В связи с дифференциацией, а также и интеграцией научного знания, с реальными потребностями практики нам представляется правомерным выделить в относительно самостоятельную область науки и практики — деловую риторику. С учетом анализа самых различных трактовок понятая «риторика» применительно к «деловой риторике», мы считаем, что наиболее правильным будет следующее определение. Деловая риторика — это область человеческой культуры, включающая в себя науку, искусство и живую человеческую практику об убедительной и эффективной речи в различных видах (жанрах) делового общения. Деловая риторика включает в себя различные виды (жанры) делового общения:
деловые беседы,
ведение заседаний,
публичные выступления,
ведение дискуссий, споров,
ведение переговоров,
телефонные переговоры,
деловую переписку,
разрешение конфликтов.
Понятие «жанр» речевого общения мы заимствовали у М. М. Бахтина, который, характеризуя это понятие, пишет: «Каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем речевыми жанрами».
|
|
Таким образом объектом исследования деловой риторики является речевая культура делового общения. Предметом исследования деловой риторики как учебного предмета является система закономерностей, принципов, правил, условий эффективного обучения с ориентацией на творческое саморазвитие личности с целью овладения речевой культурой делового общения.
Основные задачи деловой риторики как учебного предмета:
1. Изучение истории развития риторики (включая основы классической ри-
торики).
2. Обучение различным видам и жанрам делового общения с ориентацией
на творческое саморазвитие личности учащегося (студента).
Для достижения целей совещания необходимо досконально подготовить и четко организовать их проведения с учетом совокупности обязательных элементов.
Подготовка совещания начинается с определения необходимости и целесообразности проведения делового совещания. Во время обоснования необходимости совещания менеджер должен сформулировать задачи, которые требуют оптимального и своевременного решения. Совещание имеет смысл, если есть необходимость в обмене информацией; выявлении мнений и альтернатив; анализе сложных (нестандартных) ситуаций; принятии решения относительно комплексных вопросов. Менеджер должен проанализировать все альтернативы проведения совещания: решение высшего руководителя; возможность решения вопроса по телефону; селекторное совещание возможность объединения с другими (плановыми) совещания. И если после этого менеджер убедится в полезности совещания, ее можно проводить. В противном случае от совещания необходимо отказаться. После того, как принято решение о необходимости проведения совещания, определяют повестку дня и состав ее участников.
|
|
Во время подготовки повестки дня необходимо определить: 1) тему соответствующего совещания и содержание обсуждаемых проблем; 2) условия, которые должен удовлетворять конечный результат совещания, для определения цели совещания; 3) кто и какую подготовительную работу должен проводить (целесообразно создать рабочую группу для формирования повестки дня, проведение предварительных совещаний в подразделениях).
Для успешного развития бизнеса (фирмы, предприятия и т.д.), необходимо умение вести переговоры со сторонними организациями.
Переговоры - это взаимозависимые процессы выработки, обмена и выполнения определенных наборов обещаний, удовлетворяющих основные интересы всех сторон, непосредственно участвующих в переговорах. Процесс переговоров с позиции сотрудничества распадается на три процесса: адекватная коммуникация; эффективное просвещение; ответственное использование власти.
При правильном применении правил и психологических приемов, можно добиться наиболее благоприятных условий для фирмы. Необходимо развивать такие качества как: выдержка, самообладание, ум, правильная стратегия.
Переговоры состоят из трех основных частей (фаз): подготовка переговоров, процесс переговоров и анализ результатов.
Как спланировать переговоры, чтобы они прошли успешно
Каждое заключение сделок предполагает совпадение зачастую очень разных интересов. Совместное обсуждение проблем и нахождение приемлемого решения удается лишь тогда, когда обе стороны уходят с переговоров с чувством, что они извлекли выгоду из подписанного соглашения.
Основные вопросы планирования процесса переговоров:
1. Определение цели (чего я хочу добиться):
a. На каком основании партнер мог бы признать мою точку зрения?
b. Какие альтернативы имеются у него и у меня?
c. Каких высказываний следует избегать?
d. Кто конкретно мог бы поддержать мои представления?
e. Какие очередные шаги необходимо предпринять, чтобы достигнуть поставленной цели?
f. Что произойдет, если я не достигну поставленной цели?
2. Какую ситуацию я выберу:
a. Какую точку зрения я с большей вероятностью выбрал бы?
b. Кто из участников переговоров мог бы отклонить мои предложения?
c. Каков интеллектуальный уровень партнера?
d. Какого порядка размещения участников переговоров следует ожидать/добиваться?
e. В каком помещении состоятся переговоры?
f. Какие уступки с моей стороны возможны?
3. Чему партнер по переговорам придает особенное значение:
a. Какой цели он добивается?
b. Что он должен оправдывать перед своим руководством?
c. Что именно заставляет его отстаивать избранную позицию, добиваться определенной цели на переговорах?
4. Как я действую:
a. Какое время/место переговоров я предлагаю?
b. Какие нейтральные службы (адвокат, консультант) я могу привлечь для переговоров?
5. Какие графические изображения/коммуникативные средства могут оказать помощь в переговорах?
16. Культура речи в процессе деловых переговоров.
Общение представляет собой процесс обмена информацией. Под культурой понимается принятый в данном обществе свод норм и правил. Отношения в сфере бизнеса регулируются деловой культурой. На основе сложившихся принципов корпоративной культуры и национальных традиций формируется культура речи в деловом общении.
Участники деловых встреч и переговоров общаются словами, устно, вербальным способом. Поэтому, помимо высокого уровня грамотности, они должны обладать знаниями этики речевого общения. Одновременно с речью мы используем различные невербальные знаки – мимику, жесты. Значительную роль играет знание и соблюдение правил невербального общения, особенно в беседе с зарубежными партнёрами, представителями других культур и религий.
|
|
Не только система знаков и образцы поведения охватываются понятием культуры речи в деловом общении. Во время делового разговора проявляется также речевая, логическая, невербальная и психологическая культура. На результат переговоров огромное влияние оказывают уважение и доброжелательность участников по отношению друг к другу. Именно эти качества лежат в основе культуры общения.