Особое место в ПО компьютера занимают системы программирования. Как правило, система программирования включает в себя три основных компонента:
1) язык программирования — язык, на котором пишутся программы;
2) транслятор (интерпретатор или компилятор) — программа, «переводящая» язык программирования на язык компьютера;
3) библиотеку программ — заранее разработанные программы, реализующие типовые функции и вычислительные методы. В настоящее время таких типовых программ в мире насчитывается несколько тысяч.
Универсальные языки программирования наиболее удобны в использовании, поскольку максимально приближены к естественному человеческому языку, и, конечно, процесс компиляции для них достаточно сложен. Языки этого класса (Basic, Си, Pascal, Ada и др.) объединяет одно — они шаг за шагом последовательно реализуют алгоритм, поэтому их называют алгоритмическими, что представляется не совсем корректным, поскольку любое программирование связано с реализацией того или иного алгоритма. Более правильным представляется называть эти языки процедурно-ориентированными и также связанную с ними технологию технологей программирования.
|
|
Разработка любого программного средства может быть представлена как процесс, состоящий из ряда последовательных преобразовании одною описания решаемой задачи в другое, начиная от постановки задами и закапчивая программой, реализованной в кодах конкретного компьютера.
Весь процесс реализации конкретной задачи на компьютере, с определенной степенью условности, можно разделить на 10 этапов:
1. Содержательная постановка задачи.
2. Математическая постановка задачи.
3. Формализация математической постановки — выбор метода решения.
4. Разработка алгоритма решения задачи.
5. Разработка ПО, реализующего алгоритм.
6. Отладка ПО (выявление и устранение ошибок).
7. Тестирование ПО и анализ результатов.
8. Проведение доработок по итогам тестирования.
9. Разработка технической документации (инструкций) для пользователей.
10. Сдача в эксплуатацию.
Все время существования программного средства от зарождения идеи до его создания и эксплуатации обычно определяют как жизненный цикл.
Эволюция техники модульного программирования привела к появлению объектно-ориентированного стиля программирования, который во многом унифицировал процесс создания ПО. К достоинствам этого метода относится то, что в нем более полно реализуется технология структурного программирования, облегчается процесс создания сложных иерархических систем, появляется удобная возможность создания пользовательских библиотек объектов в различных областях применения.
|
|
В последнее время в связи с совершенствованием технических средств отображения информации утверждается новый графический подход к решению проблемы автоматизации разработки ПО, основанный на идее привлечения визуальных форм представления программ, в большей степени соответствующих образному способу мышления человека.
В настоящее время известно достаточно большое количество удачных инструментальных средств визуализации программирования. Прежде всего это относится к визуальным средствам разработки экранных форм, меню и других элементов программы (MS Windows, Visual Basic и т.д.), средствам автоматизации проектирования ПО (CASE-средствам), средствам быстрой разработки приложений для информационных систем (Visual FoxPro), текстовым и графическим редакторам, издательским системам и т.д.