются равными правами по отстаиванию своей позиции на основае состязательности); Вытекающие из природы КС РФ. Конституционность (решения принимаются в соответствии с конституции и на основае правил и процедур, предусмотренных ФКЗ о КС; полнота, всесторонность и объективность конституционного судопроизводства; диспозитивность (отсутствие инициативы КС РФ); процессуальная экономия (соединение дел в одно производство)

1. 21. 21Участники конституционного судопроизводства, их виды.

Участники – субъекты конституционно процессуальных правоотношений. Классификация проводится по роли в судебном процессе: 1. Конституционный суд (именно он осуществляет конституционное правосудие; участвует в различных формах – коллегиальная, индивидуальная); Стороны и их представителя (сторонами являются заявители; органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается); Участники, содействующие правосудию (эксперты, свидетели, переводчики, специалисты, приглашенные представители заинтересованных ведомств); Иные субъекты (органы и лица, которым адресовывается требование КС РФ, граждане (публика), судебный приставы)

1. 22. 22Стороны в конституционном судопроизводстве. Процессуальное представительство в конституционном судопроизводстве.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются лица и органы, которые обращаются в КС РФ для снятия возникшей неопределенности в конкретной конституционно-правовой ситуации. Сторонами являются: заявители; органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается. Согласно ФКЗ круг заявителей носит конкретный характер. Заявитель – орган или лица, направившее обращение в КС РФ. Стороне заявителю противостоит другая сторона, защищающая интерес, отличный от стороны заявителя (это орган или должностное лицо издавший либо подписавший акт, подлежащий проверке или противостоящий орган). В некоторых категориях дел противоположной стороны нет (о толковании конституции, о проверке инициативы проведения референдума). В качестве сторон в законе указаны и представителя. Процессуальное представительство предполагает выполнение процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица или органа. Закон устанавливает два вида судебного представительства в КС: по должности (руководитель органа, подписавший обращение в КС; руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт; любой член Совета Федерации и ГосДумы из числа обратившихся с запросом) и по поручению (могут быть адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, что должно быть подтверждено документально, а их правомочия по участию в деле от имени стороны оформляются доверенностью В одном деле могут одновременно участвовать и представитель по должности и представитель по поручению. Каждая сторона может иметь не более трех представителей) Права и обязанности сторон урегулированы ФКЗ. Стороны или их представители обязаны явиться по вызову КС РФ, дать объяснение и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание КС РФ не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия. Стороны обладают равными правами: знакомится с материалами дела; излагать свою позицию по делу; задавать вопросы другим участникам процесса; заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи; представлять на обращение заявителя письменные отзывы; знакомится с отзывами другой стороны.

1. 23. 23Участники, содействующие осуществлению конституционного судопроизводства.

Согласно ФКЗ участниками процесса так же являются эксперты, свидетели, переводчики, специалисты. Их назначение в отличие от сторон и их представителей состоит в содействии осуществлению конституционного правосудия. Они привлекаются в процесс по инициативе КС, судьи-докладчика и сторон. Главная задача этих лиц состоит в том, чтобы сообщить КС РФ информацию, необходимую для истинного решения вопроса. КС РФ вправе воспользоваться услугами эксперта, т.е. лица обладающего специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Эксперты могут привлекаться на стадии подготовки и непосредственно во время заседания. Экспертиза в КС-ве отличается от других процессов, так как проводится прежде всего по вопросам права. В качестве экспертов обычно назначаются специалисты-юристы по наиболее сложным дискуссионным и новым правовым проблемам. В редких случаях, в КС-ве эксперт может быть лицом, обладающим специальным познанием в вопросах, не касающихся права. В обязанности эксперта входит: дача заключения в письменной форме, которое должно содержать данные о лице, производившем экспертизу, с указанием его специальности, ученой степени и звания, названия дела, в связи с рассмотрением которого проводилась экспертиза; дача ответов на вопросы, поставленные перед экспертом в требовании судьи-докладчика или Конституционного Суда РФ. В качестве участников конституционного судопроизводства могут быть вызваны свидетели, т. е. лица, располагающие сведениями или материалами о фактических обстоятельствах, установление которых входит в компетенцию Конституционного Суда РФ. Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду РФ обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные

вопросы судей и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами. В ФКЗ нет упоминания, однако в настоящее время свидетелей заменили приглашенные представители заинтересованных ведомств, которые дают суду пояснения о правоприменительной практике оспариваемого акта. Участниками КС-ва являются так же и переводчики, которые назначаются КС РФ для обеспечения права участников КС-ва пользоваться родным языком. КС ПФ обеспечивает участие переводчика в конституционном судопроизводстве по ходатайству сторон или их представителей либо по собственной инициативе. Переводчик несет ответственность за заведомо ложный перевод. При подготовке дела к слушанию судья-докладчик вправе обращаться к специалистам, под которыми имеются в виду лица, обладающие специальными знаниями и выступающие в рассматриваемом судопроизводстве в качестве консультантов по тем или иным вопросам, представляющим интерес для судей.

1. 24. 24Доказывание и доказательства в конституционном судопроизводстве.

Доказывание в конституционном судопроизводстве имеет следующую специфику: в процессе доказывания участвуют управомоченные субъекты – КС РФ, судьи, стороны и их представители; развертывается на каждой из стадий судопроизводства вплоть до итогового решения; ориентировано на получение сведений о предмете рассмотрения (доказывания) из источников, допускаемых законом; протекает в установленном законом процессуальном порядке. Так же особенностями являются предмет доказывания, судебные доказательства и процесс доказывания. Предмет доказывания в КС-ве совпадает с предметом рассмотрения конкретного дела, т.е. установлением соответствия Конституции РФ объекта конституционного контроля по основаниям, указанным в ФКЗ. Предмет доказывания предопределяет пределы исследования по делу. Специфика предмета доказывания в конституционном судопроизводстве заключается в том, что он ограничен вопросами права, уяснением соответствия (несоответствия) положениям Конституции РФ объектов конституционного контроля путем их сопоставления на основе установления их правового содержания. Доказательствами в КС-ве служат разнообразные нормативно-правовые установления: закрепленные в К РФ, законах и подзаконных актах цели и задачи, определения (дефиниции), принципы, нормы как правила поведения, аксиомы, презумпции, фикции, преюдиции, символы, модели (конструкции), а также правовые позиции КС РФ, К(у)СС РФ, правовые позиции иных высших судебных инстанций. КС РФ использует разнообразные средства доказывания: объяснения сторон (стороны дают пояснение по существу рассматриваемого вопроса, аргументирую свою позицию); заключение эксперта (выводы лица, обладающего специальными познаниями по вопросам права, касающимся рассматриваемого дела. Выводы эксперта не имеют приоритетного значения и оцениваются так же, как и другие доказательства); свидетельские показания (сообщения не заинтересованных в исходе дела лиц об обстоятельствах, относящихся к рассматриваемому делу, которые известны им лично); объяснения специалистов; объяснения представителей заинтересованных ведомств; документы (содержат сведения о фактах, имеющих значение для решения дела. При этом подлинность документов не должна вызывать сомнение);общеизвестные факты; юридическая практика (связана с нормотворчеством, пониманием и применением права); обыкновения (складываются в КС-ве и фиксируются в Регламенте); научные данные (в сфере права, доктрина К правосудия). Процесс доказывания направлен на установление объективной истины по делу, т.е. выводы о конституционности (неконституционности) проверяемых объектов конституционного контроля. Структура процесса доказывания складывается из действий по определению предмета доказывания, выявлению и собиранию, исследованию и оценке доказательств. Выявление и собирание доказательств происходит уже на стадии предварительного изучения обращения судьями и при подготовке дела к слушанию и продолжается в судебном заседании. Исследование доказательств означает их анализ в целях выяснения относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Относимость доказательств – признание их значимости для дела; допустимость предполагает установление того факта, что доказательства получены законным способом; достоверность увязывается с их соответствием действительности; достаточность доказательств означает наличие доказательства, позволяющих КС РФ делать итоговый вывод по существу рассматриваемого дела.

1. 25. 25Процессуальные сроки и судебные расходы в конституционном судопроизводстве.

Процессуальные сроки – фиксированные промежутки времени, в течении которых могут совершаться процессуальные действия по конкретному делу. Процессуальные сроки могут устанавливаться судьей-докладчиком и решениями КС РФ. Порядок исчисления процессуальных сроков определен в Регламенте КС РФ. Течение сроков, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий, начинается на следующий день после календарной даты, установленной в ФКЗ или решение КС РФ. Сроки, исчисляемые сутками, истекают в 12 часов ночи последних суток. Сроки, исчисляемые годами или месяцами, истекают в соответствующее число последнего года или месяца установленного срока. Процессуальные сроки устанавливаются дифференцированно в зависимости от субъекта, которому они адресованы: 1. Сроки, установленные для КС РФ, его судей. ФКЗ общий срок предусмотрен только для одного случая: дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента. Оно должно быть дано не позднее 10 дней после регистрации запроса. Применительно к иным видам производств устанавливаются постадийные сроки. На стадии предварительного рассмотрения: на первичную обработку – до 7 дней; предварительно изучение судьей не более 2 месяцев с момента регистрации. На стадии назначения и подготовки дела к слушанию: решение о назначении ела к слушанию не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению; Уведомление о заседании Суда и необходимые материалы направляются судьями и участником не позднее чем за 10 дней до начала заседания. На стадии рассмотрения дела в с/з: решение оглашается немедленно после подписания; тект особого мнения судья должен быть представлен не позднее 14 дней со дня провозглашения решения. 2. Сроки для заявителей, участников процесса, а также для органов и лиц. Сроки дел заявителя ограничены по следующим позициям: заявители вправе оспаривать конституционность правовых актов со дня их вступления в силу; могут требовать проверки конституционности актов, принятых до вступления Конституции РФ, по содержанию норм. Государственная пошлина – установленный законом обязательный платеж, взимаемый с юридических и физических, должностных лиц, инициирующих рассмотрение дела в суде. Размер Госпошлины установлен в НК РФ. По делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:1) при направлении запроса или ходатайства - 4 500 рублей; 2) при направлении жалобы организацией - 4 500 рублей; 3) при направлении жалобы физическим лицом - 300 рублей. Не оплачиваются: запросы о толковании К РФ, запросы судов, ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента, запросы о даче заключения о соответствии К РФ инициативы проведения референдума РФ по постановленному вопросу. КС РФ может освободить гражданина с учетом его материального положения от государственной пошлины либо уменьшить ее размер своим решением. Госпошлина может быть возвращена в том случае, если обращение не было принято к рассмотрению и если обращение было возвращено заявителю в процессе изучения его в предварительном порядке Секретариатом.

1. 26. 26Стадии судебного конституционного процесса.

Стадия – определенный этап рассмотрения КС РФ дела, совокупность качеств однородных действий участников КС-ва. Принцип стадийности призван достичь объективной истины, а так же является гарантией независимости КС РФ, Общими стадиями являются: 1. Внесение обращения в КС; 2. Конституционное судопроизводство; 3. Исполнение решения КС РФ. Стадиями полного устного процесса являются: 1. Внесение обращения(цель – инициировать производство); 2. предварительное рассмотрение секретариатом КС, предварительное изучение обращение судьей КС (уель – проверка обращения заявителя на соответствие его требованиям закона, а так же проверка наличия основания к рассмотрению обращения в КС); 3.Заседание КС по решению вопроса о принятии обращения к рассмотрению (КС РФ должен установить наличие предусмотренного щаконом основания к рассмотрению дела, а также убеждается в отсутствии оснований к отказу в принятии обращения к рассмотрению); 4.назначение дела к слушанию и подготовка к с/р (цель – обеспечмит все условия для оперативного и эффективного слушания дела); 5.судебное разбирательство (направлен на полное и всестороннее, объективное и беспристрастное исследование рассматриваемого дела); 6. Совещание, голосование и принятие итогового решения; 7. Провозглашение, вступление в силу и опубликование решения; 8. Исполнение решения. Стадии письменного производства практически идентична стадиям устного производства, отличие только в судебном разбирательстве. Оно проходит в заседании без проведения слушания.

1. 27. 27Внесение обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Требования, предъявляемые к обращению в Конституционный Суд Российской Федерации.

Обращение в конституционный суд преследует цель инициировать возбуждение разбирательства дела. Обращение заявителя, отвечающее требованиям закона, является поводом к возбуждению и рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ. В соответствии с нынешним ФКЗ «О КС РФ» КС РФ не имеет полномочия рассмтривать дела по собственной инициативе. Обращение может быть подано в трех формах: 1.Запрос (обращения управомоченных государственных органов: о проверке конституционности: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации; договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ; ст. 84, 88 Закона); о толковании Конституции РФ (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ; ст. 105 Закона); обращения судов о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ; ст. 101 Закона); обращение Совета Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (ч. 7 ст. 125 Конституций РФ; ст. 107 Закона); обращения Верховного Суда РФ и Президента РФ о проверке конституционности инициативы проведения референдума Российской Федерации по поставленному вопросу (поставленным вопросам) референдума); 2. Ходатайство ( обращения о разрешении спора о компетенции между органами государственной власти, а также обращение органов и лиц, имеющих право на обращение в КС РФ, других органов и лиц, которым направлено решение КС РФ о разъяснении решения.); 3. Жалоба ( обращения граждан, их объединений, других управомоченных органов и лиц о проверке конституционности закона, нарушающего, по мнению заявителя, конституционные права и свободы граждан).К обращению в Конституционный суд предъявляются определенные требования. Одни из них к форме, другие – к содержанию. Общие требования к обращению указаны в ст. 37, 38. В обращении должны быть указаны:

1) Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение; 2) наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество), адрес и иные данные о заявителе; 3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности; 4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции; 5) нормы Конституции РФ и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ; 6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию; 7) конкретные указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом РФ; 8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ; 9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду РФ; 10) перечень прилагаемых к обращению документов. При соблюдении п. 5 требований в обращении должны быть указаны соответствующие части ст. 125 Конституции РФ (2, 3, 4, 5 или 7) и статьи Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. (86, 88, 92, 96, 101, 105

или 107), дающие заявителю право на обращение в Конституционный Суд РФ. При выполнении п. 7 и 8 требований, предъявляемых к обращению, необходимо не только указать на несоответствие, по мнению заявителя, объекта конституционного контроля положениям Конституции РФ, но и изложить, конкретно аргументировать такое несоответствие со ссылкой на соответствующие статьи Конституции РФ. В Конституционный Суд РФ может обратиться практически любой субъект права (гражданин или государственный орган) вне зависимости от того, предоставлено ему такое право законом или нет. Иными являются последствия. К рассмотрению судом будет принято обращение только от тех субъектов, которым такое право дано по Конституции и закону.В статье 38 ФКЗ определяет перечень документов, которые обязательно должны быть приложены к обращению: текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащего толкованию (если заявитель оспаривает не весь акт, а его часть, прилагается текст этой части); доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде РФ в качестве представителя. Право лица выступать в Конституционном Суде в качестве представителя подтверждается: для представителя по должности — документом о его должностном положении; для адвоката — документом, подтверждающим этот статус; для лица, имеющего ученую степень по юридической специальности, — копией диплома кандидата или доктора юридических наук; документ об уплате государственной пошлины; перевод на государственный язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке Специальным требованием в производстве о проверке конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод является предоставление копии официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела (ч. 2 ст. 96 Закона). К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда РФ, а также другие документы и материалы. Обращение и прилагаемые к нему документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд РФ с копиями в количестве 30 экземпляров. Граждане представляют необходимые

документы с копиями в количестве трех экземпляров

1. 28. 28Предварительное рассмотрение обращения Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации.

Данный этап имеет целью проверку обращения заявителя на соответствия его требованиям закона. ВСЕ обращения, поступающие в КС РФ подлежат обязательной регистрации. Далее обращение рассматривается специалистами соответствующих подразделений Секретариата КС РФ. Итогом этого рассмотрения могут быть два варианта дальнейшего движения обращения. При первом варианте если установлено, что в случаях, если обращение: явно не подведомственно Конституционному Суду РФ; по форме не отвечает требованиям Федерального конституционного закона; исходит от ненадлежащего органа или лица; не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено Федеральным конституционным законом, Секретариат Конституционного Суда РФ уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям Федерального конституционного закона. Защита от возможных ошибок Секретариата обеспечивается правом заявителя потребовать принятия Конституционным Судом РФ решения по этому вопросу (ч. 2 ст. 40 Закона). После устранения недостатков, связанных с формой обращения, и уплаты государственной пошлины заявитель вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд РФ (ч. 3 ст. 40 Закона). В случае если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду РФ, Секретариат Конституционного Суда РФ может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы. При втором варианте, если обращение подведомственно Конституционному Суду РФ, исходит от надлежащего заявителя и оформлено в соответствии с предъявляемыми Законом требованиями, Секретариат направляет его Председателю Конституционного Суда РФ, который поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения.

1. 29. 29Предварительное изучение обращения судьёй (судьями) Конституционного Суда Российской Федерации.

Секретариат Конституционного Суда РФ ведет реестр обращений, поступивших и переданных судьям для предварительного изучения, который не реже одного раза в месяц рассылается всем судьям. Предварительное изучение обращения судьей предполагает в

соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона обязательную проверку наличия основания к его рассмотрению Конституционным Судом, каковым является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор Российской Федерации, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ и т. д. Основанием для проверки в Конституционном Суде РФ конституционности установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления или инициативы проведения референдума Российской Федерации по поставленному вопросу (поставленным вопросам) референдума является установленная Конституцией РФ и федеральными конституционными законами обязательность такой проверки. В процессе предварительного изучения обращения судья может дать поручение специалистам аппарата Конституционного Суда РФ проанализировать отдельные правовые вопросы. Такое поручение оформляется в письменном виде с указание конкретных вопросов, которые подлежат изучению, и направляется через руководителя Секретариата Конституционного Суда или непосредственно в отраслевое управление, но с уведомлением руководителя Секретариата. с Истребование судьей в случае необходимости дополнительных документов и материалов осуществляется в процессе предварительного изучения обращения в форме письменных требований в учреждения или соответствующим должностным лицам В письменном виде оформляется поручение экспертам о производстве соответствующих экспертиз либо специальных исследований. Заключение эксперта во всяком случае должно быть получено в письменном виде, о чем указывается в самом поручении. Если необходимо воспользоваться консультацией специалиста (специалистов) и получить письменное заключение, судья направляет соответствующее письменное поручение с указанием срока исполнения и формулировкой вопросов, по которым требуется мнение специалиста. Для устной консультации специалист может быть приглашен в Конституционный Суд судьей соответствующим письмом или по телефону. Судья организует работу по выполнению своих поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве. Заканчивается эта стадия вынесением заключения судьи: может ли Конституционный суд принять к производству данное дело или нет. Судья должен установить: подведомственно ли оно суду; допустимо ли обращение в КС; не было ли ранее вынесено аналогичное решение КС; есть ли основания к рассмотрению; относится ли вопрос к числу конституционных.

1. 30. 30Принятие или отказ в принятии обращения к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. Основания отказа в принятии обращения к рассмотрению.

Завершающим этапом предварительного рассмотрения обращения является решение Конституционного Суда РФ относительно того, будет ли обращение заявителя принято к публичному рассмотрению либо в этом ему будет отказано. решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ в пленарном заседании не позднее одного месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). Таким образом, с момента регистрации обращения

до момента принятия Конституционным Судом РФ решения относительно обращения должно пройти не более трех месяцев. При решении вопроса о принятии обращения к рассмотрению Конституционный Суд РФ устанавливает наличие предусмотренного законом основания к рассмотрению дела, а также убеждается в отсутствии оснований к отказу в принятии обращения к рассмотрению, установленных в ч. 1 ст. 43.(1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;2) обращение в соответствии с требованиями настоящего Федерального конституционного закона не является допустимым;3) по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.) Определение Конституционного Суда РФ о принятии к рассмотрению формулируется по каждому обращению отдельно,

как правило, в протокольной форме.Конституционный Суд РФ может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета. Обычно в том же пленарном заседании Конституционный Суд назначает по каждому делу судью-докладчика (судей-докладчиков), хотя это может произойти и при назначении дела к слушанию. После принятия Конституционным Судом РФ обращения к рассмотрению Секретариат направляет сторонам уведомление о принятом решении (ч. 2 ст. 42 Закона). Стороне, не являющейся заявителем, наряду с уведомлением также высылаются копии обращения и приложенных к нему материалов. О принятом к рассмотрению запросе о толковании Конституции РФ могут быть уведомлены также государственные органы

и должностные лица, не являющиеся участниками процесса. основания отклонения обращений можно разделить на общие и специальные. Основания отклонения обращений могут быть также классифицированы на материально-правовые (по существу ходатайства) и формально-правовые. Отклонение обращений по формально-правовым основаниям не погашает права вторичного обращения в Конституционный Суд при исправлении указанных недостатков в оформлении. Конституционный Суд РФ принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае отсутствия неопределенности относительно конституционности оспариваемого объекта конституционного контроля. К основаниям отказа в принятии обращений к рассмотрению в Конституционном Суде РФ, предусмотренным ч. 1 ст. 43 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г., относятся следующие: разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду РФ; обращение в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона не является допустимым; по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу. Окончательное решение по вопросу о подведомственности обращения принимает сам Конституционный Суд РФ, каждый раз интерпретируя пределы собственной компетенции. Так, в определениях об отказе в принятии обращений к рассмотрению

Конституционный Суд РФ указывал, исходя из содержащихся в обращениях требований заявителей, что он не вправе проверять: соответствие подзаконных актов федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации; соответствие законов и других нормативных актов конституциям и уставам субъектов Российской Федерации; правильность выбора конкурирующих законов при вынесении правоприменительных актов; конституционность правоприменительных актов; проверять либо устанавливать фактические обстоятельства, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов

1. 31. 31Назначение дела к слушанию в Конституционном Суде Российской Федерации. Подготовка дела к слушанию. Судья-докладчик, его полномочия.

принимается Конституционным Судом РФ в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел. За назначением дела к слушанию следует непосредственная подготовка его к судебному разбирательству. Стадия подготовки к судебному разбирательству имеет целью обеспечить все условия для оперативного и эффективного слушания дела. Ее содержание зависит от рассматриваемой категории дел и вида производства. Особую роль в организации подготовки дела к слушанию играет судья-докладчик. для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда РФ, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд РФ назначает одного или нескольких судей-докладчиков. Как правило судья-докладчик назначается при принятии обращения к рассмотрению, и по сложившемуся обыкновению им становится судья, предварительно изучавший это обращение. По сложным делам могут быть назначены несколько судей-докладчиков. При объединении дел также появляется несколько судей-докладчиков. Судья-докладчик ведет дело до его завершения, т. е. до вынесения решения. Судья-докладчик осуществляет следующие действия (ст. 49 Закона): направляет копии обращения и прилагаемые к нему документы и иные материалы другой стороне; изучает письменные объяснения другой стороны относительно обращения в случае их представления; истребует от соответствующих органов и должностных лиц необходимые документы и иные материалы, имеющие отношение к делу; поручает производство экспертиз, назначает экспертов, составляет список вопросов для эксперта; поручает производство проверок, исследований, пользуется консультациями специалистов, направляет соответствующие запросы; составляет проект итогового решения; принимает иные меры, необходимые для разрешения дела; извещает судей о ходе подготовки дела к рассмотрению, направляет им дополнительные материалы. Все действия судьи-докладчика по подготовке дела к рассмотрению осуществляются от имени Конституционного Суда РФ. Требования судьи-докладчика являются обязательными для исполнения. Судья-докладчик и Конституционный Суд РФ вправе привлекать для консультаций, проведения проверок, исследования отдельных документов специалиста (специалистов), не заинтересованного в исходе дела. В случае необходимости задание, для выполнения которого приглашается специалист, формулируется в письменном виде. Дополнительно полученные в процессе подготовки дела к слушанию документы и другие материалы после завершения подготовки дела незамедлительно рассылаются судьей докладчиком всем судьям с соответствующей запиской, в которой указывается, к какому делу относятся материалы и на какой день назначено слушание дела. судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов. В заседание вызываются стороны и их представители, эксперты, свидетели, специалисты, переводчики, а также приглашаются представители заинтересованных ведомств, исходя из характера рассматриваемого дела (представители министерств, органов юстиции, налоговых, таможенных и иных органов). По решению Конституционного Суда РФ судья-докладчик извещает о заседании Президента РФ, палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генерального прокурора РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Наряду с организационными мерами судья-докладчик разрабатывает правовую концепцию будущего решения по рассматриваемому делу, в этих целях уясняются конституционно-правовые, международно-правовые и научно-теоретические аспекты проблемы, анализируется правоприменительная практика, в том числе практика национальных судов, Европейского Суда по правам человека, выявляются правовые позиции Конституционного Суда РФ по предмету разрешаемого дела. Судья-докладчик составляет проект итогового решения Конституционного Суда РФ, а в зависимости от характера и сложности дела — перечень вопросов, подлежащих, по его мнению, обсуждению и разрешению в процессе совещания судей по принятию итогового решения. При этом судьей-докладчиком согласно Регламенту могут быть предложены мотивированные ответы на эти вопросы. Дата и время начала слушания дела, подлежащего рассмотрению в пленарном заседании, назначаются Конституционным Судом РФ в пленарном заседании, а дела, переданного для рассмотрения в палате Конституционного Суда РФ, — в заседании палаты.

1. 32. 32Подготовительная часть судебного разбирательства в Конституционном Суде Российской Федерации. Председательствующий в судебном заседании, его полномочия.

Организатором судебного заседания выступает председательствующий в судебном заседании. Председательствующий осуществляет следующие функции: руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; пресекает нарушения порядка в зале; руководит закрытым совещанием судей, обеспечивает условия, необходимые для свободного выражения ими своего мнения. Подготовительная часть с/р направлена на то, чтобы выявить возможность рассмотрения дела по существу. В назначенное время председательствующий открывает заседание и сообщает какое дело подлежит рассмотрению. Первоначально он констатирует наличие кворума и правомочность состава Суда принимать решения. КС РФ правомочен принимать решения при наличии не менее 2/3 от общего числа судей. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены. Судья КС РФ отсраняется от участия в рассмотрении дела, если: ранее участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения; его объективность в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских отношений с представителями сторон. Отстранение судьи КС РФ от участия в рассмотрении дела производится мотивированным решением, принимаемым большинством от числа присутствующих судей после заслушивания судьи, вопрос об отстранении которого должен быть решен.

1. 33. 33Исследование дела по существу в порядке судебного слушания в Конституционном Суде Российской Федерации.

Слушание дела как этап судебного разбирательства направлено на полное и всестороннее, объективное и беспристрастное исследование рассматриваемого дела. исследование по существу рассматриваемого в заседании Конституционного Суда РФ дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Конституционного Суда РФ. По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный Суд РФ заслушивает предложения сторон, обсуждает их и принимает решение о порядке исследования вопросов дела. Установленный решением Конституционного Суда РФ порядок

может быть изменен только самим Конституционным Судом РФ. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей по порядку исследования вопросов рассматриваются Конституционным Судом РФ безотлагательно.

После представления дела судьей-докладчиком, ответов на вопросы судей и определения порядка исследования дела в заседании заслушиваются стороны. Объяснения сторон. В соответствии с порядком, установленным

решением Конституционного Суда РФ, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. Первой излагает свою правовую позицию сторона, являющаяся заявителем, затем —

другая сторона. В случае если позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной с учетом мнения Конституционного Суда РФ. Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Конституционном Суде РФ для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных органов общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и

граждан. Объяснение стороны выслушивается Конституционным Судом РФ в полном объеме. После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Конституционного Суда РФ и другой стороной, а с разрешения Конституционного Суда РФ — также экспертами. Эксперты вправе задавать сторонам только те вопросы, ответы на которые необходимы им для дачи

заключения. Заключение эксперта. В заседание Конституционного Суда

РФ в качестве эксперта может быть вызвано лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком либо Конституционным Судом РФ. Если в судебном заседании участвуют несколько экспертов, порядок заслушивания экспертов определяется Конституционным Судом РФ. После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда РФ (ч. 4 ст. 63 Закона). Вопросы экспертам могут ставить стороны и их представители. По обыкновению первым их задает заявитель, затем — противоположная сторона и далее — судьи. Показания свидетелей. При необходимости исследования фактических обстоятельств дела, установление которых отнесено к ведению Конституционного Суда РФ, в заседание в качестве свидетелей могут быть вызваны лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах. Список свидетелей определяет Конституционный Суд РФ как по своей инициативе, так и по просьбе сторон. Свидетель перед заслушиванием его показаний приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Перед заслушиванием показаний свидетеля председательствующий устанавливает данные о его личности, разъясняет права и обязанности. Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду РФ обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда РФ и сторон. Выступления специалистов. Иногда в судебное заседание приглашаются специалисты. Они не упоминаются Законом в качестве участников судебного разбирательства, но де-факто ими являются. Их круг разнообразен и зависит от характера рассматриваемого вопроса. Как правило, это лица, не заинтересованные в исходе дела, способные дать необходимые справки, консультации, пояснения. Исследование документов. Документами в смысле ФКЗ являются документы, представленные сторонами и истребованные Конституционным Судом РФ, но не подготовительные материалы по рассматриваемому делу. Данная процедура включает: заслушивание мнения сторон и судей по поводу приобщения представленных документов к материалам дела; оглашение документов; оценку всех документальных материалов с точки зрения относимости и достоверности. В заседании Конституционного Суда РФ по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. В ряде случаев Конституционный Суд РФ приглашает для участия в судебном заседании представителей государственных органов. Правовые позиции и дополнительная информация, изложенная приглашенными должностными лицами, представляют интерес для Конституционного Суда РФ, поскольку позволяют более полно, всесторонне, объективно и беспристрастно понять суть рассматриваемой проблемы. По обыкновению председательствующий интересуется, желают ли приглашенные лица что-либо сообщить Суду, а затем, если такая потребность есть, предоставляет им слово для изложения своих взглядов по существу обсуждаемой в заседании проблемы. Их мнение принимается Судом к сведению без обсуждения; в отдельных случаях судьи и стороны задают им уточняющие вопросы. По окончании судебного исследования дела заслушиваются заключительные выступления сторон. Конституционный Суд РФ может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям. Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследованные Конституционным Судом РФ. Так, Конституционный Суд РФ ориентирует стороны на то, что: их заключительные выступления должны содержать анализ и изложение их правовых позиций; сторонам следует строго придерживаться предмета судебного разбирательства, воздерживаться от повторения одних и тех же доводов и стремиться наиболее полно изложить существенные правовые мотивы и аргументы, необходимые для принятия решения по делу; представителями сторон должна быть выражена общая позиция стороны (особая точка зрения кого-либо из представителей, не совпадающая с общей позицией стороны, может быть оговорена специально); амбициозность в поведении и выступлениях исключается. После признания Конституционным Судом РФ исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании

слушания дела.

1. 34. 34Совещание, голосование и принятие итогового решения Конституционного Суда Российской Федерации.

С окончанием слушания дела в судебном заседании наступает новый этап судебного разбирательства — вынесение итогового решения Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ удаляется для вынесения итогового решения безотлагательно. Закрытое совещание судей. Итоговое решение Конституционного Суда РФ принимается в закрытом совещании судей. Оно проводится в специально оборудованной совещательной комнате. В совещании участвуют только судьи, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие

протоколирование и нормальный ход совещания. Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования, т. е. соблюдают правило тайны совещательной комнаты Указанное правило — одна из существенных гарантий объективности и независимости судей при принятии ими решения. Нарушение тайны совещательной комнаты судьей может стать основанием для постановки вопроса о прекращении его полномочий в порядке п. 6 ч. 1 ст. 18 ФКЗ, а по отношению к сотрудникам Секретариата — применения к ним мер дисциплинарной ответственности. Совещание судей, не ограниченное во времени, состоит из заседаний. Регламент заседаний определяется Конституционным Судом РФ. Совещание может прерываться для отдыха, сна и по другим объективным причинам. Руководство совещанием осуществляет председательствующий в судебном заседании. В ходе совещания судья вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. Согласно Регламенту Конституционного Суда РФ порядок выработки проекта итогового решения и перечень вопросов, определяющих его существо, представляются для обсуждения судьей-докладчиком. При этом в отличие от того проекта, который готовился первоначально (до рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда РФ), он должен основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом РФ. Если в деле было несколько судей-докладчиков и они не пришли к единому мнению, то каждый из них может составить собственный перечень вопросов или проект итогового решения. Одобренные большинством судей ответы на вопросы, касающиеся существа решения, служат основой доработки проекта итогового решения, представленного судьей-докладчиком (судьями-докладчиками). Практика Конституционного Суда РФ пошла по пути доработки проекта итогового решения назначенным судьей-докладчиком независимо от того, оказался ли судья-докладчик в меньшинстве при голосовании по ответам на вопросы, касающиеся резолютивной части решения. Любой судья, участвующий в деле, вправе составить свой проект итогового решения; обсуждается тот из них, который получил наибольшее число голосов судей, т. е. принят за основу. По требованию не менее трех судей в пленарном совещании или одного судьи в совещании палаты голосование по проекту итогового решения производится не ранее чем через сутки после вручения судьям всех представленных проектов итогового решения. В случае представления нескольких проектов итогового решения. Конституционный Суд РФ принимает один из них за основу для дальнейшей работы. Таковым считается проект, получивший наибольшее число голосов судей, участвовавших в голосовании. Любой судья вправе предлагать поправки к проекту итогового решения, принятому за основу, вплоть до момента постановки на голосование соответствующей части этого проекта; требовать представления поправок в письменном виде; ставить вопрос об обсуждении и голосовании проекта решения или поправок к нему по частям. Председательствующий в заседании ставит на голосование предложения судей о поправках в порядке их поступления. После того как председательствующий объявил о начале голосования по поправке или по части проекта решения, никто из присутствующих на совещании судей не может прерывать голосование, за исключением случаев выступления судьи по порядку ведения совещания в связи с ходом данного голосования. Поправка к проекту итогового решения по делу считается принятой, если за нее проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Если голоса разделились поровну, поправка считается отклоненной. Части проекта решения с принятыми поправками ставятся на голосование в целом. После

голосования по частям проекта итогового решения проводится голосование по проекту в целом с учетом принятых поправок. Принятие итогового решения. Итоговое решение Конституционного Суда РФ принимается путем голосования, даже если все участвующие в совещании судьи с ним согласны. решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. При голосовании по поправкам поименный опрос судей производится только в том случае, если этого требуют не менее

трех судей. Поименный опрос осуществляется в алфавитном порядке фамилий судей, начиная с судьи, определяемого при каждом опросе по жребию. Тайное голосование не допускается. Судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Уклонение судьи от голосования свыше двух раз без уважительных причин рассматривается как основание к прекращению его полномочий. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Голос председательствующего в заседании Конституционного Суда РФ не считается решающим, как это принято в ряде государств. По общему правилу решение Конституционного Суда РФ считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвующих в голосовании судей. Исключение составляет решение о толковании Конституции РФ, которое принимается большинством не менее 2/3 от общего числа судей

1. 35. 35Оглашение, вступление в силу и опубликование итогового решения Конституционного Суда Российской Федерации.

За вынесением итогового решения Конституционного Суда РФ следует его оглашение, которое происходит в форме провозглашения и официального опубликования. Провозглашение и направление итоговых решений. Стороны и другие участники процесса, СМИ заранее уведомляются о времени провозглашения решения. решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного

Суда РФ немедленно после его подписания. При провозглашении решения Конституционного Суда может быть объявлено о результатах голосования. В практике Конституционного Суда РФ сложилось обыкновение (вряд ли оправданное) не оглашать результаты голосования. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат обязательному направлению не позднее двухнедельного срока со дня его подписания перечисленным в Федеральном конституционном законе органам и лицам: судьям Конституционного Суда РФ; сторонам; Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ; Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ; Уполномоченному по правам человека, Генеральному прокурору РФ, Министру юстиции РФ. Этот список не является исчерпывающим, он определяется Конституционным Судом РФ с учетом содержания и выводов вынесенного им итогового решения. Решения Конституционного Суда РФ могут быть направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: