Существуют различные виды памяти, которые можно классифицировать по разным основаниям:
I. По характеру психической активности:
1. Двигательная.
2. Эмоциональная.
3. Образная.
4. Словесно‑логическая.
II. По участию воли:
1. Произвольная.
2. Непроизвольная.
III. По времени сохранения:
1. Мгновенная.
2. Кратковременная.
3. Оперативная.
4. Долговременная.
IV. По анализатору:
1. Зрительная.
2. Слуховая.
3. Тактильная.
4. Вкусовая.
5. Обонятельная.
Память каждого человека, характеризуясь общими закономерностями развития, вместе с тем имеет свои особенности.
Индивидуальные различия памяти обусловливаются индивидуальными особенностями личности и зависят от специфики деятельности человека. Своеобразие развития анализаторов определяет тот или иной вид памяти. Например, у художника под воздействием постоянного профессионального внимания к таким свойствам зрительно воспринимаемых предметов, как форма, цвет, пространство, как правило, исключительно сильно бывает развита зрительная память. Музыканты отличаются хорошей слуховой памятью.
Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в ее свойствах. К свойствам памяти относятся объем памяти, точность запоминания и воспроизведения, прочность запоминания, скорость запоминания, мобилизационная готовность памяти.
Объем памяти – количественный показатель продуктивности мнемических процессов (количество материала, которое может быть воспроизведено непосредственно после однократного его восприятия).
Точность запоминания и воспроизведения – способность без искажения воспроизвести информацию, характеризующаяся степенью соответствия между воспринятым и воспроизведенным материалом.
Прочность запоминания – максимальная длительность сохранения запоминаемого материала.
Скорость запоминания – время, необходимое для полного запоминания материала.
Мобилизационная готовность памяти – умение легко и быстро извлекать из памяти то, что необходимо.
Индивидуальные особенности памяти во многом зависят от свойств нервной системы, но в то же время изменяются под влиянием условий жизни и воспитания. В процессе формирования личности, под влиянием учебной и трудовой деятельности развиваются и изменяются все виды и свойства памяти.
Память на начальных ступенях развития ребенка носит непроизвольный характер. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх, причем запоминается лучше, то, что связано с целью деятельности, вызывает интерес.
Процесс обучения, усвоения новых знаний существенно влияет на развитие памяти. Под воздействием требований учебной деятельности запоминание и воспроизведение все больше приобретают произвольный характер, увеличивается число мнемических приемов и операций, применяемых человеком для повышения продуктивности памяти. Эти особенности следует учитывать педагогу в процессе обучения.