Роль руководителя в принятии решения

Проблема выбора руководителем решения одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонне оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного их нескольких вариантов возможных решений.

По сколько руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. В процессе решения можно выделить следующие основные функции руководителя.

Во-первых, руководитель должен управлять процессом выработки решения.

Во-вторых, руководитель выдвигает задачу для решения, участвует в ее конкретизации и выборе оценочных критериев. Умение правильно определить и поставить задачу в чрезвычайно сложной и противоречивой ситуации является существенной обязанностью руководителя, главной творческой частью его работы.

В третьих, он выполняет сложную работу по самому принятию решения.

В четвертых, руководитель организует выполнение решения, возглавляя работы на этапе реализации принятого решения.

Крайне важно, чтобы проблемы, подлежащие решению, выявлялись при участии лиц, заинтересованных в их решении, т.е. самих руководителей. Вовлечение руководителей в аналитическое исследование проблем является важным фактором успеха. Участие руководителя в формировании критериев, определении и ранжировании целей решающим образом сказывается на внедрении результатов. В 80% случаев разработки, выполненные с привлечением руководителя, находят практическое применение. Это в два раза превышает значение показателя внедрения разработок без их участия. Руководитель должен принимать решение, опираясь на точные, проверенные данные, в многообразии которых оптимальный вариант редко можно обнаружить с первого взгляда. Решение является непосредственным продуктом труда руководителя любого уровня и ранга. В современных условиях у руководителей значительно расширяются самостоятельность и возможности поиска эффективных решений, но и повышается ответственность за конечный результат принятых решений.

Каждая из перечисленных ниже составляющих поведения успешного руководителя необходима для создания и поддержания высокой вовлеченности и эффективности работы сотрудников.

1. Успешный руководитель указывает направление развития своей компании. Он четко видит цели и задачи компании, а также пути их достижения.

2. Успешный руководитель уважает своих подчиненных. Он учитывает их интересы, признает разнообразие способностей и взглядов, которые его подчиненные вносят в общую копилку предприятия.

3. Успешный руководитель информирует подчиненных. Он держит подчиненных в курсе планов развития компании и хода их реализации, регулярно и своевременно извещает сотрудников о важных событиях и обстоятельствах, важных для них и предприятия в целом.

4. Успешный руководитель обладает системой ценностей, в которые он верит и ради которых он живет. Он продвигает в компании моральные принципы и стандарты, которых, по его мнению, она должна придерживаться, а также подчиняется им сам.

5. Успешный руководитель излучает энергию. Он способен преодолевать бюрократические препоны, вырабатывая четкие планы действий и устанавливая приоритеты, принимая быстрые решения, позволяющие его компании завоевывать и сохранять за собой ведущее положение на рынке.

6. Успешный руководитель служит образцом для своих подчиненных. Его стиль руководства поощряет подчиненных к раскрытию лучших качеств, он является примером для подражания.

Как считает International Survey Research (ISR), ведущая европейская организация, занимающаяся проведением социологических опросов работников и руководителей различных компаний, «качество руководства играет определяющую роль в формировании взглядов, ощущений и действий работников и, в конечном счете, в обеспечении высокой эффективности компании».

Производственные отношения могут сильно различаться в зависимости от подходов к управлению, принятых в компании. Кроме того, они сильно зависят от основополагающих ценностей общества. Человеческий фактор предполагает, что в сложном процессе разработки управленческих решений ключевую роль играет человек. От слаженной работы всех работников зависит качество решений и эффективность совместной деятельности.

Человеческий фактор принятия управленческих решений включает:

1) Умелое делегирование полномочий;

2) Осуществление коммуникаций, наличие обратной связи с персоналом и потребителями;

3) Поведенческие особенности руководителей, организационная культура;

4) Стиль руководства, отношение к нанятому персоналу и организация совместной работы с целью разработки управленческих решений;

5) Методы кадровой работы и система управления персоналом;

6) Своевременное предупреждение конфликтов.

Особое значение придается способностям менеджеров, руководителей организовать персонал, привлечь его для участия в процессе разработки решений. Коллегиальные и коллективные решения более эффективны, нежели индивидуальные, поэтому руководитель должен умело направлять персонал к осуществлению целей организации и делегировать полномочия для решения задач.

Делегирование полномочий — это передача прав и ответственности от вышестоящего руководителя к нижестоящему, от линейного руководителя к руководителю штабной структуры, от руководителя непосредственно к подчиненному.

Умелое делегирование полномочий — неотъемлемая составляющая процесса принятия коллективных управленческих решений. Если руководитель не делегирует полномочия, то управленческие решения принимаются им единолично.

Система управления персоналом должна быть сформирована таким образом, чтобы работники имели возможность обучаться, получать объективную оценку своей деятельности, продвигаться по карьерной лестнице, иметь социальные гарантии и мотивацию к участию в принятии важных решений. Имеет значение кадровая политика, социально-психологический климат в коллективе, культура, возможность реализовать демократический стиль руководства.

В управленческой литературе в основном выделяют три основных стиля руководства, которые сильно влияют на формы принятия управленческих решений:

1. Авторитарный стиль руководства характеризуется жесткой централизацией, процессом разработки управленческих решений из одного управляющего центра, давлением на подчиненных, использованием манипуляторных стратегий воздействия на персонал.

2. Демократический стиль руководства характеризуется высокой степенью участия трудового коллектива или руководителей среднего, нижнего звеньев управления в принятии стратегически важных решений. Для таких организаций характерны: гибкие, адаптивные структуры, высокая мотивация и компетентность персонала.

3. Либеральный стиль руководства характеризуется определенным уровнем возможностей для участия работников в принятии управленческих решений.

Считается идеальной ситуация для принятия решений, когда менеджер может принять правильные решения благодаря тому, что ему точно известны последствия каждого варианта. На практике такая определенность встречается крайне редко. Гораздо реальнее условие риска, когда лицо, принимающее решения, может лишь оценить вероятность определенных вариантов или результатов того или иного выбора. Изучая человеческий фактор разработки управленческих решений, необходимо отметить определяющую роль в этом сложном процессе, принадлежащую руководителю. Требования к профессиональной компетенции менеджера включают не только необходимые знания и навыки, но и определенные человеческие свойства его как личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: