История, девиз, символика и ритуал Олимпийских игр

Олимпийские игры пришли к нам из глубокой древности. Считается, что первые игры проводились в 776 г. до н. э. в греческом городе Олимпии на берегу реки Алфей.

На время проведения Игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался. В состязаниях могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабов и женщин к соревнованиям не допускали. Участники Игр должны были, готовясь к выступлениям, 10 месяцев тренироваться вне Олимпии, затем 1-2 месяца в Олимпии. Программа Игр предусматривала бег, состязание колесниц, пятиборье, кулачный бой, конкурс искусств. Соревнования продолжались 5 дней. В 394 г. Миланский эдикт запретил использование олимпийского летосчисления и проведение Олимпийских игр.

Олимпийские игры нашего времени родились в 1896 г. Большую роль в их возрождении сыграл французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен. Он видел в возрождении Олимпийского движения большую возможность развития мирного соревнования между спортсменами и государствами, а также физического совершенствования человека. Он разработал основной устав, эмблему, флаг Олимпийских игр. Олимпийская хартия – название устава Олимпийских игр, утверждена Международным спортивным конгрессом в 1894 г. в Париже. Олимпийская эмблема представляет собой пять переплетенных колец голубого, черного, красного (в верхнем ряду) и желтого и зеленого (в нижнем ряду) цветов, символизирует собой пять континентов, объединенных в Олимпийское движение. С 1920 г. в эмблему включен девиз Олимпийских игр: «Быстрее, выше, сильнее!». Каждые конкретные Олимпийские игры имеют свою дополнительную эмблему – символ города-организатора игр. Олимпийский флаг представляет собой белое полотнище с пятью кольцами.

Ритуал Олимпийских игр предусматривает особый порядок проведения. Олимпийский огонь зажигается на родине Олимпийских игр в Греции от лучей солнца и доставляется к месту проведения. Огонь продолжает гореть в специальной чаше на протяжении всех дней и ночей, пока идет Олимпиада. Согласно олимпийской традиции, парад участников открывает делегация Греции – страны, подарившей миру Олимпийские игры, а завершает шествие делегация страны – организатора Игр. Спортивную общественность мира в связи с началом Олимпиады приветствует председатель оргкомитета проводящей страны, затем слово представляется президенту МОК, который предлагает главе государства объявить Олимпийские игры открытыми. Над стадионом раздаются торжественные звуки фанфар. Восемь спортсменов в сопровождении почетного эскорта вносят развернутый олимпийский флаг. Исполняется олимпийский гимн, флаг поднимается над стадионом. Организаторы прошлой Олимпиады передают официальный олимпийский флаг президенту МОК, а он вручает его главе города, принимающего участников Олимпиады (флаг хранится в этом городе до следующих Игр). После этого на арене появляется спортсмен с пылающим факелом, который передает огненную эстафету другому, и тот зажигает традиционный священный огонь в специальной чаше. Над стадионом звучит «Ода спорту», написанная Пьером де Кубертеном. Один из лучших спортсменов от имени всех участников Игр произносит клятву выступать в честных соревнованиях, уважая правила. Клятву произносит и представитель от судей (олимпийская клятва судей была введена в ритуал олимпиад в 1968 г. по предложению Олимпийского комитета СССР). Затем следуют массовые выступления спортсменов.

Значение Олимпийских игр в современном мире можно охарактеризовать цитатой их Олимпийской хартии: «…цели Олимпийского движения заключаются … в объединении молодежи мира на великом спортивном празднике, создающем международное доверие и добрую волю, способствующем созданию лучшего и более сплоченного мира…».

Требования, предъявляемые к одежде и обуви для занятий физической культурой и спортом.

Для занятий физическими упражнениями необходимо правильно одеваться.

Одежда и обувь предохраняют организм от переохлаждения, перегревания, загрязнения, травм и ушибов. Одежда должна быть по размеру и покрою такой, чтобы не затрудняла дыхание, кровообращение, не стесняла движения. Воротнички, манжеты, пояса, резинки и другие детали одежды не должны быть узкими и тугими. Для занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми в помещении зимой и для тренировок на свежем воздухе летом лучше всего подойдут трусы, майка, футболка или тонкий тренировочный костюм из хлопчатобумажной ткани. Такая одежда хорошо пропускает воздух и впитывает с поверхности тела пот и испарения.

Для занятий физическими упражнениями в холодную погоду одежда должна иметь три слоя: нижнее белье из хлопчатобумажной (льняной) ткани, затем рубашка, лучше из фланели, и сверху спортивный трикотажный костюм (или шерстяной свитер и брюки). На голову надевают шерстяную шапочку, на руки – варежки. Для защиты от сильного ветра поверх всего стоит надеть легкую куртку, лучше из плащевой ткани.

Обувь не должна быть тесной. Неудобная, тесная обувь с грубыми швами и складками ухудшает кровообращение и тем самым уменьшает согревание стопы. Она вызывает потертости, ссадины и мозоли. Зимой спортивную обувь следует надевать на шерстяной носок, под которым должен быть еще тонкий носок из хлопчатобумажной ткани. Слишком свободная обувь также неудобна: она натирает кожу и вызывает появление ссадин. Необходимо помнить, что нельзя весь день ходить в кедах – это может привести к плоскостопию.

Одежда и обувь нуждаются в постоянном уходе. Одежду, прилегающую к телу, стирают после каждой тренировки. Загрязненную и намокшую обувь очищают, просушивают и смазывают кремом. Хранить спортивную одежду и обувь надо в проветриваемом месте.

Требования безопасности во время проведения подвижных игр.

Благоприятно отражаются на состоянии и самочувствии учеников правильно организованные подвижные игры. Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями и преодолением препятствий очень интересны. Участвуя в них, можно проверить свою силу, развить выносливость, быстроту, меткость и ловкость. Не обойтись в играх и без смекалки, умения ориентироваться на площадке, быстро выбирать правильное решение.

Польза подвижных игр и в том, что они дают возможность лучше узнать друг друга, научиться проявлять терпение и взаимовыручку, правильно относиться к победам и поражениям.

Однако следует учитывать, что это возможно только в случае строгого выполнения правил безопасности:

· Не допускать ношение посторонних предметов, очки должны быть закреплены резинкой.

· Ногти должны быть коротко острижены.

· Необходимо иметь обувь, предотвращающую соскальзывание, не играть на сыром полу.

· При игре на сырой траве соблюдать осторожность – сильнее сгибать ноги в коленях и выполнять более короткие шаги.

· Не играть при наличии мусора на полу.

· Перед началом игры проверить отсутствие посторонних предметов на площадке и выступающих частей оборудования на площадке.

· Рассчитывать скорость передвижения, чтобы предотвратить столкновение. Запрещается выставлять руки вперед для предотвращения столкновения.

· По свистку учителя немедленно прекращать все игровые действия.

· Четко соблюдать правила игры – это предотвращает травматизм.

· Не пренебрегать разминкой перед началом игры, иначе можно получить травму во время игры.

· Не находиться на площадке во время игр без участия в них.

Что необходимо делать, чтобы не страдать избыточной массой тела?

На протяжении всей своей жизни человек с большим или меньшим вниманием следит за своим весом, потому что недостаточный, а тем более излишний вес свидетельствует о неблагополучном состоянии здоровья. Вес тела зависит от многих показателей, прежде всего от возраста и роста. По подсчетам специалистов средние показатели веса юношей и девушек в 15-16 лет могут колебаться в пределах от 50 до 60 кг. Эти цифры считаются ориентировочными, и колебания в 1-2 кг в ту или иную сторону не считаются отклонениями от нормы.

Основные причины появления лишнего веса – избыточное питание и недостаточная двигательная активность. Избыток жиров, углеводов или белков нарушает обменные процессы, ведет к ожирению и целому ряду заболеваний.

Ожирение является одним из факторов риска получения травм. Такие тяжелые травмы, как переломы костей, сотрясение мозга, очень часто регистрируются у школьников с избыточной массой тела при случайном падении в спортивном зале, на площадке, беговой дорожке. Это объясняется тем, что у них нарушена тонкая координация движений, не развиты ловкость, гибкость, пластичность, мышцы слабые и дряблые, связки непрочные. При падении с высоты своего роста (даже при небольшой инерции) такие дети получают тяжелые травмы. Они не могут перевести свое тело из неблагоприятного положения в более удобное, так как у них не развита амортизационная способность из-за слабого опорно-двигательного аппарата.

Невозможно нормализовать свой вес при малой двигательной активности. Известно, что каждый школьник должен не меньше одного часа в день заниматься физическими упражнениями, спортивными играми, плаванием, бегом. Лыжами, гимнастикой или каким-либо другим видом спорта.

Занятия физической культурой и спортом не только обеспечивают необходимый расход энергии, но и способствуют «сгоранию»излишних жиров, углеводов или белков, перерождению жировой ткани в мышечную.

Комплекс специальных упражнений с ожирением I-III степени (1-й месяц занятий):

· Ходьба, высоко поднимая колени.

· Ноги на ширине ступни, руки в стороны. Круговые движения прямыми руками вперед и назад.

· Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты туловища направо и налево с отведением правой (левой) руки в сторону.

· Ноги вместе, руки на поясе. Приседания, разводя колени и руки в стороны.

· Сидя на стуле, ноги шире плеч (колени разведены). Руки на поясе. Пружинистые наклоны вперед, доставая руками до носков ног.

· Лежа на полу, руки вдоль туловища. Поднять ноги до прямого угла, затем медленно опустить.

· Бег на месте (30 с), переходящий в ходьбу с постепенным замедлением шага.

· Игра в баскетбол, футбол (15 мин).

После занятий обязательно принять душ. В выходные дни можно совершать походы протяженностью до 8 км.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: