Создание системы отраслевых промышленных наркоматов. В 20-х гг. XX в. общее управление промышленностью находилось в ведении ВСНХ. Система «главкизма», сложившаяся в период гражданской войны и «военного коммунизма», в новых условиях стала тормозом на пути восстановления народного хозяйства. Новая экономическая политика потребовала поиска более гибких методов управления. В начале 1920-х гг. происходит частичная децентрализация управления промышленностью. Одна часть предприятий была денационализирована, возвращена прежним владельцам или сдана в аренду, другая — переведена на хозрасчет и объединена в тресты. Трестом считалось государственное промышленное предприятие, находившееся на хозрасчете и обладавшее самостоятельностью в операциях. Чуть позже в целях укрепления позиции государственной промышленности на рынке началось объединение трестов в синдикаты, занимавшиеся сбытом продукции, снабжением предприятий, распределением заказов между ними.
Образование трестов и синдикатов в промышленности изменило характер взаимоотношений между ВСНХ и подведомственными ему объектами. Центр тяжести управления был перенесен на места, а в непосредственном ведении ВСНХ осталось лишь небольшое число предприятий.
|
|
С образованием СССР вся промышленность была разделена по значению на три категории: общесоюзную, республиканскую и местную. На ВСНХ было возложено руководство общесоюзной промышленностью и общее регулирование всей остальной. ВСНХ руководил предприятиями, трестами и синдикатами общесоюзного значения. Через республиканские ВСНХ осуществлялось общее управление промышленными объектами республиканского значения.
Во второй половине 1920-х гг. в СССР началась индустриализация. Были построены и введены в действие крупные предприятия, созданы новые отрасли промышленности. Индустриальные гиганты являлись, как правило, предприятиями общесоюзного значения. По мере вытеснения частного сектора из промышленности и формирования плановой социалистической системы хозяйства происходила новая централизация управления. Однако руководить из единого центра, каким являлся ВСНХ, многоотраслевой промышленностью было затруднительно. Выход был найден в создании системы отраслевых промышленных наркоматов.
5 января 1932 г. ЦИК СССР принял постановление о перестройке управления промышленностью. Оно положило начало созданию системы отраслевых промышленных наркоматов. В ее формировании условно можно выделить три этапа. Первый этап: 1932— 1934 гг. — упразднение ВСНХ и появление первых отраслевых наркоматов. В 1932 г. создаются наркоматы тяжелой промышленности, легкой промышленности и лесной промышленности, в 1934 г. — пищевой промышленности. Второй этап: 1936—1937 гг. — разукрупнение Наркомата тяжелой промышленности. Из него выделяются самостоятельные Наркомат оборонной промышленности (1936) и Наркомат машиностроения (1937). Третий этап: 1939 г. — общее разукрупнение промышленных наркоматов. В январе 1939 г. на базе Наркомата тяжелой промышленности было образовано шесть новых наркоматов (черной металлургии, цветной металлургии, электростанций и электропромышленности, химической промышленности, промышленности строительных материалов, топливной промышленности; последний наркомат в октябре 1939 г. был разделен на два — Наркомат угольной промышленности и Наркомат нефтяной промышленности), а на базе Наркомата оборонной промышленности — четыре (Наркомат авиационной промышленности, Наркомат судостроительной промышленности, Наркомат вооружения и Наркомат боеприпасов). В феврале 1939 г. был разукрупнен Наркомат машиностроения: его разделили на три наркомата — тяжелого машиностроения, среднего машиностроения и общего машиностроения. В том же 1939 г. из Наркомата пищевой промышленности выделились Наркомат мясной и молочной промышленности и Наркомат рыбной промышленности, а из Наркомата легкой промышленности — Наркомат текстильной промышленности. Несколько позднее разукрупнению подверглись еще четыре наркомата: Наркомат электростанций и электропромышленности (в апреле 1940 г. разделен на Наркомат электростанций и Наркомат электропромышленности), Наркомат лесной промышленности (в апреле 1940 г. из него выделен Наркомат целлюлозной и бумажной промышленности), Наркомат химической промышленности (в марте 1941 г. из него выделен Наркомат резиновой промышленности), Наркомат тяжелого машиностроения (в июне 1941 г. из него выделен Наркомат станкостроения) (рис. 18).
|
|
Характерной чертой этого периода было то, что почти все промышленные наркоматы являлись общесоюзными. Союзные республики оказались отстраненными от непосредственного управления предприятиями тяжелой промышленности и оборонного комплекса, расположенными на их территории. Объединенные и республиканские наркоматы создавались главным образом в отраслях легкой и местной промышленности.
Административно-командная система. Созданием системы отраслевых промышленных наркоматов завершилось формирование административно-командной системы управления. Административно-командная система является особой разновидностью государственного управления, характеризующейся преимущественным применением директивных методов регулирования общественных процессов, широким использованием административного принуждения в экономической сфере жизни. Административно-командная система основана на убеждении, что хозяйственную жизнь общества легче построить приказным порядком и по заранее составленному плану. Государственный аппарат стремился к полному контролю над экономикой, определяя, кому, что и когда производить и по какой цене продавать.
Исторические корни этой системы находятся в самой природе социалистического строя, основанного на ликвидации частной собственности и замене ее государственной собственностью н средства производства. Одной из причин складывания административно-командной системы в СССР принято считать низкий уровень общей и политической культуры населения, что позволил узурпировать власть и право распоряжаться государственной собственностью узкому слою партийно-советской бюрократии.
Для административно-командной системы характерно выдвижение на первый план государственного аппарата и его сращивание с партийным аппаратом, разрастание исполнительного аппарата, широкое применение чрезвычайных методов управления использованием административного принуждения, репрессий пресечения незапланированной и несанкционированной социальной инициативы. Административно-командная система в значительной мере держалась на номенклатурном принципе управления обществом, обеспечивавшим партийный контроль над назначением и перемещением руководящих кадров государственного аппарата и их личную зависимость от тех, кто находился наверху управленческой пирамиды. При такой системе политическая и экономическая власть оказалась в руках чиновников административно-бюрократического аппарата — партийной, государственной и хозяйственной номенклатуры, превратившейся в правящий класс советского общества.
|
|
Советская номенклатура. Под номенклатурой понимается круг должностных лиц, назначение или утверждение которых относится к компетенции вышестоящего органа. В той или иной степени она присуща всем развитым государственным режимам. Советская номенклатура, будучи порождением однопартийной системы, представляла собой правящий
1923 |
общесоюзные наркоматы * С 1939 г. НК пищевой промышленности являлся союзно-республиканским ведомством
союзно-республиканские наркоматы
Рис. 18. Система отраслевых промышленных наркоматов с 1923 по 1941 г.
класс общества. Первоначально это был перечень наиболее важных должностей в государственном и партийном аппарате, в общественных организациях, кандидатуры на которые предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались и отзывались партийными органами — от райкома, горкома до Центрального комитета.
Номенклатурный принцип назначения руководящих работников был введен в 1923 г. До этого он имел ограниченное использование. Были составлены два списка должностей: номенклатура № 1 — должности, назначение на которые производилось только решением ЦК РКП(б), и номенклатура № 2 — должности, назначение на которые производилось с согласия орграспредотдела ЦК. Обе номенклатуры фактически оказались под контролем И.В.Сталина, составив фундамент его власти. Подбор и назначение кадров на должности, не включенные в номенклатуры № 1 и 2, должны были осуществляться по спискам, устанавливаемым государственными учреждениями по согласованию с орграспредотделом ЦК. Они получили название ведомственной номенклатуры, или номенклатуры № 3.
|
|
Номенклатуры не оставались неизменными и ежегодно пересматривались и уточнялись. Появились новые номенклатуры: ком-I партий союзных республик, губкомов, крайкомов, обкомов, даже горкомов и райкомов партии. Каждая кандидатура на номенклатурную должность персонально рассматривалась в соответствующем партийном комитете. Если должность была выборной (советские органы, общественные организации и т.д.), то партийный комитет принимал решение рекомендовать того или иного работника для «избрания».
Номенклатурный принцип руководства обществом окончательно сложился к концу 1930-х гг. и с тех пор лишь модернизировался. Круг лиц, входивших в номенклатуру, превращался в особую социальную группу. Партийная, государственная и хозяйственная номенклатура, обладавшая значительными льготами и привилегиями в экономической и социальных сферах, пользовавшаяся системой спецраспределителей, отрывалась от народа. В то же время, рекрутируя в свой состав «подходящие кадры» из различных слоев общества, номенклатура обеспечивала выживаемость советского политического режима.