Технологический процесс изготовления ротора с обмоткой

1. Сборка пакета сердечника;

2. Запрессовка вала;

3. Насадка токосъемника и др. узлов;

4. Зачистка пазов;

5. Изолировка вала и пазов;

6. Намотка;

7. Заклинивание пазов;

8. Присоединение концов обмотки к коллектору;

9. Контроль;

10. Бандажировка;

11. Пропитка;

12. Контроль;

13. Доводка ротора (обточка, продороживание, шлифование коллектора);

14. Центровка;

15. Балансировка;

16. Разгон ротора;

17. Окончательный контроль;

18. Покрытие сердечника эмалью.

Пакет сердечника собирают в сборнике. Прессование пакета выполняют на гидравлическом прессе, усилие прессования определяется расчетом. Вначале пакет железа спрессовывается большим давлением, при этом достигается монолитность пакета, но может происходить ухудшение магнитных свойств, после снятия давления эти свойства восстанавливаются. Затем сердечник допрессовывается меньшим давлением. Усилие определяется длиной пакета, площадью листа и характером посадки на вал (обычно посадка с натягом, рифление). Допускается усилие прессования 100 кгс/см2 и допрессовка 40-60 кгс/см2.

После прессования проверяют длину пакета шаблоном. Иногда операции 1 и 2 совмещают. Посадочные поверхности вала перед запрессовкой смазывают маслом. Для ориентации листов вставляют пазовые клинья.

Коллекторы и контактные кольца с пластмассовой втулкой надевают на вал, имеющий сетчатую накатку. Поверхность смазывают клеем или лаком. Пазы сердечника опиливаются для ликвидации неровностей. Это ручная операция, выполняется специальными напильниками, имеющими форму паза или протяжкам. После опиливания и контроля сердечник продувают сжатым воздухом. Изолирование пазов производят на специальном станке или вручную, применяют лакоткани, электрокартон и др. материалы. На некоторых заводах применяют напыление пластмасс. Затем изолируют вал между коллектором и якорем ленточными материалами или заливают пластмассой. Для размещения обмотки ротор размечают согласно схеме намотки. Намотка может выполнятся вручную или на намоточном станке. Шаблонные обмотки изготавливают заранее на оправках. Вначале укладываются нижние стороны всех секций, затем верхние. Заклинивание пазов производится стеклотекстолитом или деревянным клином. В крупных машинах между слоями и лобовыми частями укладывается изоляция. После укладки обмоток их выводы укладывают в прорези петушков коллектора. У мелких машин применяют специальные крючки. Присоединение концов обмотки коллектора производят пайкой или сваркой на специальном оборудовании. В процессе намотки и после нее осуществляется контроль. Для противодействия центробежным силам, возникающим при вращении применяют бандаж из проволоки или сплошного кольца на лобовые части обмотки. Под бандажи подкладывают изоляционные ленты.

Пропитку ротора с обмоткой выполняют следующими методами:

- Окунание;

- Пропитка в вакууме и под давлением;

- Капельным методом.

Для пропитки применяют лаки и компаунды без растворителей. Доводка коллектора предполагает механическую обработку для получения нужных размеров. Обточку коллектора производят на токарном станке в цилиндрах.

Продороживание – это фрезерование изоляционных прокладок коллектора на глубину 0,5…1 мм. Шлифование коллектора выполняется на полуавтомате тонким шлифовальным кругом.

Центровка ротора – это проверка радиальных биений относительно оси. При этом должны быть выдержаны следующие допуски: биение коллектора 0,01…0,02 мм; биение сердечника 0,03…0,04 мм. При больших величинах коллектор и сердечник шлифуют.

Балансировка ротора – это устранение небаланса, т. е. ассиметрии масс. Балансировка может быть статической и динамической. Статическая производится в режиме поворота, динамическая – в режиме вращения. Статическая выполняется в призмах, для динамической применяют балансировочный станок. Станок позволяет установить наличие, величину и место небаланса. После чего ротор снимают, удаляют материал в тяжелом месте или добавляют груз в легком месте.

Разгон якоря предполагает проверку качества изготовления коллектора. При разгоне якорь вращают 1…2 мин с максимальными оборотами в специальном приспособлении с замкнутым кожухом. Перед испытанием якорь подогревают до рабочей температуры. После испытания проверяют выступание пластин коллектора, д. б. не более 0,003 мм.

Контроль ротора включает следующие проверки:

1. Качество пайки выводов к коллектору, проводится внешним осмотром и измерением величины переходного сопротивления;

2. Проверка на обрыв;

3. Проверка отсутствия короткозамкнутых витков;

4. Контроль сопротивления изоляции.

Контроль выполняют на специальном оборудованном рабочем месте (стенд, пробойная установка). Электрические параметры проверяют после намотки обмотки, после пропитки и при окончательном контроле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: