Анализ лексического состава заданного текста с выделением основных пластов лексики профессиональной речи

Текст. Эстетическая характеристика

К рассматриваемым характеристикам относятся форма, цвет, фактура, рисунок (природный рисунок – текстура).

Форма материалов, лицевая поверхность которых воспринимается визуально в процессе эксплуатации, непосредственно влияет на своеобразие фасада или интерьера здания. В современной архитектуре форма облицовочных материалов, как правило, лаконична – квадрат, прямоугольник.

Цвет материалов – это зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на сетчатку глаз человека электромагнитных колебаний, отраженных от лицевой поверхности в результате действия света.

Все цвета материалов можно разделить на две группы – ахроматические (белые, черные, все серые оттенки), и хроматические (красные, желтые, оранжевые, зеленые, синие, голубые, фиолетовые со всеми промежуточными оттенками). Человеческий глаз способен различить до трехсот оттенков ахроматических и десятки тысяч хроматических цветов.

Объективная оценка цвета базируется на установленном положении о том, что любой цвет можно получить при смешении трех определенных монохроматических. Таким образом, при количественной оценке цвета его выражают в выбранной системе измерения обычно через красный, зеленый и синий цвета, взятые в соответствующих пропорциях.

Задание 1. Выпишите из текста основные пласты лексики профессиональной речи:

1) Общеупотребительные слова

2) Общенаучные слова и словосочетания

3) Узкоспециальные термины и словосочетания

Задание 2. Выпишите из текста глаголы, определите их грамматические признаки.

Задание 3. Выпишите из текста отглагольные, абстрактные существительные.

2. Выполнение упражнений: Зад. 4, 5,6,7,8 стр. 49-53 [1]

Задание 4. Определите, к какому функциональному типу речи относятся данные ниже тексты 1,2,3. Перечислите, какие способы изложения материала характерны для каждого из функционально-смысловых типов речи, и заполните таблицу 2.

Текст 1.

Фактура –видимое строение лицевой поверхности материала, характеризуемое степенью рельефа и блеска.

По степени рельефа выделяют гладкие, шероховатые (высота рельефа до 0,5 см), и рельефные (высотой более 0,5 см) фактуры.

По степени блеска различают блестящие и матовые фактуры.

Текст 2.

Древесные материалы получают путем обработки древесины различных пород деревьев, а также на основе отходов упомянутой обработки. Огромную роль в строительстве древесина после её примитивной обработки играла ещё в первобытном обществе. Более сложные постройки в эпоху неолита характеризовалась четко выраженной геометричностью плана. В V веке до н.э. в Центральной и Восточной Европе возводились города из древесных материалов с крепостными стенами и храмами. Фахверское строительство широко распространилось в Центральной Европе уже в I в. Н.э. Весьма рациональные конструкции из древесных материалов, в т.ч. перекрытия общественных зданий, многопролетные арочные и балочные мосты были построены в Древнем Риме.

Текст 3.

В каменной архитектуре Древней Греции храмы господствуют над окружающим пространством, но имеют четкое разделение несущих и несомых элементов. Размеры и пропорции возникшего ордера связываются со свойствами каменного материала. Стоечно-балочные конструкции античной Греции нашли применение в архитектуре последующих столетий.

В Древнем Риме появились монументальные общественные здания – термы, амфитеатры, базилика. Решая задачу перекрытия больших пространств, зодчие Древнего Мира стали применять искусственный камень – бетон, а природный камень использовали как отделочный облицовочный материал.

Таблица 2

  Описание Повествование Рассуждение
Способы изложения материала (композиция текста)      

Задание 5. Найдите в текстах задания 4 лексические средства связи. Подчеркните их.

Лексические средства связи:

1.1. Специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие: а) на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем и т.п.); б) на противоречивые отношения (однако, между тем, тем не менее); в) на причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, кроме того и т.п.); г) на переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к …, обратимся к …, рассмотрим, необходимо остановиться на …); д) на итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод и т.п.).

1.2. Местоимения, прилагательные и причастия, используемые в качестве средств связи (данный, этот, указанный, названный, такой, подобный.

1.3. Синтаксические средства связи: особенности построения предложений внутри фрагмента текста, обладающего смысловой законченностью.

Задание 6. Прочитайте текст. Вместо точек вставьте необходимые средства связи. Используйте слова для справок.

При температурном расширении или сжатии твердых тел развиваются огромные силы; это можно использовать в соответствующих технологических процессах. _________________, это свойство использовано в электрическом домкрате для растяжения арматуры при изготовлении напряженного железобетона. Принцип действия очень прост. К растягиваемой арматуре прикрепляют стержень из металла с подходящим коэффициентом термического расширения __________________________

Его нагревают, током от сварочного трансформатора. _________________ стержень жестко закрепляют и убирают нагрев.

____________ охлаждения и сокращения линейных размеров стержня развивается тянущее усилие порядка сотен тонн, которое растягивает холодную арматуру до необходимой величины.

Слова для справок: после этого, в результате, затем, например.

Задание 7. Прочитайте тексты. 1. Разделите каждое высказывание на исходную часть и сообщаемую (новую) часть. Обозначьте границу косой вертикальной чертой (/). 2. Подчеркните фрагменты предложений, с помощью которых осуществляется связь предложений в тексте. 3.Пользуясь данной ниже таблицей 3, определите тип связи в следующих текстах (последовательная /параллельная).

1. При диффузионном перемещении двух газов, находящихся при одинаковой температуре, наблюдается явление, обратное термодиффузии: в смеси возникает разность температура – эффект Дюфора. Разность температур, возникающая при диффузионном смешивании газов, составляющих воздух, равна нескольким градусам.

2. Среди новых теплообменных систем важное место занимают тепловые трубы. Один из простых вариантов тепловой трубы – это закрытый металлический цилиндр. Внутренние стенки цилиндра выложены слоем пористо-капиллярного материала, пропитанного легковоспламеняющейся жидкостью. Именно с движением этой жидкости связана теплопроводность трубы.

Таблица 3

Синтаксические средства связи
Типы связи предложений в тексте Примеры
1. Последовательная связь
Исходная часть сообщаемая часть Исходная часть сообщаемая часть Исходная часть сообщаемая часть В аудитории / сидят студенты. Студенты / слушают лекцию. Лекция читает профессор.
2. Параллельная связь
Исходная часть сообщаемая часть Исходная часть сообщаемая часть Исходная часть сообщаемая часть Студенты / сидят в аудитории. Студенты / слушают лекцию. Студентам лекцию читает профессор.

Задание 8. Прочитайте тексты. 1. Разделите каждое высказывание на исходную часть и сообщаемую (новую) часть. Обозначьте границу косой вертикальной чертой (/). 2. Подчеркните фрагменты предложений, с помощью которых осуществляется связь предложений в тексте. 3.Пользуясь данной ниже таблицей 3, определите тип связи в следующих текстах (последовательная /параллельная). 4. Выделите лексические средства связи.

Образец: 1. Масса /является мерой инертности газа. 2. Кроме этого, любая масса является источником гравитационного поля. 1-2 параллельная связь.

1.Масса /является мерой инертности газа. 2. Кроме этого, любая масса является источником гравитационного поля. 3. Через гравитационные поля осуществляется взаимодействие масс. 4. В гравитационных полях действуют гравитационные силы. 5. Гравитационные силы – самые слабые из всех сил, известных науке. 6. Тем не менее при наличии больших масс (например, Земля), эти силы во многом предопределяют взаимодействия объектов внутри физических систем. 7. Количественно гравитационные взаимодействия описываются законом всемирного тяготения. 8. Сила тяготения пропорциональна массе. 9. Такая пропорциональность приводит к тому, что ускорение, приобретаемое в данной точке гравитационного поля различными телами, для всех тел одинаково.

Указатель физических явлений и эффектов.

СРСП 2. История моей страны в экономике мира – реферат, 3 стр. Интернет, справочники


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: