Под политическим режимам чаще всего понимается совокупность характерных для определенного типа государств форм и методов осуществления власти. Как правила, политический режим отражает уровень политической свободы в обществе.
Если исходить из таких критериев политического режима как: характер борьбы за власть и политическое лидерство (открытый, закрытый, промежуточный); политическое участие граждан (ограниченное или свободное); нормы и принципы политического руководства; норма осуществления власти; то политические режимы можно разделить на демократические и недемократические.
Демократичность режима определяется следующими характеристиками:
- наличие честных, регулярно проводимых выборов;
- соблюдение прав и свобод граждан, в там числе, прав меньшинства;
-многопартийная (или двухпартийная) система;
- независимая от правящей элиты деятельность средств массовой информации и др.
Демократические режимы могут подразделяться на два подтипа: президентский и парламентский. При этом имеется в виду, что президентское правление имеет свои пределы.
|
|
Например, в США президент не имеет законодательных полномочий, а конгресс имеет права отменять любые назначения президента и даже начать процесс«импичмента», то есть отстранение президента от власти.
Парламентские режимы, в свою очередь, могут быть представлены как:
1)Парламентское однопартийное большинство, когда одна политическая партия настолько сильна, чтобы образовать правительство. Так, в Британском парламенте отдельно взятой партии достаточно 50% голосов для того, чтобы образовать правительство на весь выборный срок.
2)Парламентская коалиционная система, когда исполнительные органы власти формируются в результате коалиций различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. В ФРГ сотрудничество христианских демократов и свободных демократов носит долговременный характер. А, скажем, в Италии христианские демократы (самая многочисленная партия) всегда является основой коалиции, в которую входят попеременно разные партии. Следовательно, и правительство формируется на основе постоянно меняющихся коалиций.
3) Консенсуальный парламентский режим, защищающий права регионального или этнического меньшинства. К примеру, в Бельгии, где фламандцы составляют менее 15 % населения, функционирует система защиты прав обеих лингвистических групп. Так, правительство не имеет права диктовать свои условия в области образования - вместо этого образуются комиссии по образованию из равного количества представителей от обеих языковых групп и т. д.
|
|
Недемократические режимы могут классифицироваться как тоталитарные и авторитарные. Тоталитаризм и авторитаризм -эта особые формы диктатуры, под которыми понимается правление одного человека или группы людей, монополизировавших власть и использующих ее без ограничений. Диктатура, в отличие от демократии, исключает и проявление плюрализма..
Под тоталитаризмом подразумевают политический режим, основанный на стремлении власть имущих подчинить уклад жизни людей одной, господствующей- идее, используя для этого любые средства. Признаками такого режима в совокупности являются:
- единственная массовая политическая партия, как правила присваивающая себе властные полномочия и возглавляемая харизматическим лидером;
- официальная идеология, распространяемая на всех членов общества;
- монополия государства на средства массовой информации;
-особая система насилия, террора как средства контроля в обществе;
-жестко централизованная система управления экономикой.
В отличие от тоталитаризма в авторитарных системах власть не преследует тоталитарных целей. В них отсутствует единая идеология, формальна, могут существовать парламент, партии, разделение властей и другие параметры демократии.
При авторитарном режиме государства обладает властными функциями, независимо от партийных органов. Авторитаризму, как правило, не свойственны массовые репрессии, хотя может применяться тактика устранения или запугивания политических деятелей и граждан, не согласных с политикой режима.
Подвидами авторитарных режимов являются теократический авторитарный режим, неототалитарный режим, военное правление, персонифицированный режим (режим Хусейна, гитлеровский режим).
В заключение следует отметить, что многие режимы объединяют признаки разных типов и потому они являются как бы промежуточными. В этом смысле политический режим можно считать типологической; стилистической и образной характеристикой политической системы общества и государства.
Разные типы господства оформляются в различные политические режимы. Понятие«политический режим» Служит важной характеристикой всей системы власти. Оно включает в себя совокупность приемов и методов политического властвования, состояние внутренних и международных политических отношений, прав и свобод граждан, уровень законности, степень политической активности, определенный политический климат, существующий в данном обществе. История знает три основных формы политических режимов, которые изучаются политологией: демократический, тоталитарный и авторитарный. Критерий выделения Основных политических режимов - их отношение к закону, уровень их легитимности.
Подчеркнем, что прямой корреляции политических режимов с типами господства не существует: нельзя считать, что легальному типу господства полностью соответствует только демократический политический режим, традиционному - тоталитарный, харизматическому - авторитарный. Мы вернемся к этому тезису после сравнительного анализа основных форм политичecкиx режимов.