Социальные программы как инструмент государственного и муниципального управления: структура, виды, методы формирования, способы оценки эффективности

Социальная программа является одним из традиционных эффективных инструментов социального управления, наряду с социальными проектами, социальными планами, социальными прогнозами.

Если социальное проектирование сосредоточивает внимание на процессах создания прообраза (прототипа) предполагаемого социального объекта, явления или процесса, а социальное планирование предусматривае тцеленаправленное регулирование всех без исключения элементов социального развития любых организаций, структур, общностей, то социальное программирование нацелено на решение значимых и важных социальных проблем, наиболее актуальных и перспективных для общества, данной организации или института.

Социальная программа как совокупность мероприятий, направленных на решение социальных проблем. Программы включают цель и совокупность действий по решению существующих проблем. Они предусматривают наличие субъекта и объекта воздействия, масштабы(объемы) предполагаемых изменений, временные интервалы, этапы их осуществления.

Структура. Типовая структура при составлении программ: Паспорт программы: а) наименование; б) дата принятия решения о разработке программы; в) заказчик; г) основной разработчик программы; д) цели и задачи программы; е) сроки реализации; ж) перечень основных подпрограмм; з) исполнители подпрограмм и основных мероприятий; и) объем и источники финансирования; л) ожидаемые конечные результаты реализации; м) система реализации контроля за исполнением программы. 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения. 2. Основные цели, задачи и сроки реализации программы. 3. Система мероприятий программы. 4. Ресурсное обеспечение программы. 5. Механизмы реализации программы. 6. Организация управления программой и контроль за ее реализацией. 7. Оценка эффективности социально-экономических и политических последствий от реализации программы.

Постановление Администрации Алтайского края от 23.09.2013 № 502 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края"

Государственная программа имеет следующую структуру:

1) паспорт государственной программы согласно приложению 1 к настоящему порядку;

2) текстовая часть государственной программы, которая состоит из следующих разделов:

общая характеристика сферы реализации государственной программы;

приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации;

обобщенная характеристика мероприятий государственной программы;

общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы;

анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы;

методика оценки эффективности государственной программы;

3) таблицы;

4) приложение "Подпрограммы государственной программы".

В разделе "Общая характеристика сферы реализации государственной программы" должен содержаться анализ текущего состояния данной сферы, включая основные показатели уровня социально-экономического развития соответствующей сферы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы в среднем по Российской Федерации, в Сибирском федеральном округе (при возможности такого сопоставления) по данным, имеющимся на последнюю отчетную дату в период разработки государственной программы.

В данный раздел включается информация:

основные проблемы в сфере реализации государственной программы;

прогноз развития сферы реализации государственной программы.

В раздел "Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации" включаются подразделы:

приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы;

цели и задачи государственной программы;

конечные результаты реализации государственной программы;

сроки и этапы реализации государственной программы.

Например, подраздел "Конечные результаты реализации государственной программы" должен содержать в количественном и качественном выражении основные ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы, характеризующие изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, безопасности жизнедеятельности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере. За основу качественных конечных результатов реализации государственной программы берутся индикаторы (показатели), характеризующие конечные общественно значимые результаты, уровень удовлетворенности потребителей государственными услугами, их объемом и качеством. Раздел включает сведения об индикаторах государственной программы (показателях подпрограммы) и их значениях по форме.

Индикаторы должны:

- характеризовать количественно ход реализации государственной программы и достижение ее целей;

- отражать специфику развития конкретной сферы;

- зависеть от решения основных задач;

- соотноситься с показателями (индикаторами) государственных программ Российской Федерации, стратегией социально-экономического развития Алтайского края на долгосрочный период, другими документами долгосрочного и среднесрочного планирования;

- определяться на основе данных государственного статистического наблюдения;

- рассчитываться по методикам, включенным в состав государственных программ Российской Федерации.

Методы формированиясоциальной программы. Технологической особенностью (методом) формирования целевой социальной программы является программно-целевой подход (метод). Суть ПЦП основывается на: а) выборе реально поставленной цели функционирования объекта; б) разработке для него нескольких вариантов его развития; в) мониторинге и контроле достижения намеченных целей и результатов.

Виды социальных программ: 1) по сфере, направленности действия: целевые территориальные и ведомственные программы (образовательные, культурные, здравоохранения, жилищные, социальной помощи и др.), комплексные программы развития территории, организации и др.; 2) по срокам реализации: долго-, средне- и краткосрочные; 3) по масштабам распространения: глобальные, федеральные (национальные), региональные (субъекта федерации, федерального округа), локальные (муниципального образования); 4) по особенностям финансирования: бюджетные, инвестиционные, спонсорские, благотворительные; 5) по характеру проектируемых изменений: инновационные и поддерживающие и др.

Примеры программ дореформенной России: реформы после отмены крепостного права в России в XIX в., разработка и реализация плана ГОЭЛРО, программа ликвидации неграмотности, созданная в первые годы Советской России, БАМ и др.

Примеры программ, реализуемых и реализованных в Алтайском крае:

1) долгосрочные: Комплексная программа комплексного социально-экономического развития Алтайского края до 2017 года (в рамках Стратегии-2025); «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012-2020 годы; "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2013-2020 годы; «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014-2020 годы; «Развитие малых городов Алтайского края» на период до 2020 года»;«Развитие здравоохранения в Алтайском крае» до 2020 года;«Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы;«Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае» на 2014-2020 годы; «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае» на 2014-2020 годыи др.

2) средне- и краткосрочные: а) краевые целевые: «Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае на период 2010–2015 годов», «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011-2016 годы, «Развитие культуры Алтайского края» на 2015-2020 годы, «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2015-2020 годы, «Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013-2015 годыи др.; б) ведомственные целевые: «Государственная поддержка многодетных семей» на 2015-2020 годы, «Кадры для экономики» на 2015-2020 годы, «Здоровое питание населения Алтайского края» на 2013-2017 годы,«Патриотическое воспитание граждан в Алтайском крае» на 2011-2015 годы, «Культура Алтайского края» на 2011-2015 годы, «Дети Алтая» на 2011-2015 годы, «Доступная среда» на 2014-2015 годыи др.

Способы оценки эффективности программ. Эффективность социальных программ во многом зависит от сочетания его с потребностями общества и региона. Недостаточный учет требований экологии способен свести на нет социальные цели. Не менее важным является и согласование потребностей данного проектирования с грядущими изменениями в обществе.

Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации был утвержден Правительством РФ 2 августа 2010 г. (постановление № 588), Методические указания по разработке и реализации данных программ— приказом Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 г. № 670.

Методические рекомендации Минэкономразвития России предусматривают, что для федеральных государственных программ методика оценки ихэффективности предусматривает необходимость проведения оценок:

- степени достижения целей и решения задач подпрограмм и государственной программы в целом;

- степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета;

- степени реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).

Степень достижения целей и решения задач оценивается с помощью целевых индикаторов (показателей), для которых могут быть установлены пороговые значения. Превышение (недостижение) таких пороговых значений свидетельствует об эффективной (неэффективной) реализации государственной программы.

Если сказать проще, то согласно Методическим рекомендациям для того, чтобы оценить эффективность реализации госпрограммы РФ, нужно оценить:

- Степень достижения результата: насколько достигнуты результаты программы в целом;

- Полнота использования бюджетных ассигнований: намного ли перерасходовали (или сэкономили) средств;

- Эффективность расходования средств на реализацию госпрограмм: все ли расходы эффективны (наверное, наиболее сложная для оценки составляющая);

- Выполнение запланированных мероприятий: выполнены ли все основные мероприятия (ведомственные целевые программы приравнены к основным мероприятиям).

Постановление Администрации Алтайского края от 23.09.2013 № 502 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края": МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ. Комплексная оценка эффективности реализации государственной программы Алтайского края (далее - "государственная программа") и входящих в нее подпрограмм проводится на основе оценок по трем критериям:

- степени достижения целей и решения задач государственной программы (подпрограммы);

- соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств краевого бюджета государственной программы (подпрограммы);

- степени реализации мероприятий государственной программы (подпрограммы).

Оценка степени достижения целей и решения задач государственной программы (подпрограммы) производится путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов государственной программы (подпрограммы) и их плановых значений.

Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств краевого бюджета государственной программы (подпрограммы) определяется путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования государственной программы (подпрограммы) 1.3. Оценка степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) государственной программы (подпрограммы) производится с учетом оценки степени реализации мероприятий государственной программы (подпрограммы) и показателя достижения ожидаемого непосредственного результата j-го мероприятия государственной программы (подпрограммы).

Комплексная оценка эффективности реализации государственной программы (далее - "комплексная оценка") производится по следующей формуле: O = (Cel + Fin + Mer)/3, где: O - комплексная оценка.Реализация государственной программы может характеризоваться: высоким уровнем эффективности; средним уровнем эффективности; низким уровнем эффективности. Государственная программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности, если комплексная оценка составляет 80% и более. Государственная программа считается реализуемой со средним уровнем эффективности, если комплексная оценка находится в интервале от 40% до 80%.Если реализация государственной программы не отвечает приведенным выше диапазонам значений, уровень эффективности ее реализации признается низким.

http://www.regionz.ru/index.php?ds=2329517

В программе должны быть представлены: 1) сведенияо показателях (индикаторах) государственной программы (подпрограмм) и их значениях; 2) переченьмероприятий государственной программы и 3) объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы по источникам и направлениям расходов. Пример: Государственная программа Алтайского края «Социальная поддержка граждан" на 2014-2020 годы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: