Схема комплексного анализа текста

1. Определите тему и идею (основную мысль) текста. Выпишите ключевые слова, отражающие тему текста, а также языковые единицы, выступающие как прагматические сигналы.

2. Проведите анализ композиции текста. Исследуйте семантическое развертывание содержания текста путем выявления его композиционных элементов (зачинаразработки темыконцовки). Выделите, если это возможно, микротемы в пределах темы текста. Определите тип рамочных элементов - концовки и зачина текста, дайте оценку их выразительности, соответствие прагматической установке текста (авторскому замыслу). Укажите, каковы принципы распределения информации между композиционными элементами текста, какие композиционные приемы использовались в нем.

3. Предложите варианты заголовков. Аргументируйте свое решение: почему выбрали заголовок данных типов.

4. Сделайте анализ абзацного членения (основание для выделения абзацев, их текстовые функции), дайте оценку его целесообразности, эффективности.

5. От какого лица написан текст. Есть ли в тексте авторская речь? Выражена ли авторская оценка? Если да, то как? В какой форме представлена чужая речь (прямая, косвенная, несобственно-прямая)?

6. Определите функционально-смысловой тип речи (описание, повествование, рассуждение, комбинированный с преобладанием…).

7. Определите функционально-стилевую принадлежность текста, укажите его основные стилевые черты.

8. Определите, к какому коммуникативному регистру относится текст, укажите его рематическую доминанту. Определите прагматическую установку текста. Каковы авторские целеустановки?

9. Дайте характеристику текстообразующих логико-семантических, грамматических и прагматических связей (высказываний и более крупных текстовых фрагментов, в том числе рамочных) в тексте, выявите языковые и речевые средства их выражения.

10. Выявите систему языковых средств и речевых приемов реализации прагматической установки текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: